Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»
материал (подготовительная группа)
Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_eydetika_dlya_doshkolnikov_21-22_g.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний применения технологии обучения детей по развитию памяти. Учитывать их индивидуальные возможности, способности, интересы. Максимально содействовать развитию памяти как познавательным процессом у детей.
Задачи:
1. развитие произвольного запоминания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие оперативной, краткосрочной памяти у ребенка;
3. развитие опосредованного запоминания у ребенка.
Актуальность:
На занятиях в подготовительной группе, дети часто отвлекаются, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не могут запомнить предложенную им информацию. Действительно ли дети такие невнимательные или им просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание, при развитии памяти детей. В этом нам поможет метод «Эйдетики». Эйдетика не только изучает память, но и предлагает эффективные методы развития памяти.
Память у детей 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает обычно: услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.
В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме.
- Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.
- Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно. Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.
- Зрительная память Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений.
- Слуховая память. Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется.
- Обонятельная и осязательная память Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.
- Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов.
- Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам.
- Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.
Чтобы будущий первоклассник без труда справлялся с потоком новой информации на уроках, нужно развивать его память и внимание. Важный показатель – умение сосредотачиваться на конкретном занятии. Хорошо усваивается то, что понятно и интересно, поэтому взрослому нужно следить за тем, чтобы ребёнком исполнялись любые задания. Ставьте перед ним задачи, которые требуют сосредоточенности и внимания, хвалите, когда у малыша всё получается. Старайтесь тренировать память в игре, а не на скучных упражнениях.
План работы на 2021 -2022 учебный год
Содержание работы на 2021-2022 годы | Сроки выполнения | Практический выход |
Ознакомление материалами и литературой по данной тематике. Определение цели, задач, подбор литературы. | Сентябрь | Изучение темы составление плана работы. Создание дидактических игр. |
Повторение изученного материала за прошлый учебный год с детьми. Внедрение изученного материала в практических занятиях. | Октябрь - Апрель | Диагностика развития памяти детей |
«Как развивать память у ребенка» | Ноябрь | Консультация для родителей |
"Развитие памяти и внимания у детей 5-6 лет | Январь | Консультация для воспитателей |
«Тренируем память» | Март | Мастер - класс для воспитателей.
|
Отчет по теме самообразование Фотоотчет проведенных занятий | Апрель -Май |
Работа с детьми | ||
Создание картотек игр, фотобанка по теме самообразования | Сентябрь – октябрь | Создание и работа с картотекой. |
Игры и упражнения для развития двигательной памяти: «Слушай и исполняй», «Повторяй за мной», «Слушай и исполняй» «Крокодил» «Птицы – цветы – деревья». | Ноябрь
Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий. | Проведение игр, анализ и закрепление Результатов. |
Игры и упражнения для развития образной памяти |
Декабрь | Проведение игр и закрепление. |
Игры и упражнения для развития слуховой памяти «Игра в слова» |
Январь | Проведение игр и закрепление. |
Обонятельная и осязательная память сухой – мокрый» Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры. «Вкус фруктов». | Февраль Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. | Проведение игр и закрепление. |
Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти. «Послушай и запомни», «Сравни», «Пару картинок», «Рисуем стихотворение», «Четвертый лишний». | Март Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. | Проведение игр и закрепление. |
Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти. «Эмоции персонажей», «Снежки», «Важное событие», «Плохое и хорошее». | Апрель Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета | |
Мониторинг детей | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».
Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».
Ссмообразование предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы я разр...
Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год
Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Индивидуальный план работы по теме самообразования развитие речи дошкольников
План работы по теме самообразования по развитию речи дошкольников...
Тема самообразования «Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
самообразование...
Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»
Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»...