«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
статья по психологии
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
Социально-коммуникативные навыки – это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом.
Социально-коммуникативные навыки необходимо начинать формировать еще в дошкольном возрасте. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации.
В процессе формирования социально-коммуникативных навыков ребенок приобретает практические умения, которые позволяют ему адаптироваться в социуме.
Действенным методом формирования социально-коммуникативных навыков является игра, именно в ней у детей происходит эмоциональное, социальное, коммуникативное становление.
Развитие социально-коммуникативных навыков – это процесс, позволяющий человеку взаимодействовать с другими людьми, который связан с отработкой навыков и умений говорить грамотно, логично, слушать собеседника, а также поведением, соответствующим конкретным ситуациям, выражающееся в умении регулировать свои чувства, эмоциональные состояние и проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества.
Социально-коммуникативное[a] развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:
- принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью;
- принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств
и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение;
- принцип воспитания в деятельности (организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру);
- принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом
ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у
ребенка желание усовершенствовать свое поведение, проявить индивидуальность;
- принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок
приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает
элементарные навыки коллективной жизни;
- принцип взаимоотношения и совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств.
Остановимся на методах и приемах развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Методы работы воспитателя – это путь достижения цели и задач обучения. Приём - часть метода, его конкретный элемент. В своей работе педагоги могут использовать следующие словесные методы:
1. Рассказ педагога.
2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из
детского опыта, различные творческие рассказы).
3. Беседа (по нравственным, моральным, этическим проблемам).
4. Чтение литературы (художественной и научно-популярной).
Помимо словесных, педагоги применяют наглядные методы:
1. Наблюдение.
2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, слайдов,
видеозаписей, компьютерных программ).
Используются и игровые методы:
1. Дидактические игры.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде, например, с ролями, игровыми
действиями.
Практические методы обучения:
1. Упражнения.
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Все методы необходимо использовать только в игровой деятельности как
ведущей в дошкольном возрасте. Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах
тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка,
становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их
коррекции.
Большую роль в развитии социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в ДОО оказывают родители. Проводится работа с семьей воспитанника, так как проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье.
Могут проводиться совместные мероприятия педагогов и родителей:
1. Тематические родительские собрания.
2. Консультации.
4. Беседы.
5. Тематические выставки.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
1. Совместные кружки.
2. Тематические КВН, викторины.
3. Разные праздники.
4. Семейные конкурсы.
5. Просмотр фильмов.
6. Разные концерты.
7. Оформление своих групп.
8. Различные соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графо-моторных навыков у старших дошкольников
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"
В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...
Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников
Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников...
Методическая разработка: "Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников "
Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих м...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...
Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников
Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...