Эколого-образовательный проект "Вторая жизнь бумаги"
проект (подготовительная группа)

Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте начинает закладываться позитивное отношение к природе. Чтобы помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах, постараться привить любовь к природе и стремление защищать ее, мы разработали экологический проект: «Вторая жизнь бумаги».  В рамках данного проекта нам предстояло выяснить, что дети знают о макулатуре, какая она бывает, чем пользовались раньше, куда девается использованная бумага, что мы можем сделать, чтобы подарить вторую жизнь бумаге, тем самым помочь спасти деревья, а значит и лес - наше богатство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoraya_zhizn_bumagi._dlya_publikatsii.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга

Эколого-образовательный проект

«Вторая жизнь бумаги»

Автор проекта:

Парфенова Екатерина Евгеньевна, воспитатель первой категории

Санкт-Петербург, 2020 год

Введение

Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте начинает закладываться позитивное отношение к природе. Чтобы помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах, постараться привить любовь к природе и стремление защищать ее, мы разработали экологический проект: «Вторая жизнь бумаги».  В рамках данного проекта нам предстояло выяснить, что дети знают о макулатуре, какая она бывает, чем пользовались раньше, куда девается использованная бумага, что мы можем сделать, чтобы подарить вторую жизнь бумаге, тем самым помочь спасти деревья, а значит и лес - наше богатство!

Актуальность

У многих городских детей дошкольного возраста недостаточно знаний и представлений о процессе посадки и выращивания растений. Самый верный способ получить эти знания – это самому принять участие в выращивании растений. Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

В последнее время в нашей стране к экологическим проблемам оказывается повышенное внимание. Как известно, 2013 год был объявлен в России Годом охраны окружающей среды, 2017 год – был Годом экологии России. Но, несмотря на окончание мероприятий общероссийского уровня, нам бы хотелось продолжать говорить об экологии, формировать у детей бережное отношение к природе, к окружающей среде.

Лес играет огромную роль на Земле. Деревья восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка, с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги, мебели, игрушек, дров, домов и т. д.

Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя кругозор. Но как быть с использованной бумагой, с рисунками, которые не получились, с прописями, которые уже не пригодятся? Нам, взрослым, стоит задуматься об экономии бумаги, о возможности ее переработки. Нам следует приучить себя собирать использованную бумагу и сдавать ее на переработку. Тем самым мы даем пример нашим детям: начнем заботиться об экономии ресурсов природы с дошкольного возраста.

Краткое описание проекта:

Проект разработан для детей подготовительной группы, реализуется на протяжении одного месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Цель:

Создание условий для развития межличностных отношений в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности экологического содержания детей подготовительной к школе группы; показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного ее использования, что поможет сохранить лесные ресурсы планеты.

Задачи:

  •  Формировать партнерские отношения между детьми, педагогами, родителями.
  •  Воспитывать у участников проекта бережное отношение и интерес к природному окружению.
  •  Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
  •  Формировать осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям.
  •  Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
  •  Выяснить, что такое макулатура и как она может помочь сохранить леса на нашей планете.
  •  Узнать, сколько килограмм макулатуры нужно собрать, чтобы спасти одно дерево.
  •  Выполнить поставленную цель по сбору макулатуры 60 кг
  •  Формировать у детей желание экономить бумагу.
  •  Расширять кругозор детей, познакомить с понятием слова макулатура.
  •  Исследовать свойства бумаги, области ее использования.
  •  Выяснить, как можно использовать макулатуру в домашних условиях,
  •  Привлечь внимание дошкольников к необходимости экономного использования бумаги.
  •  Расширять представления детей о взаимосвязях в природе.
  •  Выявить экологическую пользу от сбора макулатуры.
  •  Воспитывать желание беречь природу.

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.

Сроки проведения проекта: Краткосрочный (07.09. – 02.10.2020 г.)

Участники проекта: дети, педагоги и родители подготовительной группы «Цветик-Семицветик».

Основные мероприятия проекта:

  •  Цикл бесед по теме.
  •  Исследовательская и практическая деятельность по изучению истории бумаги и ее изготовления и использования.
  •  Продуктивная деятельность: изготовление аппликаций и поделок из макулатуры.
  •  Сбор макулатуры.
  •  Участие в Конкурсе «Поколение ENERGY» регионального этапа Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВМЕСТЕЯРЧЕ»

Ожидаемые результаты:

  •  Проявление у детей желания беречь деревья, экономить бумагу и собирать макулатуру.
  •  Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта:

1. Подбор и изучение методической литературы, информационного материала, дидактических пособий, демонстрационного иллюстративного материала, детской художественной литературы, аудиозаписей, фотографий и т.п.

2. Выявление уровня знания детей об истории происхождения бумаги, способах ее переработки и дальнейшего использования.

3. Определение целей и задач проекта.

4. Составление плана по реализации проекта.

5. Поиск компании, готовой принять минимальный объем макулатуры с самовывозом.

Деятельность детей

Дети приносят из дома макулатуру.

Взаимодействие с семьёй

1. Проведение беседы с родителями об участии в проекте «Вторая жизнь бумаги».

2. Предложить родителям вместе с детьми перебрать дома старые журналы, газеты и принести их в детский сад.

2  этап –  реализация проекта 

На данном этапе дети приносят из дома макулатуру, проводят опыты с бумагой, изучают историю появления бумаги. В процессе изучения данной темы дети знакомятся с художественной и научной литературой о роли леса в жизни нашей планеты. Рассматривают иллюстрации, картины, фотографии. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

Деятельность педагога

1. Подбор методической и художественной литературы: «Мы идем в лес. Альбом с игровыми заданиями», «Большая книга экспериментов» А.Мейяни, С.В.Михалков «Бумага», В.Берестов «Тетрадки».

2. Беседы: «Для чего человек сажает леса?», «Для чего дереву листья?», «Как человек может помочь природе?», «Может ли мороз убить дерево?», «Как узнать растение?», «Что ты знаешь о деревьях, для чего они нужны?»; «Роль бумаги, в нашей жизни»; «Как делают бумагу?»; «Как спасти дерево?»

3. НОД с детьми: «Человек славен трудом», «Лес. Кто главный в лесу?», «История вещей», «История бумаги».

4. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «С какого дерева листок?», «Что где растет?», «Кто больше назовет», «Что сначала – что потом», «Детки на ветке» и др.    

5. СРИ: «Лесники», «Библиотека», «Канцелярский магазин».

6. Опытно-исследовательская деятельность: Опыты с бумагой.

7. Проблемная ситуация: «У нас закончилась бумага!», «В лес пришел человек. Что будет?», «Сколько макулатуры мы собрали?»

8. Продуктивная деятельность:

1. Рисование «Осень в лесу»

2. Аппликация из газет «Ночной город»

3. Изготовление атрибутов для СРИ «Канцелярский магазин», «Салон красоты».

Деятельность детей

1. Участие в продуктивной деятельности.

2. Сбор макулатуры.

Взаимодействие с семьёй

1. Проведение консультаций для родителей о важности вторичной переработки бумаги.

2. Участие  в сборе макулатуры.

3  этап –  заключительный 

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

Деятельность педагога

1. Совместно с детьми:

  • Сдача макулатуры;
  • Подготовка выставки работ с использованием старых газет;
  • Участие в конкурсе творческих работ «#ВМЕСТЕ ЯРЧЕ»,  создание выставки.

2. Составление отчета о проделанной работе.

3. Оформление документации.

4. Подготовка презентации проекта.

Деятельность детей Взаимодействие с семьёй

1. Сбор, упаковка и взвешивание макулатуры.

2. Подготовка отчета для родителей и процессе сбора и сдачи макулатуры.

Итоги реализации проекта «Вторая жизнь бумаги»:

1. У детей появилось желание беречь деревья, экономить бумагу и собирать макулатуру.

2. Дети увидели конечный результат своего труда: сдали 90 кг макулатуры, а это значит: спасли одно большое дерево.

3. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

4. Дети стали более уважительно относиться к труду.

5. Родители приняли активное участие в проекте.

Список используемой литературы:

1. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- Волгоград: Учитель,2011

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоохранная эколого-образовательная акция «Урок чистоты» для детей подготовительных к школе групп.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки!Девчонки и мальчишки!Сегодня день необычный,Особенный и символичный!Сегодня в нашем городе проходит день чистоты.А как вы думаете, что это за день такой?...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Эколого-образовательный проект «Природа и дети»

По доминирующему методу: творческий,  практико-ориентированный/По характеру содержания: субъекты образовательного процесса (ребёнок - педагог – родитель) - общество и его культурные ценности.По х...

"Роль окраски в жизни животных". Конспект НОД по познавательному развитию (блок "Животные" эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей подготовительной группы

Очень важно знакомить детей с разнообразием животного мира. Животные имеют разную окраску. Почему? Детям всегда это интересно. Поэтому они с удовольствием знакомятся с основными отличительными признак...

"Путешествие на воздушном шаре". Конспект НОД по познавательному развитию (по эколого-образовательной программе Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей старшей группы.

Мы знаем, что ветер- это движение воздуха. А какова его роль в природе и жизни животных, человека? Как образуются волны, ураганы, бури? На все свои бесконечные вопросы дети получают ответы на познават...

Совместный эколого-образовательный проект с детьми и их родителями Тема: «Мусор Земле не к лицу»

                         Аннотация проекта          Проект предназначен  для д...

"Загадочный подводный мир" (эколого-образовательный проект)

В статье представлена информация по организации совместного эколого-образовательного проекта с детьми средней группы и их родителями "Загадочный подводный мир". Подробно описан план поэтапны...