Эколого-образовательный проект "Вторая жизнь бумаги"
проект (подготовительная группа)
Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте начинает закладываться позитивное отношение к природе. Чтобы помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах, постараться привить любовь к природе и стремление защищать ее, мы разработали экологический проект: «Вторая жизнь бумаги». В рамках данного проекта нам предстояло выяснить, что дети знают о макулатуре, какая она бывает, чем пользовались раньше, куда девается использованная бумага, что мы можем сделать, чтобы подарить вторую жизнь бумаге, тем самым помочь спасти деревья, а значит и лес - наше богатство!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_zhizn_bumagi._dlya_publikatsii.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Эколого-образовательный проект
«Вторая жизнь бумаги»
Автор проекта: | Парфенова Екатерина Евгеньевна, воспитатель первой категории |
Санкт-Петербург, 2020 год
Введение
Проблема экологического образования остается одной из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте начинает закладываться позитивное отношение к природе. Чтобы помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах, постараться привить любовь к природе и стремление защищать ее, мы разработали экологический проект: «Вторая жизнь бумаги». В рамках данного проекта нам предстояло выяснить, что дети знают о макулатуре, какая она бывает, чем пользовались раньше, куда девается использованная бумага, что мы можем сделать, чтобы подарить вторую жизнь бумаге, тем самым помочь спасти деревья, а значит и лес - наше богатство!
Актуальность
У многих городских детей дошкольного возраста недостаточно знаний и представлений о процессе посадки и выращивания растений. Самый верный способ получить эти знания – это самому принять участие в выращивании растений. Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
В последнее время в нашей стране к экологическим проблемам оказывается повышенное внимание. Как известно, 2013 год был объявлен в России Годом охраны окружающей среды, 2017 год – был Годом экологии России. Но, несмотря на окончание мероприятий общероссийского уровня, нам бы хотелось продолжать говорить об экологии, формировать у детей бережное отношение к природе, к окружающей среде.
Лес играет огромную роль на Земле. Деревья восстанавливают кислород, грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка, с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги, мебели, игрушек, дров, домов и т. д.
Бумага – самый доступный и распространенный материал для детского творчества. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя кругозор. Но как быть с использованной бумагой, с рисунками, которые не получились, с прописями, которые уже не пригодятся? Нам, взрослым, стоит задуматься об экономии бумаги, о возможности ее переработки. Нам следует приучить себя собирать использованную бумагу и сдавать ее на переработку. Тем самым мы даем пример нашим детям: начнем заботиться об экономии ресурсов природы с дошкольного возраста.
Краткое описание проекта:
Проект разработан для детей подготовительной группы, реализуется на протяжении одного месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Цель:
Создание условий для развития межличностных отношений в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности экологического содержания детей подготовительной к школе группы; показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного ее использования, что поможет сохранить лесные ресурсы планеты.
Задачи:
- Формировать партнерские отношения между детьми, педагогами, родителями.
- Воспитывать у участников проекта бережное отношение и интерес к природному окружению.
- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям.
- Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
- Выяснить, что такое макулатура и как она может помочь сохранить леса на нашей планете.
- Узнать, сколько килограмм макулатуры нужно собрать, чтобы спасти одно дерево.
- Выполнить поставленную цель по сбору макулатуры 60 кг
- Формировать у детей желание экономить бумагу.
- Расширять кругозор детей, познакомить с понятием слова макулатура.
- Исследовать свойства бумаги, области ее использования.
- Выяснить, как можно использовать макулатуру в домашних условиях,
- Привлечь внимание дошкольников к необходимости экономного использования бумаги.
- Расширять представления детей о взаимосвязях в природе.
- Выявить экологическую пользу от сбора макулатуры.
- Воспитывать желание беречь природу.
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.
Сроки проведения проекта: Краткосрочный (07.09. – 02.10.2020 г.)
Участники проекта: дети, педагоги и родители подготовительной группы «Цветик-Семицветик».
Основные мероприятия проекта:
- Цикл бесед по теме.
- Исследовательская и практическая деятельность по изучению истории бумаги и ее изготовления и использования.
- Продуктивная деятельность: изготовление аппликаций и поделок из макулатуры.
- Сбор макулатуры.
- Участие в Конкурсе «Поколение ENERGY» регионального этапа Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВМЕСТЕЯРЧЕ»
Ожидаемые результаты:
- Проявление у детей желания беречь деревья, экономить бумагу и собирать макулатуру.
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Создание предметно-развивающей среды по теме проекта: 1. Подбор и изучение методической литературы, информационного материала, дидактических пособий, демонстрационного иллюстративного материала, детской художественной литературы, аудиозаписей, фотографий и т.п. 2. Выявление уровня знания детей об истории происхождения бумаги, способах ее переработки и дальнейшего использования. 3. Определение целей и задач проекта. 4. Составление плана по реализации проекта. 5. Поиск компании, готовой принять минимальный объем макулатуры с самовывозом. |
Деятельность детей | Дети приносят из дома макулатуру. |
Взаимодействие с семьёй | 1. Проведение беседы с родителями об участии в проекте «Вторая жизнь бумаги». 2. Предложить родителям вместе с детьми перебрать дома старые журналы, газеты и принести их в детский сад. |
2 этап – реализация проекта
На данном этапе дети приносят из дома макулатуру, проводят опыты с бумагой, изучают историю появления бумаги. В процессе изучения данной темы дети знакомятся с художественной и научной литературой о роли леса в жизни нашей планеты. Рассматривают иллюстрации, картины, фотографии. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.
Деятельность педагога | 1. Подбор методической и художественной литературы: «Мы идем в лес. Альбом с игровыми заданиями», «Большая книга экспериментов» А.Мейяни, С.В.Михалков «Бумага», В.Берестов «Тетрадки». 2. Беседы: «Для чего человек сажает леса?», «Для чего дереву листья?», «Как человек может помочь природе?», «Может ли мороз убить дерево?», «Как узнать растение?», «Что ты знаешь о деревьях, для чего они нужны?»; «Роль бумаги, в нашей жизни»; «Как делают бумагу?»; «Как спасти дерево?» 3. НОД с детьми: «Человек славен трудом», «Лес. Кто главный в лесу?», «История вещей», «История бумаги». 4. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «С какого дерева листок?», «Что где растет?», «Кто больше назовет», «Что сначала – что потом», «Детки на ветке» и др. 5. СРИ: «Лесники», «Библиотека», «Канцелярский магазин». 6. Опытно-исследовательская деятельность: Опыты с бумагой. 7. Проблемная ситуация: «У нас закончилась бумага!», «В лес пришел человек. Что будет?», «Сколько макулатуры мы собрали?» 8. Продуктивная деятельность: 1. Рисование «Осень в лесу» 2. Аппликация из газет «Ночной город» 3. Изготовление атрибутов для СРИ «Канцелярский магазин», «Салон красоты». |
Деятельность детей | 1. Участие в продуктивной деятельности. 2. Сбор макулатуры. |
Взаимодействие с семьёй | 1. Проведение консультаций для родителей о важности вторичной переработки бумаги. 2. Участие в сборе макулатуры. |
3 этап – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога | 1. Совместно с детьми:
2. Составление отчета о проделанной работе. 3. Оформление документации. 4. Подготовка презентации проекта. |
Деятельность детей Взаимодействие с семьёй | 1. Сбор, упаковка и взвешивание макулатуры. 2. Подготовка отчета для родителей и процессе сбора и сдачи макулатуры. |
Итоги реализации проекта «Вторая жизнь бумаги»:
1. У детей появилось желание беречь деревья, экономить бумагу и собирать макулатуру.
2. Дети увидели конечный результат своего труда: сдали 90 кг макулатуры, а это значит: спасли одно большое дерево.
3. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
4. Дети стали более уважительно относиться к труду.
5. Родители приняли активное участие в проекте.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: ≪КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА≫, 2008.
4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- Волгоград: Учитель,2011
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоохранная эколого-образовательная акция «Урок чистоты» для детей подготовительных к школе групп.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки!Девчонки и мальчишки!Сегодня день необычный,Особенный и символичный!Сегодня в нашем городе проходит день чистоты.А как вы думаете, что это за день такой?...
Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы
Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...
Эколого-образовательный проект «Природа и дети»
По доминирующему методу: творческий, практико-ориентированный/По характеру содержания: субъекты образовательного процесса (ребёнок - педагог – родитель) - общество и его культурные ценности.По х...
"Роль окраски в жизни животных". Конспект НОД по познавательному развитию (блок "Животные" эколого-образовательной программы Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей подготовительной группы
Очень важно знакомить детей с разнообразием животного мира. Животные имеют разную окраску. Почему? Детям всегда это интересно. Поэтому они с удовольствием знакомятся с основными отличительными признак...
"Путешествие на воздушном шаре". Конспект НОД по познавательному развитию (по эколого-образовательной программе Н.А.Рыжовой "Наш дом - природа") для детей старшей группы.
Мы знаем, что ветер- это движение воздуха. А какова его роль в природе и жизни животных, человека? Как образуются волны, ураганы, бури? На все свои бесконечные вопросы дети получают ответы на познават...
Совместный эколого-образовательный проект с детьми и их родителями Тема: «Мусор Земле не к лицу»
Аннотация проекта Проект предназначен для д...
"Загадочный подводный мир" (эколого-образовательный проект)
В статье представлена информация по организации совместного эколого-образовательного проекта с детьми средней группы и их родителями "Загадочный подводный мир". Подробно описан план поэтапны...