Готовность к школе. Нейропсихологический подход
статья (подготовительная группа)

Надежда Александровна Муханова

В статье рассмтриваются диагностические признаки несформированнсти готовности к школьному обучению с позиций нейропсихологии. Анализируются виды школьной неуспешности, связанные с дефицитарностью различных высших психическийх функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: канд. психол. наук,

методист Муханова Н. А.

Готовность к школе. Нейропсихологический подход

Готовность к школе как никогда раньше стала актуальной проблемой у современных учителей и родителей. По некоторым данным, функциональная незрелость, а следовательно не сформированная готовность к школьному обучению характерна  для 30-35% первоклассников. В настоящей статье  обсуждаются признаки сформированной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - время, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться.

Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста – к 7 годам сменяется учебной. Ребенку становится интересно узнавать новое, быть компетентным в какой-то деятельности, знать правила и осознанно им следовать. Это становится источником удовольствия и гордости за себя.

Для достижения «школьной зрелости» ребенок должен быть подготовлен психологически, эмоционально, физиологически, социально.

Чрезвычайно важно свободное владение речью на языке обучения (как правило, это – родной язык). В момент перехода от дошкольного к школьному возрасту можно эффективно использовать игру как средство обучения – без принуждения и осознанного волевого усилия, к которому ребенок еще не готов.

Владение речью предполагает наличие развитого фонематического и фонетического слуха, понимание обращенной речи в полном объеме, а также владение экспрессивной речью на уровне сложных фраз, способность составить простой, но связный и логически не противоречивый рассказ по картинке. Имеется в виду не только перечисление и описание персонажей, но и наличие сюжета рассказа. Не следует забывать и о сформированности звукопроизношения.

Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в своем социальном окружении, знать свое имя, имена мамы и папы, свой адрес. Также важно, чтобы он мог свободно оперировать понятиями, день недели, время года. Все это признаки развитой общей осведомленности. 

Не менее важна сформированность пространственных представлений. Именно она является залогом не только свободного владения и передвижения своего тела в пространстве, но и развивающейся ориентацией в пространстве листа тетради и в целом успешного овладения письмом, чтением, математическими знаниями. Можно сказать, что сформированность пространственных представлений один из базовых кирпичиков в фундаменте успешности обучения.

Развитие функций восприятия, памяти, мышления позволят ребенку адекватно перерабатывать информацию, а следовательно, воспринимать и усваивать новые знания и умения. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен различать цвета и формы, запоминать 6-7 зрительных или слуховых стимулов, уметь проводить простую классификацию предметов, проводить простые аналогии, понимать и формулировать мораль простого короткого рассказа в 6-7 предложений рассказа.

Еще одним источником школьных и социальных трудностей является недостаточно развитый праксис. Нарушения праксиса у современных детей являются достаточно частыми. При определении готовности к школе следует обращать внимание на общую ловкость, координированность, которая свидетельствует о развитой моторике. Важно, чтобы ребенок умел ловко  прыгать и бегать, ловить и бросать мяч, собирать различные мозаики, кубики по схеме. Знать и находить без помощи зрения пальцы обеих рук, показывать различные комбинации пальцев, например: указательный и мизинец, колечко из большого и любого другого пальца руки, свободно владеть кистью в целом. Важно, чтобы ребенок умел рисовать и копировать простые фигуры и рисунки. Нелюбовь к рисованию, так часто встречающаяся у современных детей, в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о неразвитости пальцевого, кистевого, пространственного и конструктивного праксиса, что выраженно снижает шансы на успешность в обучении.

Важнейшим залогом успешности обучения является произвольное внимание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен иметь возможность сосредотачиваться на игровой или учебной задаче не менее получаса. Внимание – обеспечивающий процессе, без которого невозможно развитие и реализация других познавательных функций.

Отдельно стоит упомянуть регуляторные функции.  В возрасте 5-6 лет дети активно интересуются ролевыми играми, играми по правилам, в частности настольными. Многие игры с правилами - например, настольно-печатные - требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий. В таких играх развивается необходимая будущему школьнику произвольная регуляция поведения, навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Произвольная регуляция является важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением и эмоциями, организовывать работу. Важно понимать, что самый высокий интеллект без развитой регуляции не позволят ребенку стать успешным в школе и в жизни вообще. Важно учить ребенка планировать и предвосхищать результаты своих действий.

Кроме того, развитию произвольности способствует самостоятельность. Если у ребенка 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, он оказывается лучше готов к школе, чем тот, за которого все делают родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....

Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ

В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан н...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

Готовность детей к обучению в школе. Компетентностный подход

В предлагаемой вашему вниманию презентации сделана попытка обозначить основные компетенции, необходимые для успешного обучения ребенка в школе. Адресована педагогам  ДОО и родителям....

Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР

В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....

Нейропсихологический подход в системе непрерывной образовательной деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ

В данной   статье  расскрывается поэтапная работа инструктора ФИЗО совместно с логопедом,  с детьми ОВЗ, имеющие дизонтогенетическое развитие....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер -  класс: " Тико и нейропсихолог...