Проект «Вторая жизнь бумаги»
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА
ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Проект «Вторая жизнь бумаги »
для детей подготовительной группы «Капельки»
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
Зерноград, 2016
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев
Вид проекта:
По количеству участников: групповой.
По приоритету метода: творческо-информационный.
По контингенту участников: одновозрастной.
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).
Участники реализации проекта:
- Дети подготовительной группы
- Воспитатель (руководитель проекта);
- Родители подготовительной группы.
Проблема:
Неэкономное использование детьми бумаги.
Обоснование проблемы:
При работе с бумагой в любой технике, чаще в свободной деятельности, дети, только начав работать, творить, рисовать, выбрасывают её и берут все новые и новые листы бумаги.
Актуальность:
Мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных, зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага- самый доступный и распространённый материал для детского творчества. Но не всегда взрослые используют его возможности в целях экономии бумаги. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме и для решения проблемы выбрали работу над проектом «Новая жизнь старой бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.
Цель проекта:
Познакомить детей с производством бумаги.
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о том, из чего производится бумага.
- Познакомить детей с тем, насколько сложный и трудоемкий процесс изготовления бумаги.
- Показать необходимость бережного и экономного отношения к бумаге и предметам из бумаги.
- Дать знания о том, что старая использованная бумага может дать жизнь новой бумаге.
- Познакомить с понятиями «вторичное сырье», «макулатура» и с тем, как макулатура может уберечь от вырубки леса.
Гипотеза:
Применение эффективных методов по теме проекта повышает интерес детей к окружающей действительности.
Продукт проектной деятельности:
-Дидактические игры;
-Фотографии занятий;
-Работы детей;
-Мультимедийная презентация.
Формы работы над проектом:
Беседы с детьми:
1. «Что такое бумага»
2. «Кто придумал бумагу»
3. «Что нужно для производства бумаги»
4. «Что такое макулатура»
5. «Как макулатура спасает наши леса»
6. «Наша книжка заболела»
7. «Березовая роща»
8. «Лес – легкие нашей планеты»
9. «О лесных жителях»
10. «Человек – царь природы?»
НОД на тему: «Какая бывает бумага».
Образовательные области: Коммуникация, познание.
Цель:
Познакомить детей с разными видами бумаги.
Задачи:
-Познакомить с назначением разных видов бумаги.
-Дать качественные характеристики разной бумаги.
-Воспитывать бережное отношение к бумаге и предметам из бумаги.
НОД на тему: «Сохраним березовую рощицу»
Образовательные области: Коммуникация, познание, экология.
Цель: Показать важность вторичного сырья (макулатуры).
Задачи:
-Расширять знания детей о том, как вторичное сырье (макулатура) спасает от вырубки леса.
-Продолжать воспитывать бережное экономное отношение к бумаге.
-Воспитывать любовь к природе.
Экспериментальная деятельность:
Тема: «Изготовление бумаги своими руками».
Цель: Знакомить детей с производством бумаги.
Задачи:
-Показать детям, насколько непростой и трудоемкий процесс изготовления бумаги.
-Дать возможность попробовать своими руками изготовить бумагу.
-Пробудить интерес к результатам своего труда.
НОД на тему: «Рисуем на бумаге, изготовленной своими руками».
Образовательная область: Художественное творчество.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Задачи:
-Вызвать радость у детей от рисования на бумаге, изготовленной своими руками.
-Учить самостоятельно подбирать изобразительные материалы.
-Учить задумывать рисунок и реализовывать замысел на бумаге.
Чтение художественной литературы:
- С. Михалков «В снегу стояла елочка»
- А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое»
- М. Скребцова «Могучая травинка»
- М. Скребцова «Сердце человеческое»
Подвижные игры:
- «Путешествие в мир природы»
- «Знамя»
- «Десятка»
Дидактические игры:
- «Лесные звуки»
- «Найди пару»
- «Радуга»
Опыты и эксперименты:
ОПЫТ 1: Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
ОПЫТ 2: Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.
ОПЫТ 3: Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами.
ОПЫТ 4: Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.
ОПЫТ 5: Легко ли складывать бумагу? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.
ОПЫТ 6: Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды !!!
ОПЫТ 7: Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.
Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар !!!
Таким образом, можно сделать вывод, что
- Бумага- тонкий непрозрачный материал
- Бумага легко режется и мнется
- Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба
- Бумага впитывает влагу
- Бумага легко воспламеняется и быстро горит
Самостоятельная деятельность:
Рисование и раскрашивание на темы:
- «Лес»
- «Сбор макулатуры»
- «Я рисую»
Работа с родителями:
Беседы:
- «Необходимость сбора макулатуры»
- «Знает ли Ваш ребенок о том, что нужно беречь бумагу? »
Совместная деятельность родителей и детей:
- Предложить родителям поехать вместе с детьми в пункт приема вторичного сырья и сдать макулатуру, собранную воспитателем и детьми группы. На вырученные деньги приобрести плакаты на тему «Лес», «Деревья нашего края» и т. п.
- Создание альбома из рисунков детей и родителей «Деревья наши друзья».
- Создание фотоальбома «прогулки по лесу».
Предполагаемый результат:
Дети получат знания о том, что древесное сырье является основным источником для производства бумаги, а также о том, что макулатура (вторичное сырье) может уберечь от вырубки деревья. Будут бережнее относиться к бумаге и предметам из бумаги.
Применение опытно-экспериментальной деятельности поданной теме повысит интерес детей к бумаге. При ознакомлении с новыми фактами и действиями с бумагой активизируются мыслительные процессы. А необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулирует развитие речи.
Этапы работы над проектом:
1-ый этап: Подготовительный
Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытно - экспериментальной деятельности (бумаги и картона; предметов,
сделанных из бумаги; изготовление «бумажной феи»).
2-ой этап: Основной
Проведение запланированных мероприятий (занятий, игр, опытов, чтение соответствующей литературы, просмотр
иллюстраций, презентаций).
3-ий этап: Заключительный
Выставка работ из бумаги, презентация проекта.
I-ый этап: Опыты с бумагой:
Бумага мнётся
Возьмите по одному листочку бумаги и сомните ее. У всех ли бумага смялась? А легко ли было ее смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко мнется, а у других нет?
Вывод: бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется. Бумагу полезно мять для поделок, но нельзя мять книги.
Бумага режется
Попробуйте порвать бумагу, а теперь возьмите ножницы.
Вывод: бумага рвется и режется по легкости в зависимости от толщины.
Бумага промокает
Опустите бумагу в емкость с водой. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Бумага впитывает
Капнете капельку растительного масла. Что произошло?
Вывод: масло пропитывает бумагу. Остается жирное пятно.
Бумага горит
Зажигаем свечу и поджигаем бумагу. Весь опыт выполняется воспитателем.
Вывод: бумага горит. (опыт проводился воспитателем).
Детьми был сделан вывод, что очень опасно поджигать бумагу и если этот опыт будут проводить дома, то обязательно вместе с родителями.
В завершении 1 этапа можно сделать вывод, что бумага — это универсальный материал. Она может мяться, рваться, гореть, пропитывать воду, на ней остаются жирные пятна от масла. Но рвать и мять бумагу можно только в ходе экспериментирования, а поджигать бумагу- очень опасно.
II-ой этап: НОД
Задачи: совместно с детьми научиться изготавливать бумагу из вторичного сырья и разработать технологическую карту для родителей для изготовления бумаги в домашних условиях. Развивать воображение, смекалку.
К детям в гости пришел Буратино и пожаловался, что всю одежду, которая была у него из бумаги, постирал и теперь не знает, что ему делать. Дети рассказали Буратино, что нельзя стирать его одежду, потому что в воде бумага намокает и рвется. Дети предложили Буратино свою помощь. Мы предложили Буратино изготовить бумагу в домашних условиях и составить для него карту, по которой он потом сам сможет изготовить бумагу дома. Для начала дети рвали и резали бумагу на маленькие квадратики, затем все бумажные квадраты залили водой в специальной емкости. После того, как бумага размякла мы поместили ее в блендер и измельчили до состояния кашицы. Затем в кашицу добавили клей ПВА, крахмал, краску и тщательно все перемешали. Цветную массу выложили на ткань, равномерно разгладили и накрыли другим кусочком ткани. Оставили на ночь до полного высыхания. На следующее утро у нас получилась готовая бумага желтого цвета из вторичного сырья.
По окончанию второго этапа у нас получилась бумага и готовая технологическая карта для родителей с подробным описанием как изготовить бумагу в домашних условиях.
III-ий этап: Экспериментальная деятельность
Задачи: научить детей изготавливать бумагу в домашних условиях. Развивать творческие способности и фантазию детей, побуждать к поиску собственных решений.
Детям и родителям на выходных было предложено изготовить бумагу в домашних условиях. Родителям (законным представителям) воспитанников были предложены технологические карты изготовления бумаги.
Технология изготовления бумаги в домашних условиях:
1. Листы бумаги порвать на квадратики примерно 2 на 2 см. Положить их в миску и залить тёплой водой. По желанию можно добавить акварель или другой краситель. Оставить размокать на 2-4 часа.
2. В блендер выложить размокшую бумагу, немного добавить воды и измельчить в однородную массу (до требуемого размера кусочков бумаги).
3. Выкладываем массу в миску, добавляем обойный клей или клей ПВА, крахмал и тщательно перемешиваем.
4. На лист бумаги кладем несколько слоев газеты, сверху стелим кусок ткани и выкладываем бумажную массу. Разравниваем.
5. Накрываем сверху вторым куском ткани, сверху кладем еще стопку газет и ставим груз. Оставляем под прессом часов на 6 (или на ночь).
6. Оставляем подсушиться в хорошо проветриваемом месте.
Заключение
Благодаря исследовательской работе, дети узнали, что такое бумага, кто ее изобрел и как можно изготовить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях.
Главным результатом работы является изготовленная бумага ручной работы, которую можно использовать на занятиях декоративно-прикладного творчества для работы. Бумага ручной работы универсальна, декоративна. На ней можно воплотить в жизнь многие творческие идеи. Можно изготовить несколько одинаковых листов бумаги и сделать из них книгу, придумать сказку или рассказ, самому оформить и сделать красочную обложку.
Мы сейчас живем в цифровом и электронном мире, и в некоторых областях бумагу потихоньку вытесняют различные предметы. Вместо бумажных денег многие люди пользуются пластиковыми картами. Фотографии, книги и документы повсеместно используются в электронном виде. Люди перестают ходить в библиотеку, а пользуются интернетом, не пишут больше обычных писем, а отправляют их по электронной почте. Мультфильмы рисуют уже не на листах бумаги, а на экранах компьютера. Но, несмотря на это, бумага используется в большом количестве, особенно в творчестве.
Сегодня существует способ экономии бумаги - это вторая жизнь использованной бумаги, из которой можно изготовить много интересных вещей. Глядя на эти красивые мелочи, хочется сказать: «Бумага – лучший способ выразить и проявить себя. Творите бумагу, творите на ней, творите из неё».
Источники:
maam.ru›detskijsad/vtoraja-zhizn-bumagi.html
videouroki.net›…skaia…bumaghie-vtoraia-zhizn.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вторая жизнь бумаги"
Данная работа посвящена процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в условиях детского сада....
Проект "Вторая жизнь бумаги"
Проект "Вторая жизнь бумаги" - социальный проект направленный на воспитание экологической компетентности старших дошкольников...
Проект «Вторая жизнь бумаги»
Проект посвящен процессу изготовления бумаги из бумажных отходов ручным способом в домашних условиях....
Проект «Вторая жизнь бумаге»
С каждым годом потребность в бумаге увеличеееивается, а запасы древесины из которой ее получают уменьшается.Лес нужно спасать сейчас!!!Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги одно ...
2018 год Проект «Вторая жизнь бумаги» Научный руководитель Подручная Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок»
Цель работы: изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.Задачи: Собрать информацию об истории бумагиИзучить современный процесс производства бумагиНаучиться изготавливать бумагу в дом...
Эколого-образовательный проект "Вторая жизнь бумаги"
Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целес...
Методическая разработка проекта «Вторая жизнь бумаги» подготовительная группа воспитатель И.Д. Диденко
Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целес...