Краеведческая деятельность – основа патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краеведческая деятельность – основа патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Знакомясь с малой Родиной – местом, где родился человек, начинается любовь к Отчизне. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя. На наш взгляд, наиболее эффективным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Краеведческая деятельность позволяет детям познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Изучение своей малой родины способствует осознанию важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.
Мы пришли к выводу, изучив тщательно педагогическую литературу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Работу строим с учетом преемственности образовательного процесса в группе; краеведческий подход способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному. При таком расположении материала детям легко усвоить предлагаемый материал. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала.
Воспитательная работа в нашей группе «Белоснежка» построена по следующим направлениям: моя семья, окружающие меня люди, мой город, природа родного края, мое Отечество.
В нашей группе создан краеведческий уголок, посвященный белгородской символике. Здесь дети знакомятся с картой России и Белгородской области, стендами «Старый и современный микрорайон», «Гербы города Губкина и Белгородской области», альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш Губкин». Многочисленные буклеты, наборы открыток о подвигах воинов в ВОВ; о народных костюмах. Содержит большое количество краеведческой литературы и дидактических игр.
Для знакомства детей с истоками народной культуры, мудрости, красоты, мы в группе оформили мини-музей «Куклы наших бабушек», где изготовили коллекцию народных кукол. Основные задачи работы мини-музея «Куклы наших бабушек»: формирование этнографической культуры у дошкольников; изучение национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры; развитие художественного восприятия; воспитание в детях чувства любви к родному краю. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Сейчас, когда большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, мы считаем, что такой музей просто необходим. Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры.
Краеведческая деятельность в нашей группе «Белоснежка» – это активный, целенаправленный процесс, формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.
Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний о родном крае, о России.
Таким образом, в условиях современного общества важная роль отводится формированию патриотического направления в воспитании подрастающего поколения посредством краеведения.
Список литературы
- Островская, Л.В. Искусство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника – М., «АСТ», 2008.- 78с
- Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности - М.: Владос, 2010. - 36с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристско-краеведческая деятельность как комплексное средство развития и воспитания дошкольников
Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно....
«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».
Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, активизировать работу п...
Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"
Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...
Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"
Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...
Памятка для педагогов "Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Буклет-памятка для педагогов " Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
Дополнительное образование – потенциал патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников
Обобщение опыта работы кружка по декоративно-прикладному творчеству "Родные истоки"...
Лэпбук –как одна из современных форм патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Лэпбук помогает создать образовательную среду, в которой дети могут познакомиться с историей своей страны, её культурой, традициями и значимыми личностями. С помощью ярких ...