«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
статья по психологии

Пушкова Марина Евгеньевна

В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»

Социально-коммуникативные навыки – это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом.

Социально-коммуникативные навыки необходимо начинать формировать еще в дошкольном возрасте. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации.

В процессе формирования социально-коммуникативных навыков ребенок приобретает практические умения, которые позволяют ему адаптироваться в социуме.

Действенным методом формирования социально-коммуникативных навыков является игра, именно в ней у детей происходит эмоциональное, социальное, коммуникативное становление.

Развитие социально-коммуникативных навыков – это процесс, позволяющий человеку взаимодействовать с другими людьми, который связан с отработкой навыков и умений говорить грамотно, логично, слушать собеседника, а также поведением, соответствующим конкретным ситуациям, выражающееся в умении регулировать свои чувства, эмоциональные состояние и проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества.

Социально-коммуникативное[a] развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами:

- принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью;

- принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств

и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение;

- принцип воспитания в деятельности (организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру);

- принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом

ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у

ребенка желание усовершенствовать свое поведение, проявить индивидуальность;

- принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок

приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает

элементарные навыки коллективной жизни;

- принцип взаимоотношения и совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств.

Остановимся на методах и приемах развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Методы работы воспитателя – это путь достижения цели и задач обучения. Приём - часть метода, его конкретный элемент. В своей работе педагоги могут использовать следующие словесные методы:

1. Рассказ педагога.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из

детского опыта, различные творческие рассказы).

3. Беседа (по нравственным, моральным, этическим проблемам).

4. Чтение литературы (художественной и научно-популярной).

Помимо словесных, педагоги применяют наглядные методы:

1. Наблюдение.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, слайдов,

видеозаписей, компьютерных программ).

Используются и игровые методы:

1. Дидактические игры.

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде, например, с ролями, игровыми

действиями.

Практические методы обучения:

1. Упражнения.

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Все методы необходимо использовать только в игровой деятельности как

ведущей в дошкольном возрасте. Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах

тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка,

становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их

коррекции.

Большую роль в развитии социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в ДОО оказывают родители. Проводится работа с семьей воспитанника, так как проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье.

Могут проводиться совместные мероприятия педагогов и родителей:

1. Тематические родительские собрания.

2. Консультации.

4. Беседы.

5. Тематические выставки.

         Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

1. Совместные кружки.

2. Тематические КВН, викторины.

3. Разные праздники.

4. Семейные конкурсы.

5. Просмотр фильмов.

6. Разные концерты.

7. Оформление своих групп.

8. Различные соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников...

Методическая разработка: "Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников "

Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих м...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...