Рабочая программа курса "Обучение элементам грамоты"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа курса "Обучение элементам грамоты" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_obuchenie_elementam_gramoty.docx | 62.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принята решением Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ № 322
от _________2023г.
протокол №_______ ___________________
«___»____________2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).
Подготовительная группа
Составитель: учитель-логопед Мордовская Т.В.
Красноярск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ п /п | Разделы программы | страницы |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1. | Цели и задачи | 3 |
1.2. | Принципы и подходы программы | 3 |
1.3. | Характеристика коррекционного курса | 4 |
1.4. | Описание места курса в содержании АОП | 5 |
1.5. | Характеристика воспитанников группы | 5 |
1.6. | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 6 |
1.7. | Система оценки достижения планируемых результатов | 7 |
2. | СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА. | 8 |
3. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 9 |
4. | ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 20 |
4.2. | Демонстрационный материал | 20 |
4.3. | Дидактические игры | 20 |
4.4. | Методическая литература | 20 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на педагогическом совете № 01 от 30.08.2023г.
- Цель курса – Обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи:
- Обучение нормативному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
- Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
- Развитие операций языкового анализа и синтеза.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Принципы и подходы программы.
Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.
Принципы:
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
- Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
- Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Подходы:
Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях
Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
- Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.
- Описание места курса в содержании АОП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.
Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 25-30 минут (Сан Пин с.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.
Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
- Характеристика воспитанников группы
Группу посещают 24 ребенка с тяжелыми нарушениями речи:
11– девочек, 13– мальчиков.
ОНР II уровня – 10 человек
ОНР III уровня– 14 человек
Дизартрия – 24 человека
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
- Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.
В плане развития просодической стороны речи:
• владеет правильным речевым дыханием;
• владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;
• способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;
• владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.
В плане коррекции произносительной стороны речи:
• активно владеет речевым аппаратом;
• сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;
• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;
• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).
В плане работы над слоговой структурой слова:
• умеет различать на слух длинные и короткие слова;
• умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
• усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
• владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.
В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:
• умеет различать на слух гласные и согласные звуки;
• умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;
• умеет выделять ударный звук в слове;
• знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);
• владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);
• умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;
• умеет печатать буквы, слоги и слова.
Обозначенные в Программе ДО возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
- Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);
- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;
- развитие звуко-буквенного анализа слова;
- обучение чтению;
- формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-3 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
4 | Органы артикуляционного аппарата. Речевые и неречевые звуки. | Повторение пройденного материала. Деление слов на слоги. | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Звук А. Буква А | Закрепить понятие «гласный звук». Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Различение понятий «звук» и «буква». Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. | |
2 | Звук У. Буква У | Закрепить умение выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Печатание и чтение слов АУ, УА. | |
3 | Звук И. Буква И | Закрепить умение выделять звук И из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений (Тигр идёт. Кит плывёт. и др.). | |
4 | Звук Ы. Буква Ы. | Закрепить умение выделять звук И из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков Ы, И по артикуляции и звучанию. | |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук О. Буква О | Закрепить умение выделять звук О из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Чтение слогов и слов. | |
2 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепить умение выделять звук Э из ряда звуков, слогов и слов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию. Закрепление умения делить слова на слоги. Дать понятие «ударный слог». | |
3 | Звуки П-ПЬ. Буква П | Закрепить умение выделять звук П из ряда звуков, слогов и слов. Закрепление понятия «согласный звук». Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов. Чтение и звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП. | |
4 | Звуки М-МЬ. Буква М | Закрепить умение выделять звук М из ряда звуков, слогов и слов. Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов. Чтение и звуковой анализ обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ЭМ, ИМ, ЫМ, МА, МО, МУ, МЫ, МИ. | |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки Б-БЬ. Буква Б Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ | Закрепить умение выделять звук Б из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов БИМ, БОМ. Закрепление понятия «слово». | |
2 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т | Закрепить умение выделять звук Т из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов ТЫ, АТ, ТИ. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Чтение и анализ двусложных слов ТОМА, ТИМА. Дифференциация звуков П, Т по артикуляции и звучанию. | |
3 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Закрепить умение выделять звук Д из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе слов ДЫМ, ДИМА. Определение «ударного гласного звука». Закрепить умение дифференцировать звуки Т, Д по глухости и звонкости (картинки). Разгадывание ребусов - подобрать слог к картинкам. | |
4 | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепить умение выделять звук Н из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение слова НИНА. Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию. | |
5 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Закрепить умение выделять звук В из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слогов и слов ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВОВА, ВИНТ. Закрепление умения разгадывать ребус - составлять слово по первым звукам данных слов. | |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф | Закрепить умение выделять звук Ф из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение и составление схем слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». | |
3 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Закрепить умение выделять звук К из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АК, КА, ОК, КО, УК, КУ, ИК, КИ, КОТ, КИТ. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки. | |
4 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г | Закрепить умение выделять звук Г из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слов ВАГОН, НОГИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение в соотнесении прочитанного слога и картинки, в названии которой он «спрятался». Составление предложений с предложенными словами. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х | Закрепить умение выделять звук Х из ряда звуков, слогов и слов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ, ХУ, ИХ, ХИ, МУХА, МУХИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки. Дифференциация звуков К, Х по артикуляции или акустическим признакам. | |
2 | Звук Й. Буква Й | Закрепить умение выделять звук Й из ряда звуков, слогов и слов. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение и составление схем слогов ОЙ, АЙ, МАЙ. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». | |
3 | Буква Я | Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я. | |
4 | Буква Е | Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е. | |
МАРТ | |||
1 | Звуки С-СЬ. Буква С | Закрепить умение выделять звук С из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов и слов СА, ОС, СИ, ОСЫ, ГУСИ, СОВЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. | |
2 | Звуки З-ЗЬ. Буква З | Закрепить умение выделять звук З из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов ИЗ, ЗИ, ЗЫ, ЗОНТ, ЗИМА. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З. Разгадывание ребуса - составить слово по первым звукам данных слов. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. | |
3 | Звук Ц. Буква Ц | Закрепить умение выделять звук Ц из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слов ЗАЙЦЫ, СИНИЦА. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
4 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Закрепить умение выделять звук Р из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов РА, РО, РУ, РЫ, АР, РИ, РЕ, РЯ. Закрепление умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов РАК, ГИРИ. Упражнение «Вставь потерянные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками. | |
5 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л | Закрепить умение выделять звук Л из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЯЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЯ. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ВОЛК, ЛИСА. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация звуков Р, Л по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Буква Ё | Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Впиши потерянные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё. | |
2 | Буква Ю | Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Впиши потерянные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю. | |
3 | Звук Ш. Буква Ш | Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ДУШ, ШУБА. Разгадывание ребусов - составить слова по последним звукам данных слов и найти картинки-отгадки. Упражнение «Впиши пропущенную букву». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
4 | Звук Ж. Буква Ж | Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЖУК, ПИЖАМА. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои». | |
МАЙ | |||
1 | Звук Ч. Буква Ч | Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Ч. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЧАЙ, БОЧКА, ВРАЧ. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики». | |
2 | Звук Щ. Буква Щ. | Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЩУКА, ЩИТ. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики». | |
3 | Мягкий знак. | Познакомить с буквой Ь и функцией смягчения и разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов КОНЬ, ГУСЬ, ПАЛЬТО. Сравнение количества звуков и букв в каждом слове. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Упражнение в чтении слогов и слов с разделительным Ь. | |
4 | Твердый знак. | Познакомить с буквой Ъ и функцией разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и сравнении слов СЕЛ - СЪЕЛ; СЪЕЛ - СЪЕЛА. Дифференциация Ь и Ъ - вставь пропущенные буквы и прочитай слова. | |
5 | Повторение | Закрепление пройденного материала: разгадывание кроссворда, ребусов, составление предложений по предложенной схеме. |
4. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Демонстрационный материал:
Картинки на развитие воздушной струи
Артикуляция звуков в графическом изображении
Звуковые дорожки
Пособие «Звуковой домик»
«Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)
«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Схема характеристики звука
«Волшебные домики» (слоговые домики)
Наглядный материал «Буквы»
Панно «Разрезная азбука»
Алфавит
Пособие «На что похожа буква»
Пособие «Лифт» (для чтения слогов)
Схемы предложений
4.2. Дидактические и развивающие игры:
Логопедическое лото
«Звонкий – глухой»
Магнитные кубики «Я сам читаю»
Игры с прищепками «Слоги», «Слова»
Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)
4.3. Методическая литература
- Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
- Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
- Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
- Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
- Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.
- Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
- Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
- Жукова Н.С. Букварь.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
- Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
- Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
- Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
- Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
- Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. М., 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
Рабочая программа курса "Обучение грамоте"
Рабочая программа курса "Обучение грамоте"...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет
Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет...
Рабочая программа курса "Обучение грамоте"
Рабочая программа курса "Обучение грамоте"...
Рабочая программа кружковой работы "Грамотей-ка"
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.Важно, чтобы ребёнок:-не пропускал буквы, не смешивал их при написании;-умел...