Конспект НОД "Старый добрый утюжок"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Исакова Татьяна Павловна

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры. НОД знакомит детей с жизнью, бытом, предметами обихода русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon старый добрый утюжок35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по музейной педагогике «Старый добрый утюжок»

Интеграция: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, о предметах старины.

Задачи:

- Продолжать знакомить с экспонатами русской избы и предметами домашней утвари.  Познакомить с историей возникновения утюга. Расширять кругозор, развивать любознательность.

- Развивать речь. Обогащать словарь: скалка, рубель, ребристый брусок, духовой, чугунный, орнамент.

- Развивать память, внимательность, эстетические чувства

- Воспитывать уважение к русской народной культуре.

(Звучит русская народная мелодия)  Хозяйка избы в  национальном костюме встречает детей.

- Здравствуйте дорогие гости! Низкий вам поклон! Очень рада вас снова видеть! Проходите, присаживайтесь на  лавки. Сегодня я расскажу вам об одном очень, нужном предмете. А что б узнать, что это за предмет угадайте мою загадку.

Загадка:

 Я не хвастая, скажу. Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые, с морщинками со складками.

 Уходят очень милые - веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг,

Догадались? Я….(утюг)

Ребята, а у вас есть дома, есть утюг? А кто знает, для чего нужны утюги? (ответы детей)

Да правильно. Поэтому вы все такие нарядные, красиво отутюженные.

Я ребятки вас ждала!

 Пироги в печи пекла.

 Скатерть  гладила потом.

Старым русским утюжком.

Вот он, какой старинный утюг, посмотрите (показ).  Похож он на современный утюг? (ответы детей). Именно вот таким приспособлением гладили в старину  белье в России (показ). Белье наматывали на вот такую небольшую, гладкую скалку   и прокатывали его рубелем, вот таким деревянным, ребристым бруском, двигали вперед – назад (показ). Кто хочет попробовать?

 Затем в России появились вот такие угольные утюги (показ). Такой утюг нагревали березовыми углями. Вот он, какой посмотрите. Вверх его открывался, как коробка, и угольки засыпались внутрь. А у некоторых была еще и труба, как у самовара. В народе угольный самовар называли «духовой», поскольку его нужно было постоянно раздувать. Из-за чего угольки иногда выпадали из отверстий и прожигали одежду.

По полотняной стране, по реке простыне.

 Плывет пароход то назад, то вперед.

А за ним такая гладь не морщинки не видать.

Что-то мы с вами засиделись. Как говорили в народе «Делу – время, а потехе час». Пришло время поиграть с мячом

Зазывалочка:

 Мы волшебники немного

Был один, а станет много!

 Дидактическая игра: «Один-много»

(хозяйка избы называет предмет одежды в единственном числе, а дети во множественном).

А еще у меня в избе есть вот такой утюг (показ). С виду он напоминает лодочку с ручкой. Это чугунный, очень тяжелый утюг. Нагревали такой утюг,  просто поставив его в горячую печь. Попробуйте его поднять. Правда, тяжелый утюг?

Утюги ребята были дорогой вещью. Их украшали орнаментом, передавали по наследству от матери дочери. Вот, посмотрите, какую  красоту создавали народные мастера! (просмотр слайдов). Правда, красиво?

А теперь за то, что вы меня так внимательно слушали, я с вами поиграю в русскую народную игру «Заря - заряница».

Но вначале давайте водящего. Кто из вас знает считалочку?

Считалка: Ахи, ахи, ахи ох

Баба сеяла горох

Уродился он густой

Мы бежим, а ты постой!

Хозяйка держит шест, на котором закреплены разноцветные ленты.

Водящий, идет вокруг играющих детей. Остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:

Заря – Заряница - Красная девица по полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые

Раз, два – не воронь, беги, как огонь!

На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого приглядел), тот бросает конец своей ленты и они бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободный конец ленты, тот становится в круг, опоздавший остается водить.

Ребята, что нового вы узнали сегодня об утюгах? (ответы детей). Вот какие вы все внимательные, все запомнили! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Доброе слово"

Конспект занятия по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте" для младшей группы....

Конспект "Делаем добро"

«Делаем добро»Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств детей.Задачи: Обучающие – формировать нравственные качества у детей, расширять представления о доброте;Воспитательные –...

Конспект занятия«Добро в твоём сердце»

Цели и задачи: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей...

конспект занятия:"Добрые и смелые, сильные, умелые - помогаем всем".

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная  эмоциональность ребенка, его эмоция. Эмоции – особая форма отражения действительности. Они складываются у ребенка в ходе практической деятельн...

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе

Конспект развлечения «Добрый мир сказок Чуковского» в старшей группе...

Конспект "Дороги добра"

Конспект по социально-коммуникативному развитию детей для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия "Добро рождает добро"

Очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить...