Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ахпашева Светлана Алексеевна

При знакомстве дошкольников сродным краем предлагаю различные игры с экологическим содержанием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_dt._s_rod.kraem_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с родным краем через экологические игры

Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. В ней развиваются произвольное внимание и память.

Через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт и развивается как личность, также у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Также в процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

Знакомя детей с родным краем, использую разные виды экологических игр, т. к. они позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Так, например, при изучении темы «Деревья» в подготовительной группе можно предложить экоигры:

  1. «Найди свое дерево».

Одному из игроков завязывают глаза – он становится «слепым». Другой игрок – «зрячий», он ведет «слепого» к любому понравившемуся дереву. «Зрячий» дает возможность «слепому» исследовать дерево (потрогать, обнять, понюхать…), после чего отводит его на место.

Задание: «Слепому» развязывают глаза и предлагают найти свое дерево.

Примечание: «зрячий» может водить запутанными тропами.

  1. Дидактическая игра «Потерянный лист».

На столе раскладываются карточки с гербаризованными листьми. Участники игры запоминают расположение карточек и повторяют названия деревьев, предложенных для игры. Затем каждый из участников по очереди закрывают глаза, а ведущий в это время убирает одну из карточек. Открыв глаза. Ребенок называет недостающее дерево.

Задание: участник определяет деревья по листьям.

  1. Экоигра «Моя шишка».

   Цель: Показать, что любое природное творение индивидуально и своеобразно.

 Участникам предлагается выбрать обычную сосновую (еловую) шишку из кучи других. Когда каждый возьмет по шишке, излишки убирают. Участники изучают свои  шишки некоторое время и возвращают в общую кучу. Затем участники выбирают из общей кучи свои шишки.

  1. Игра «Мы идем по …(лесу, степи)».

Ведущий произносит фразу: «Мы идем по лесу!»

Все играющие по порядку называют предметы, которые можно там встретить. Участники должны быть внимательны, т. к. в пустыне можно встретить далеко не все. Тот, кто ошибся или не мог вспомнить предмет, выбывает из игры.

Примечание: Игру можно усложнить, условием называть предметы на одну букву или на последнюю букву предыдущего слова.

При изучении темы «Овощи» можно провести экоигру «Овощной салат».

Участники встают по кругу. Один человек (повар), оставшийся без места, становится в круг. Каждый стоящий играет роль одного из четырех овощей (морковь, свекла, капуста, картофель). Повар называет овощ (например, морковь). В это время все морковки должны поменяться местами, а повар – занять чье – то место. Оставшийся без места овощ становится поваром. Примечание: повар, занявший место кого – либо сам становится этим овощем. Если повар слишком долго не может занять чье-то место, он может сказать: «Овощной салат!». В этом случае все участники игры должны поменяться местами.

На закрепление тем «Цветы», «Ягоды» предложить:

  1. Игра «Пятнашки на веревочке».

К дереву привязывают веревку и очерчивают ею окружность. Внутри круга разбрасывают вырезанные из цветного картона разновидности цветов (ягод) – это богатство, у которого есть сторож. Все играющие находятся за кругом и пытаются завладеть богатством. Сторож одной рукой держится за веревку, а другой пятнает воришек. Завладевший богатством (цветок, ягода) называют что это.

  1. Игра «Угадай предмет»

Все рассаживаются по кругу и вытаскивают карточки с изображением предмета или сам предмет (шишка, листик, цветок, травинка). Каждый по очереди изображает свой предмет. Остальные участники – отгадывают.

Схема описания предмета:

- для изготовления чего можно использовать;

- события, в которых он может участвовать;

- что можно сделать с помощью этого предмета;

- ассоциация с этим предметом.

Условие: нельзя называть или показывать свой предмет. Предметы должны быть только природного происхождения.

Примечание: играя во время похода, можно дать задание самим найти интересный предмет.

На тему «Дикие животные» предложить игры:

  1. Игра «Угадай, кто я?»

На столе лежат карточки с изображениями животных.  Все играющие по очереди вытягивают карточку.

Задание: вытягивающий карточку игрок изображает нарисованное животное. Зрители -  отгадывают. Первый правильно отгадавший получает жетон. Выигрывает тот, кто набирает большее количество жетонов.

  1. Игра «Волк и зайцы».

На время игры все участники превращаются в зайцев, кроме ведущего, который становится волком. Зайцы свободно перемещаются по поляне (поверхность пола) пока играет веселая музыка, а когда музыка прекращается, все зайцы прячутся на кочках (листы бумаги). Волк охотится на зайцев, не успевших спрятаться на кочках.

Условие: на одной кочке может поместиться несколько человек. Волк может поймать человека (зайца), чья нога высовывается за границы бумажного листа. «Съеденный» заяц выходит из игры. Количество кочек с каждым туром сокращается.

  1. Игра «Зоопарк».

Все играющие встают в круг, крепко держа друг друга под руки. Получив название одного животного, участники ассоциируют себя с этим животным. Ведущий называет по одному животному.  Животные, которых назвали, пытаются вырваться и присесть на пол.

Условие: участники должны  не дать упасть вырвавшемуся животному.

По теме «Перелетные птицы» предложить экоигру «Птичьи стаи».

Все игроки встают в круг, ведущий по очереди, бросает мяч игрокам. Возвращая мяч, игрок в ответ называет любую птицу. Когда круг пройден, все «птицы» должны найти свою «стаю» (перелетных, зимующих). Каждая «стая» проверяет своих птиц. Теперь каждая птица из стаи должна найти свой корм («подлетают к развешанным картинкам корма»).

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с родным краем. Чем младше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание.

В докладе рассматривается воспитание патриотизма у детей по средством экологического воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается и...

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.

Формирование основ экологического воспитания через знакомство дошкольников с родным краем.Актуальность.Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.  Необходимо сочетать...

Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других ...

Консультация для родителей «Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание».

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться...

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание

Формирование чувств патриотизма к родному краю через экологическое воспитание...

Приобщение дошкольников к этнокультуре и традициям родного края через народные игры

Статя говорит о необходимости приобщения детей к традициям родного края. Знакомит с народными играми Поволжья....