Изучения родного края через знакомство дошкольников с литературой Дона
учебно-методическое пособие

Китаева Светлана Юрьевна

Изучения родного края через знакомство дошкольников с литературой  Дона

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Ю. Китаева                              (Россия, Зерноград),                                                                               старший воспитатель,                                                                                филиал МБДОУ д/с «Соловушка»                                                                          г. Зерноград                                                                                                               д/с «Солнышко»

Изучения родного края

через знакомство дошкольников с литературой  Дона

«Наше Отечество, наша  Родина-Матушка Россия. Отечеством   мы зовём Россию  потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши..  Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а Матерью  - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку … Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

(К.Д. Ушинский)

Известна истина: чтобы любить Родину, надо сначала знать и любить свою малую родину. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.                                                   

В соответствии с ФГОС ДО особое место в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (40%) занимает региональный компонент. Он  определяет систему воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего.

     Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме. Эти знания затрагивают чувства, вызывают интерес. А значит,  детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. 

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края.

 «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Для малыша это, прежде всего родной дом, детский сад, люди, окружающие его. Это  мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни.

В основу работы по ознакомлению с донским краем была положена идея учителя-методиста г.Архангельска Н.И.Рогозиной о трех родниковых ключиках. Напившись из первого ключика, дети узнавали, как жили на земле нашей донской прадеды наши. Радостно загорались их  глаза от гордости за жизнь и дела их добрые, за древний край наш, богатый славными добрыми обычаями. Напившись из второго  родникового ключа, дети начинали  понимать законы красоты нашей матушки-природы. Припав к третьему роднику, они познают секреты мастерства прадедов своих.

Позже  стали искать другие  роднички-помощники. Первым делом окунулись в книжный родник. Нашли  там целый кладезь жемчужин бесценных для  питания первых трёх родничков.  Не зря,  М.А. Шолохов призывал: «…Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой!»  Эти слова могут стать  девизом в жизни и чтении донских произведений,  краеведческой литературы.

Литературное краеведение является важным источником патриотического воспитания детей, расширения их жизненного кругозора,  воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли. Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.

Дон, земля Донская, сторона родная … Произнося эти слова, перед  нашим мысленным взором встают ковыльные степи, великий Дон – батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Чехова и Шолохова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия.

  Лучше Донского края нет.  А, если педагоги с детьми захотят убедиться в этом, то обязательно следует обратиться к сказкам и сказам, записанным на Дону разными писателями и в разное время (Листопадов, Тумилевич, Лащилин и др.). В них встретятся герои храбрые и смелые, благородные и добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого и наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали их из поколения в поколение. Со временем в сказках одни герои исчезали, другие приходили им на смену, но всегда они выходили победителями и не за счет какой-либо волшебной силы, как это происходит в волшебных сказках,  а благодаря своей смекалке, ловкости и смелости. В сказках воплотилась мечта народа о свободной и счастливой жизни, которую он выстрадал, за которую боролся и победил.

 И не забыть пролистать с детьми  «Сказки Тихого Дона» писателя Петра  Лебеденко.  «Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! – рассказывал автор.  О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я… … Название пришло само собой, удивительно легко.  Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое - Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи…»

Через  эти книги донских  писателей и поэтов юные краеведы познают историю родного края, учатся любить малую родину, неповторимый облик родной природы, учатся добру, милосердию. Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогают формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину. Произведения донских  поэтов способны обогатить детей впечатлениями, пробудить интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость. Они  наполнены   колоритом народной речи, многообразием выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.

Знакомя детей с творчеством донских  писателей и поэтов, необходимо предусматривать следующее:

– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг, пусть Ваши беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;

– учить понимать прочитанное;

 – сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;  

– экскурсии на природу с детьми   могут сопровождаться текстами поэтов и прозаиков Дона (Д. Долинской, Н. Костарёва, Г. Колесникова);                          –   развивать  впечатления, полученные от знакомства с литературными произведениями  через  рисование, игру, беседу со взрослыми, сверстниками и т.д.;

 –   проводить специальные праздники поэзии, читать стихи детям и слушать стихотворения в их исполнении;  

 – выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентироваться на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.

Книги писателей Дона, предназначенные  детям  дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.

Мир Донского края воспет живописцами, поэтами, писателями. Они вложили в свои творческие создания ценности и смыслы, которыми наполнен их собственный мир, навеянный красотой края, в котором жили и живут люди, призванные сохранять и передавать Красоту и Добро из поколения в поколения.  

Отсюда и вытекают  те  роднички познания родного края, которые сливаясь воедино, образуют полноводную жизнь Донской земли. Очень хочется, чтобы таких родничков на пути наших детей встречалось больше. Чтобы сливались  они в добрые реки знаний и умений, чтобы дети могли не только напиться из них, но и с головой окунуться в них.

Попробуйте глотнуть из каждого родникового ключика, дайте глотнуть и своим дошколятам – и вы увидите светлые перемены в себе и в детях.

Литература

  1. Лебеденко Петр Васильевич//Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край XIX-XXI вв.- Ростов-на-Дону.- 2006.- С. 211-217.
  2. Чумичева Р.М.  и др. Доноведение для дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2011. – 412с.
  3. Моя Родина: Стихотворения русских поэтов о Родине. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 64с.
  4. Возвращение к истокам: Народное искусство  и детское творчество: учебно-методическое пособие. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272с.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 528с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Патриотизм родного края через театрализацию дошкольников"

Развитие свободной творческой личности через краеведческое направление и театрализованную деятельность детей дошкольного возраста....

Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры

При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием...

Белгородоведение. Раскрытие дошкольникам духа родной культуры через знакомство с детским литературным наследием края

В статье представлена информация о  парциальной программе  и методическом пособии для детей дошкольного возраста "Белгородоведение". В статье отмечается : литературное наследие края- важнейш...

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.Актуальность.Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.  Необходимо сочетать...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.

Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...

Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...