консультация для педагогов
консультация
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №180»
Консультация для педагогов на тему:
«Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах»
Выполнила:
Воспитатель
Фролова Н.С.
Воронеж 2021
Режим в детском саду - основа организации жизни детей, гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты должны оставаться неизменными. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным. Режим- распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей;
- тщательный гигиенический уход;
- обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
- поощрение самостоятельности и активности;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка
- спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.
К режимным моментам относятся:
- прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика;
- подготовка к завтраку, завтрак, игры и детские виды деятельности;
- непосредственная образовательная деятельность;
- подготовка к прогулке, прогулка;
- возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед;
- подготовка к сну, дневной сон;
- подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия;
- игры, самостоятельная деятельность детей;
- подготовка к ужину, ужин;
- игры, прогулка, уход детей домой.
Утренний прием.
Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей, проводимый в теплый период времени на воздухе. Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Перед приемом детей воспитатель проветривает группу. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Образовательная деятельность в самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий:
• организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов;
• использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, индивидуальных интересов и склонностей. Формы самостоятельной деятельности ребенка в детском саду:
• развивающие и логические игры;
• музыкальные игры и импровизации;
• самостоятельная деятельность в книжном уголке;
• самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей;
Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности: «центр познания», «центр творчества», «литературный центр», «спортивный центр» и др.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Рациональная организация питания в детском саду в первую очередь зависит от чёткого выполнения режима. Завтрак, обед, полдник должны проводиться в одно и то же время каждый день, без задержек, поскольку длительное ожидание может снизить аппетит детей. За полчаса до еды прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры. Ребят обязательно знакомят с меню, сообщают, что будет подано: это расширяет их кругозор, обогащает словарь и, конечно же, вызывает аппетит. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано, верно. Гигиенические процедуры. Задачей гигиенических процедур в младших группах является обучение детей навыкам ухода за собой, а в старшем возрасте полученные навыки закрепляют и формируют умение выполнять их самостоятельно, без напоминания, на основе представлений об их необходимости и пользе. Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков для разных возрастов отличаются. Наиболее уместны в группах раннего и младшего дошкольного возраста:
• показ;
• объяснение;
• непосредственное руководство действиями;
• использование художественного слова, фольклора;
• игровые приёмы.
Старшим школьникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы. Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды в зависимости от технического оснащения группы. Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно. Сравнивать допустимо только достижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчёркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатал рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, молодец!». Они также самостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы, следят за своим внешним видом. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.
Непосредственно образовательная деятельность
При планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения важна, а её польза для детей неоспорима по таким причинам:
• Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и закаливает.
• Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, выполнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны.
• Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями природы, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью. Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей.
Организация прогулки.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Структура прогулки:
• наблюдение;
• подвижные игры;
• индивидуальная работа с детьми;
• труд;
• создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к сну, дневной сон.
После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 15 минут. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей.
Гимнастика пробуждения.
Гимнастика после дневного сна помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Длительность проведения гимнастики 7-15 минут. Организуя гимнастику пробуждения в детском саду, надо соблюдать принцип постепенного подъема детей под звуки музыки, вызывающей положительные эмоции. Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня
Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом. Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр.
На вечерней прогулке в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.
Режим полезен и необходим, и приучать к нему детей нужно и в детском саду, и дома. Чтобы вырастить здоровых, ловких, жизнерадостных малышей, педагоги детских садов и родители воспитанников должны направить совместные усилия на обеспечение рационального распорядка жизни и деятельности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...