Изучения родного края через знакомство дошкольников с литературой Дона
учебно-методическое пособие
Изучения родного края через знакомство дошкольников с литературой Дона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучения родного края через знакомство дошкольников с литературой Дона | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Ю. Китаева (Россия, Зерноград), старший воспитатель, филиал МБДОУ д/с «Соловушка» г. Зерноград д/с «Солнышко»
Изучения родного края
через знакомство дошкольников с литературой Дона
«Наше Отечество, наша Родина-Матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку … Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».
(К.Д. Ушинский)
Известна истина: чтобы любить Родину, надо сначала знать и любить свою малую родину. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
В соответствии с ФГОС ДО особое место в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (40%) занимает региональный компонент. Он определяет систему воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме. Эти знания затрагивают чувства, вызывают интерес. А значит, детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края.
«Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Для малыша это, прежде всего родной дом, детский сад, люди, окружающие его. Это мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни.
В основу работы по ознакомлению с донским краем была положена идея учителя-методиста г.Архангельска Н.И.Рогозиной о трех родниковых ключиках. Напившись из первого ключика, дети узнавали, как жили на земле нашей донской прадеды наши. Радостно загорались их глаза от гордости за жизнь и дела их добрые, за древний край наш, богатый славными добрыми обычаями. Напившись из второго родникового ключа, дети начинали понимать законы красоты нашей матушки-природы. Припав к третьему роднику, они познают секреты мастерства прадедов своих.
Позже стали искать другие роднички-помощники. Первым делом окунулись в книжный родник. Нашли там целый кладезь жемчужин бесценных для питания первых трёх родничков. Не зря, М.А. Шолохов призывал: «…Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой!» Эти слова могут стать девизом в жизни и чтении донских произведений, краеведческой литературы.
Литературное краеведение является важным источником патриотического воспитания детей, расширения их жизненного кругозора, воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли. Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.
Дон, земля Донская, сторона родная … Произнося эти слова, перед нашим мысленным взором встают ковыльные степи, великий Дон – батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Чехова и Шолохова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия.
Лучше Донского края нет. А, если педагоги с детьми захотят убедиться в этом, то обязательно следует обратиться к сказкам и сказам, записанным на Дону разными писателями и в разное время (Листопадов, Тумилевич, Лащилин и др.). В них встретятся герои храбрые и смелые, благородные и добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого и наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали их из поколения в поколение. Со временем в сказках одни герои исчезали, другие приходили им на смену, но всегда они выходили победителями и не за счет какой-либо волшебной силы, как это происходит в волшебных сказках, а благодаря своей смекалке, ловкости и смелости. В сказках воплотилась мечта народа о свободной и счастливой жизни, которую он выстрадал, за которую боролся и победил.
И не забыть пролистать с детьми «Сказки Тихого Дона» писателя Петра Лебеденко. «Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! – рассказывал автор. О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я… … Название пришло само собой, удивительно легко. Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое - Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи…»
Через эти книги донских писателей и поэтов юные краеведы познают историю родного края, учатся любить малую родину, неповторимый облик родной природы, учатся добру, милосердию. Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогают формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину. Произведения донских поэтов способны обогатить детей впечатлениями, пробудить интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость. Они наполнены колоритом народной речи, многообразием выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.
Знакомя детей с творчеством донских писателей и поэтов, необходимо предусматривать следующее:
– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг, пусть Ваши беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;
– учить понимать прочитанное;
– сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;
– экскурсии на природу с детьми могут сопровождаться текстами поэтов и прозаиков Дона (Д. Долинской, Н. Костарёва, Г. Колесникова); – развивать впечатления, полученные от знакомства с литературными произведениями через рисование, игру, беседу со взрослыми, сверстниками и т.д.;
– проводить специальные праздники поэзии, читать стихи детям и слушать стихотворения в их исполнении;
– выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентироваться на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.
Книги писателей Дона, предназначенные детям дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.
Мир Донского края воспет живописцами, поэтами, писателями. Они вложили в свои творческие создания ценности и смыслы, которыми наполнен их собственный мир, навеянный красотой края, в котором жили и живут люди, призванные сохранять и передавать Красоту и Добро из поколения в поколения.
Отсюда и вытекают те роднички познания родного края, которые сливаясь воедино, образуют полноводную жизнь Донской земли. Очень хочется, чтобы таких родничков на пути наших детей встречалось больше. Чтобы сливались они в добрые реки знаний и умений, чтобы дети могли не только напиться из них, но и с головой окунуться в них.
Попробуйте глотнуть из каждого родникового ключика, дайте глотнуть и своим дошколятам – и вы увидите светлые перемены в себе и в детях.
Литература
- Лебеденко Петр Васильевич//Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край XIX-XXI вв.- Ростов-на-Дону.- 2006.- С. 211-217.
- Чумичева Р.М. и др. Доноведение для дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2011. – 412с.
- Моя Родина: Стихотворения русских поэтов о Родине. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. - 64с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 528с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Патриотизм родного края через театрализацию дошкольников"
Развитие свободной творческой личности через краеведческое направление и театрализованную деятельность детей дошкольного возраста....
Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры
При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным краем через проектную деятельность
Отчет о деятельности по теме актуального педагогического опыта работы...
Белгородоведение. Раскрытие дошкольникам духа родной культуры через знакомство с детским литературным наследием края
В статье представлена информация о парциальной программе и методическом пособии для детей дошкольного возраста "Белгородоведение". В статье отмечается : литературное наследие края- важнейш...
Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.
Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.Актуальность.Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Необходимо сочетать...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.Михайловское кружево.
Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические ...
Представление опыта работы "Развитие интереса у детей дошкольного возраста к истории родного края через знакомство с легендами и сказаниями об Алтае"
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных...