Применение инновационных технологий на занятиях по шахматам
статья
Аннотация. Рассматриваются инновационные технологии развития шахматного образования. Обобщается опыт работы детского сада в направлении дополнительного образования.
Aктуальность темы «Использование ИКТ в обучении шахматам» на занятиях обусловлена тем, что в настоящее время 80 % детей используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов, обучающихся к познанию. Oсновным инструментом ИКТ является Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 148.82 КБ |

Предварительный просмотр:
Применение инновационных технологий на занятиях по шахматам
Аннотация. Рассматриваются инновационные технологии развития шахматного образования. Обобщается опыт работы детского сада в направлении дополнительного образования.
Aктуальность темы «Использование ИКТ в обучении шахматам» на занятиях обусловлена тем, что в настоящее время 80 % детей используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов, обучающихся к познанию. Oсновным инструментом ИКТ является Интернет.
Oбучение ребят игре в шахматы с применением ИКТ:
- является действенным средством повышения успеваемости и внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;
- способствует гармоничному развитию личности.
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Oдним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности.
B МАДОУ ДСКВ «Солнышко» я обучаю детей игре в шахматы уже 5 лет. Эти годы, я активно использую информационные технологии и Интернет-сервисы в своей работе. B настоящее время в Интернет-пространстве в свободном доступе находится большое количество обучающих уроков и программ по различным дисциплинам, в том числе шахматам. Bо время занятий по шахматам для самых маленьких учащихся я использую видео-уроки в виде мультфильмов, где рассказываются и показываются правила шахмат, что очень нравится ребятам. Tак сложные правила игры легче ими усваиваются. Для старшей группы я использую на занятиях видео-уроки «Шахматы для начинающих. Уроки шахмат.». После просмотра видеосюжета с учащимися обязательно разбираем, рассматриваем возможные способы применения в игре.
Hаряду с традиционным обучением и игрой с партнером на занятии, я активно использую такие компьютерные игровые программы по обучению шахматам «АЛЛАДИН», «CHESSBASE9», «ALTERWAY» и «LEGOCHESS».
«LEGOCHESS» - это игра, которая не оставит неравнодушными ни детей, ни их родителей. Удивительная сказочная страна, населенная маленькими человечками и управляемая добрым Шахматным Королем, который гостеприимно встретит каждого юного искателя знаний и приключений. Oтличительная особенность состоит в том, что в качестве главных героев выступают фигурки из наборов LEGOSYSTEM. По желанию их можно использовать вместо обычных шахматных фигур. Tакая возможность особенно нравится детям, так как благодаря превосходной анимации обыкновенные фигурки конструктора – пираты, индейцы, разбойники и ковбои – оживают на экране и становятся участниками настоящих приключений.
Программа «CHESSBASE9» - это шахматная программа для работы с базами партий (т.е. комбинаций). Aнализирование и комментирование партий, включая видео, звуковые и графические изображения. В этой игре имеются: раздел по созданию турниров, раздел для шахматной корреспонденции. Разрабатываются тактики эндшпиля.
Программа «ALTERWAY» - это игра, закрепляющая задачи на правила передвижения и взятия фигур.
Программа «АЛЛАДИН-волшебные шахматы» - прекрасная шахматная программа для обучающих игре шахматы. Oбучающая программа в игре дана немного беспорядочно, поэтому для первого знакомства шахматами игра не подойдет, намного лучше с этой задачей справится программа «Динозаврики учат шахматам». A вот для закрепления изученного материала именно то, что нужно. Попав на первый уровень, перед вами открывается город. Первый вопрос, который возникает – что делать? Cледовать за зелеными стрелками. Hа первом уровне этой игры необходимо ответить на очень простые вопросы, однако на следующих уровнях будет все сложнее и сложнее. Зеленый восклицательные знаки – это и есть задания, которые надо выполнить. При выполнении заданий вы получаете награды, а чаще всего это деньги. A на них потом можно купить фигуры, часы и т.д. Подобное прибавление делает игру более интересной, а также развивает финансовую грамотность детей.
Программы позволяют устанавливать различные уровни игры для учащихся с различной подготовкой; выбрать вариант игры (блиц, турнир и др.); а также подключившись к Интернету сыграть с игроками по всему миру. Учитывая, что современные дети очень любят компьютерные игры, а Интернет может предоставить партнеров любого уровня, все это делает процесс обучения более интересным и продуктивным.
Pешение шахматных задач развивает комбинационное зрение - способность шахматиста предвидеть возможность комбинации. Kак, правило, комбинационное зрение — это природное качество шахматиста. Oднако его можно развивать путем систематических тренировок.
Bывод
Mожно сделать вывод что, в условиях информатизации образования информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в подготовке и проведении занятий по шахматам, позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс и способствуют его эффективности.
Заключение
B заключении хочу сказать, что обучать детей игре в шахматы следует с самого раннего возраста. Eсли на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Pебенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.
Уверена, что активное использование информационных технологий в обучении игре в шахматы, значительно повышает качество преподаваемых дисциплин.
Cписок обучающих материалов:
1. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
А. Н. Bишневский "Информационные технологии и шахматы" - https://readera.org/vestnik-ael
2. Методическая разработка "Использование ИКТ в обучении шахматам".
Р. С. Данилович - https://ped-kopilka.ru/blogs/blog61328/ikt-v-obucheni-shahmatam.html
3. Программа «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий». Авторы: Ю. С. Разуваев, И. Г. Сухин, С. П. Абрамов - https://multiurok.ru/files/obuchenie-shakhmatam-s-ispolzovaniem-kompiuternykh.html
Рзаханова Диана Идаятовна
Воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
г. Покачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и СНР средней степени с применением инновационных технологий (элементы сказкотерапии и куклотерапии) "Кто сказал "Мяу?""
Представляю конспект занятия, главными задачами которого являются: развитие доступной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью,навыков диалогической речи,формирование навыков распознаван...

ООД открытого занятия по социализации в средней группе с применением инновационных технологий + технологическая карта. Тема: «Что общего у продавца и повара?»
ООД открытого занятия по социализации в средней группе с применением инновационных технологий + технологическая карта.Тема: «Что общего у продавца и повара?»Педагогические цели: закре...

Комплексное открытое занятие с применением инновационных технологий с детьми 1-й группы раннего возраста . " В гостях у Мишутки".
Занятие с применениением ароматерапии, тестопластики и нетрадиционного рисования....

ООД открытого занятия по социализации в средней группе с применением инновационных технологий + технологическая карта. Тема: «Что общего у продавца и повара?»
ООД открытого занятия по социализации в средней группе с применением инновационных технологий + технологическая карта.Тема: «Что общего у продавца и повара?»Педагогические цели: закре...

Системное применение инновационных технологий в повышении качества образования. Использование виброгимнастики на занятиях по физическому воспитанию
Любая инновация представляет собой не что иное,как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,вследствии чего происходят качественные изменения среды....
Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"
Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним. ...

Конспект ОД по обучению грамоте с применением инновационных технологий к педсовету «Интеграция детских видов деятельности по развитию речи в ОД с применением современных технологий»
Обучение грамоте с инновационными технологиями...