Семинар «Межличностные отношения у дошкольников»
материал
Семинар «Межличностные отношения у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_mezhlichnostnye_otnosheniya_doshkolnikov.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА
ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Семинар для педагогов
Межличностные отношения у дошкольников
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
Зерноград, 2017
Дети уже с самого раннего возраста (2-3 лет) начинают проявлять интерес к своим сверстникам, взаимоотношения носят избирательный характер. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто.
С возраста 4-5 лет у детей формируются дружеские отношения. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) цель взаимного общения детей заключается в том, чтобы продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Ребенку очень важны оценка сверстника, его одобрение, даже восхищение. В этом возрасте ребенок может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику «Ваня добрый, нежадный», «Таня вредная, дразнится», себя же, как правило, ребенок дошкольного возраста оценивает положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребенке, заостряя его внимание на положительных качествах.
В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты и их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать и сопереживать другому человеку, но в то же время не надо бояться иметь собственное мнение, даже отличное от мнения большинства.
Важно понимать причины и истоки детских ссор
Каждый ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает, что сверстнику тоже нужна похвала. Похвалить, одобрить другого ребенка для дошкольника очень трудно. Он видит только внешнее поведение другого: то, что он толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д. При этом он не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями.
Ребята до 5-6 лет еще не осмысливают свои эмоции и желания, поэтому они так небрежно относятся к пожеланиям и предпочтениям окружающих. Дошколята не умеют ставить себя на место другого, не могут представить себе его переживания. Именно поэтому ребенок всегда до последнего будет отстаивать свое мнение, будет говорить, вместо того, чтобы послушать собеседника. Все это приводит к возникновению споров и ссор, когда играющие не могут найти правильную модель поведения в ситуациях, которые требуют совместной деятельности. Ребенку надо помочь посмотреть на себя и сверстника со стороны, чтобы малыш мог избежать множества конфликтов.
Задача родителей и воспитателей в детском саду - научить их правильно разряжать ситуацию без нанесения физических увечий, криков и истерик, чтобы в будущем они могли уверенно чувствовать себя в любом коллективе.
Как правильно разрешать конфликты детей?
Воспитателям в детском саду и родителям важно выстроить правильную модель поведения на случай конфликта между детьми.
Если личные границы ребенка нарушили, например, его кто-то толкнул или отобрал любимую игрушку, можно выступить в качестве третейского судьи. Попросить обидчика извиниться и вернуть отобранную вещь или найти взрослого, ответственного за драчуна.
В случае ссоры важно разобраться в причинах конфликта. Воспитатель или родитель должен попросить обоих деток объяснить свои эмоции и желания, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга. Нужно задать спорщикам несколько вопросов, которые заставят их задуматься:
• Из-за чего произошел спор?
• Вы пытались разрешить конфликт между собой?
• Как можно было избежать ссоры?
• Что должен был сделать каждый из вас, чтобы получить желаемое, не обижая друга?
• Как вы будете вести себя в следующий раз в подобной ситуации?
Советы родителям и педагогам «Как нельзя реагировать на детский конфликт?»
Невмешательство — одна из распространенных ошибок родителей. Если вы на своем примере научили ребенка, как вести себя в конфликтной ситуации, безусловно, можно и нужно позволять ему самостоятельно заканчивать спор. Если же он становится жертвой агрессора и не может без посторонней помощи найти выход из конфронтации, нужно вмешаться и спокойно прекратить конфликт с позиции взрослого.
Избегание — также не лучший способ разрешения конфликтов детей. Во-первых, уход в другой детский сад или на соседнюю игровую площадку не разрешает конфликт, а лишь затягивает время до наступления нового кризиса. Во-вторых, кроха не получает необходимых знаний о том, как отстаивать свою позицию в споре, чувствует себя неуверенно и беззащитно. Если такая модель поведения регулярно повторяется, малыш и в будущем будет избегать конфликтов в школе и на работе.
Активная конфронтация особенно популярна среди импульсивных и вспыльчивых людей, которые ни за что не дадут свое чадо в обиду. Переход на крик, чтение нотаций, грубость и обвинения в адрес обидчика лишь напугают вашего дошкольника, а также закрепят в его сознании некорректную модель завершения спора. Более того, по закону, вы не имеете права наказывать и воспитывать чужих детей и даже проводить с ними разъяснительные беседы, эту работу должны взять на себя их родители.
Необъективное отношение к собственному ребенку часто мешает родителям разобраться в причинах ссоры. Как бы сильно вы не любили своего кроху, помните, что и он может быть зачинщиком ссоры.
Запрет на общение с обидчиком в большинстве случаев абсолютно не оправдан. Ребята спорят и воюют очень часто, но и мирятся в считанные секунды. Не нужно запрещать своему чаду играть с детками, с которыми он ссорится. Разлучите их на пару дней, а затем позвольте снова поиграть вместе. Такого срока вполне достаточно, чтобы детки забыли об обидах и восстановили дружеские отношения. Запрет на общение действительно нужен только если вы столкнулись с асоциальным поведением кого-то из игровых компаньонов своего крохи.
Публичное наказание провинившегося малыша, так популярное среди воспитателей в детских садах, недопустимо, если не хотим уничтожить самооценку ребенка. Любые разъяснительные разговоры и наказания нужно реализовать наедине. Даже если же обиженные требуют публичного наказания, не позволяйте им оскорблять и ругать своего малыша, пообещайте разобраться в ситуации дома.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
- Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- Появление смысловой структуры сознания.
- Ребенок добивается нового статуса, проявляет упрямство и негативизм.
- Развитие происходит через общение, со взрослым - внеситуативно-познавательное.
- Удерживает внимание 7-8 минут.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
Цели и задачи для взрослых:
- Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым
и сверстником в игре и в повседневном общении. - Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
- Формировать умение действовать по правилам.
- Формировать умение сопереживать, сочувствовать, эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
- Усвоение первичных нравственных норм.
- Самооценка.
- Появление элементов партнерского общения.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в
другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности.
Развитие фантазии. - Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
- Формировать элементы произвольности психических процессов
у детей во всех видах деятельности. - Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности. - Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но не
сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверно го знания.
Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Советы воспитателям по оптимизации общения с детьми
- Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
- В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному - двум детям приходятся несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В.А.Сухоминский).
- Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры.
Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянуться к людям, которым свойственно повышенно – веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
- Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят несколько особенно.
- Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это, прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
- Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребенок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обремененные множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: «Погоди, некогда, потом!» При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.
Этикет для воспитателя
Взаимоуважение взрослых друг к другу помогает развивать в ребенке чувствительную натуру.
Кодекс поведения в детском учреждении:
- При входе воспитателя в помещение – взаимное приветствие воспитателя, детей, родителей.
- Обмениваться добрыми словами друг с другом.
- «Спасибо», «пожалуйста», «благодарю» - вежливые слова должны быть на слуху у ребенка.
- Когда родители приходят за детьми, поведение взрослых должно соответствовать этическим нормам взаимоуважения.
Правила профессионального этикета:
- Внешний облик.
- Манера говорить.
- Тембр голоса.
- Уважительное отношение к окружающим.
- Никаких посторонних разговоров при детях.
- Не забывать говорить вежливые слова не только детям, но и коллегам.
- Уметь сердечно отзываться и не говорить односложно: «Да», «Нет».
- Перед сном каждому ребенку поправить одеяло и погладить по головке.
- Не рекомендуется возмущенно говорить о плохом поведении ребенка родителям, необходимо принять доброжелательное участие в выявлении причины такого поведения.
- Всегда держать себя ровно, сдержанно.
- Выслушивать жалобы возмущенных родителей, не перебивая и не оправдываясь, а когда всплеск эмоций спадет, спокойно и кратко высказывать свое мнение.
- Каждый ребенок должен слышать в конфликтной ситуации спокойный, уверенный голос воспитателя.
При таком поведении взрослых ребенок ежедневно незаметно начинает познавать этикетные нормы поведения, основа которых – доброжелательное обращение.
Если воспитатель усвоил основные правила профессионального этикета, он уже добился первой ступени в развитии сердечного слуха в своем подопечном. Теперь надо помочь ребенку познать самого себя и свои возможности.
Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность развития человека как личности, отсюда и необходимость новых форм воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»
Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...
ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...
"Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников. Дидактические игры и упражнения по разделу"
Консультация для воспитателей по методике развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста, в консультацию также включены дидактические игры по этому разделу....
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаю...
"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...