"Коллективные формы работы как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Трофимова Надежда Викторовна

Изобразительная деятельность, реализуемая в коллективных формах работы (в том числе и с использованием нетрадиционных техник), рассматривается мною как инструмент социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.. Был разработан плана работы с детьми, в котором было бы возможным реализовать задачи социально-коммуникативного развития детей, и который позволил бы сплотить детский коллектив, побудить высказывать свое мнение, выражать эмоции и давать речевую оценку поступкам в доступных детям формах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_n.v.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективные формы работы как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников

Работа в разновозрастной группе детей (старшая подготовительная группа – 5-7 лет) показала, что у детей существуют проблемы в общении, порой возникали конфликтные ситуации, которые могли перерасти в драку. Что обусловлено особенностями психического развития детей каждой из возрастных групп. Проблематичным для детей оказывалось даже просто попросить лопатку в песочнице. Дети выбирали более легкий, по их мнению, способ заполучить «заветный» предмет – подойти и забрать. Очень распространенным явлением было подойти к воспитателю и пожаловаться на другого ребенка, который не желает делиться игрушкой или не принимает в совместную игру. Ребята могли стоять и наблюдать за ребенком, ломающим чужую постройку из строительного материала или песка, который дразнит других детей, при этом давая молчаливую оценку, но не принимая никаких усилий, чтобы остановить «обидчика».

Известно, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей (на всем протяжении дошкольного детства) и подготовки к школе. [1, с. 4] Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. [2, с. 5]

Как известно, «совместный труд – объединяет», поэтому коллективная изобразительная деятельность, как вид детского труда, имеющего на выходе совместный продукт, рассматривается мной как средство социально-коммуникативного развития. Считаю работу в данном направлении возможной и не противоречащей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 (далее ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС ДО  дошкольное образовательное учреждение реализует Программы, которые должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Полноценная реализация Программы образовательного учреждения возможна только при условии интеграции образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых и ДОО; формирование позитивных установок к различным видам  труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Данное обстоятельство послужило причиной разработки плана работы с детьми, в котором было бы возможным реализовать задачи социально-коммуникативного развития детей, и который позволил бы сплотить детский коллектив, побудить высказывать свое мнение, выражать эмоции и давать речевую оценку поступкам в доступных детям формах деятельности.

На основе изложенного, изобразительная деятельность, реализуемая в коллективных формах работы (в том числе и с использованием нетрадиционных техник), рассматривается мною как инструмент социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать настроение, желания. [2, с. 6]

А у детей 6-7 лет движения рук уже более ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. Хорошо развита коммуникативная функция речи. Дети 6-7 лет быстрее устанавливают партнерские отношения со сверстниками. [3, с. 7]

Это было взято мной за основу при  построении занятий и индивидуальной работы со старшими дошкольниками. Организуя работу детей в микрогруппах, я ставила перед собой задачу не только художественно-интеллектуального развития, но и нравственного воспитания (учить уважать труд людей, беречь красоту и создавать ее, учить договариваться и распределять роли, проявлять себя в среде сверстников ответственным, порядочным и т.п.).

Сначала дети выполняли задания в парах, затем объединялись по 3-5 человек. При этом важно взаимодействие детей не только в микрогруппах, но и взаимодействие между микрогруппами. Дети работали более сплоченно, оказывали друг другу помощь (при вырезывании, при подборе цветов или прорисовывании деталей и др.), но в то же время присутствовал и соревновательный элемент между микрогруппами (старались пояснить, почему созданная работа в одной микрогруппе интересней, ярче, добрее и т.д.).

Главное для педагога, быть готовым к любому «повороту событий» при работе детей в микрогруппе – как к разрешению конфликтной ситуации, так и к наличию «рабочего шума», который всегда существует, ведь дети обсуждают, решают, договариваются, планируют совместную деятельность и распределяют задачи. Педагог, организуя такие формы работы с детьми, определенно должен быть готовым проявить самообладание и выдержку.

Данное направление работы было внедрено в образовательный процесс в соответствии с комплексно-тематическим планом на 2019-2020 учебный год. Были продуманы темы занятий по изобразительной деятельности, которые позволили бы решить поставленную задачу (Приложение 1).

Кроме того, проводится работа с детьми в микрогруппах по приходу в дошкольное учреждение в утреннее время, как по инициативе детей, так и по инициативе педагога. Изобразительная деятельность в микрогруппах со старшими дошкольниками  в утреннее время может быть организована по таким темам, как «Аппликация букв», «Создание книжек-самоделок» (чаще по произведениям, затрагивающим нравственное воспитание детей), Рисование «Добра и зла», «Грустное и радостное настроение», «Рисование желаний», создание альбома «Азбука вежливости» и др.

Систематическая работа в данном направлении показывает, что дети в группе уже более уверенно делятся друг с другом своими знаниями и умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию и получению новой информации. Дети сознательно стремятся овладевать новыми способами рисования и аппликации, экспериментируют, запоминают, помогают друг другу преодолевать трудности в усвоении новых знаний и умений. Дети стали критически относиться к своей деятельности и деятельности других детей. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Приложение 1.

Перспективный план занятий по ИЗО деятельности, реализуемых в коллективных формах работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц/неделя

старшая группа

подготовительная группа

Темы коллективных занятий

   2  - 13  сентября

Мой любимый детский сад!

Профессии сотрудников детского сада.

Неделя дружбы, вежливости и добрых дел (этикет.)

Игрушки:                                                                                куклы, технические, конструкторы.

День знаний

Что такое начало учебного года, занятия; правила поведения на занятиях; сравнение д\с и школы; школьные  принадлежности. Школа, учителя, ученики, личностные качества ученика.

Аппликация «Мой любимый детский сад!»

Рисование «Наши любимые игрушки»

 16 сентября - 11 октября

Осень

Лягушки, змеи, ящерицы. Дикие и домашние животные. Сбор и заготовка урожая (овощи, фрукты, грибы, ягоды, злаковые культуры). Одежда. Обувь. Головные уборы. Материалы. Красная книга.

Осень

Заготовка и хранение урожая. Злаковые культуры и их переработка. Одежда. Обувь. Головные уборы. Ткани и др. материалы. Труд людей (с\х профессий – полеводы, животноводы). Красная книга России

Рисование «Прогулка под осенним дождем».

Аппликация/лепка «Дары осени».

           14 - 25 октября-

Я вырасту здоровым

Здоровье и ЗОЖ. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Продукты питания: (молоко и молочные продукты, мясные и рыбные продукты).

Я вырасту здоровым.

Здоровье и ЗОЖ. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Первая медицинская помощь.

Продукты питания: (молоко и молочные продукты, мясные и рыбные продукты).

Рисование «Здоровый образ жизни»

Лепка «Полезные продукты»

28 октября - 8 ноября

День народного единства

Города России, знаменитые люди страны. День народного единства. История, культура и искусство России. Символика государства. Транспорт. Профессии.

День народного единства

Города России, знаменитые люди страны. История, культура и искусство России. Символика государства.

Земля – наш общий дом.        

Аппликация «Дружба народов»

Рисование «Флаг России»

 11  - 22 ноября

Мой дом и моя семья

Профессии родственников, обычаи, семейные традиции.

Дом (русская изба, бурятская юрта). Предметы быта человека.

Электроприборы, посуда (кухонная, столовая, чайная), мебель. Безопасность дома.

Мой дом и моя семья

Профессии родственников, обычаи, семейные традиции. Дом. Предметы быта человека. Электроприборы, посуда (кухонная, столовая, чайная), мебель. Безопасность дома.

«Чувства человека»:

Радость и печаль. Любовь и ненависть.

Правда и ложь. Добро и зло.

Лепка «Чайный сервиз»

Рисование «Дом».

25 ноября - 6 декабря

Сибирь - наш край родной

Моя малая Родина. Природа тайги (волк, бурый медведь, лисица, заяц, белка, соболь, колонок, косуля, лось, кабан, росомаха).

Озеро Байкал (омуль, хариус, нерпа). Крупнейшие сибирские реки.

Сибирь - наш край родной

Моя малая Родина. Природа тайги (волк, бурый медведь, лисица, заяц, белка, соболь, колонок, косуля, лось, кабан, росомаха).

Озеро Байкал (омуль, хариус, нерпа). Крупнейшие сибирские реки.

Аппликация «На берегу Байкала»

Лепка «Нерпята»

9 декабря -17 января    

Зимушка зима

Природа зимой.

Сезонные изменения в природе, одежде людей. Зимние виды спорта. Безопасное поведение зимой. Животные севера.

Жизнь животных и птиц зимой.

Зимние забавы. Одежда.

Новый год (история и традиции встречи Нового года в нашей стране).

Зимние праздники:

«Рождество!», «Колядки», «Крещение».

Зимушка зима

Природа зимой.

(Сезонные изменения в природе, взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы. Зимние виды спорта. Безопасное поведение зимой. Экспериментирование с водой, снегом и льдом. Труд людей зимой. Знакомство с природой Арктики и Антарктики.

Жизнь животных и птиц зимой.

Зимние забавы. Одежда)

Новый год (история и традиции встречи Нового года в нашей стране и в странах мира).

Зимни праздник:

«Рождество!»,

 «Колядки»,

«Крещение».

Рисование «Дед Мороз и Снегурочка»

Лепка «Зимние забавы»

Аппликация «На празднике Елки»

20 - 31 января

Народная культура и традиции

Народная культура. Народные игры. Народные промыслы.

Народная культура и традиции

Народная культура. Народные игры. Народные промыслы.

Аппликация «Матрешка»

Рисование «Узоры и орнаменты на посуде»

3 -7 февраля

Транспорт

Средства передвижения человека, их назначение (среда передвижения, конструктивные особенности)

Воздушный транспорт. Водный транспорт.

Наземный транспорт (автомобильный, железнодорожный, специальный.)

Транспорт

Средства передвижения человека, их назначение (среда передвижения, конструктивные особенности)

Воздушный транспорт. Водный транспорт.

Наземный транспорт (автомобильный, железнодорожный, специальный)

Аппликация «Путешествие на поезде»

Рисование «На улицах села»

10-21 февраля

Защитники земли русской

«Папа», «Дедушка»

Рода войск. Военная техника.

Защитники земли русской

«Папа», «Дедушка»

Рода войск. Военная техника.

Рисование «Наши папы»

Лепка «Музей боевой славы» (Военная техника)

25 февраля -6 марта

Международный женский день

Подарки мамам, сестричкам и бабушкам.

Международный женский день

Подарки мамам, сестричкам и бабушкам.

10 – 27  марта

Весна

«Природа оживает».

Растительный и животный мир весной:

«Животные весной»

«Цветы», «Лекарственные растения»,

«Огород на окне».

«Птицы»:

«Домашние». «Дикие».

Весна

«Природа оживает».

Растительный и животный мир весной:

«Животные весной»

«Цветы», «Лекарственные растения»,

«Огород на окне»

«Птицы»:

«Домашние». «Дикие».

Аппликация «Грачи прилетели»

Рисование «Природа оживает»

30 марта – 3 апреля

Неделя театра, смеха, книги и сказок

Любимые сказочные герои.

Детские писатели.

«Библиотека». «Книжкина больница».

День смеха и юмора. Театр, актёры.

Неделя театра, смеха, книги и сказок

Любимые сказочные герои.

Детские писатели.

«Библиотека». «Книжкина больница».

День смеха и юмора. Театр, актёры.

Рисование «По страницам любимых сказок»

6-10 апреля

Мы и космос

День космонавтики

Аппликация «Космос»

13-24 апреля

Живые существа и человек

Насекомые. Водные обитатели. Земноводные

Живые существа и человек

Насекомые. Водные обитатели. Земноводные

Аппликация «Аквариум"

27 апреля – 8  мая

День победы!

«Боевая слава нашего народа»

День победы!

«Боевая слава нашего народа»

Рисование «День победы»

12-15 мая

ПДД

ПДД

Лепка «Светофор – наш друг!»

18  - 29мая

Лето!

До  свидания детский сад!  Здравствуй школа.

Рисование «Здравствуй, лето!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»

В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....