"Умелые ручки"
учебно-методический материал
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики через ручной труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.docx | 128.43 КБ |
diagnostika_melkoy_motoriki.docx | 429.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Ручной труд является одним из самых любимых видов деятельности у детей. Рисование, лепка, аппликации, выкладывание узоров из мозаики, конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес и стимулирует их познавательную активность. Еще одним положительным аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в малых группах. Таким образом, дети не только совершенствуют свои ручные навыки, но и делятся своими впечатлениями, учатся взаимодействовать со сверстниками, а также получают положительные эмоции от конечного результата своей деятельности. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам ручного труда.
Задачи:
- Обучать практическим навыкам работы с различными материалами.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений у детей
- Развивать познавательные психические процессы.
- Развивать творческие способности детей, их индивидуальность.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Воспитывать художественный вкус, прививать любовь к труду.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» № 273, ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155, Приказом Минобрнауки РФ № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30. 08. 2013 г.; примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Срок реализации программы: 4 года
Формы и режим:
В каждой возрастной группе определена недельная нагрузка соответствии с нормативно-правовыми документами.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц, во вторую половину дня. Продолжительность занятия:
Первый год обучения (возраст детей 3-4 лет) – 15 минут,
Второй год обучения (возраст детей 4-5 лет) – 20 минут
Третий год обучения (возраст детей 5-6 лет) – 25 минут,
Четвертый год обучения (возраст детей 6-7 лет) – 30 минут.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами (бумагой, картоном, природным материалом, тканью) Заготавливают природный материал (сбор, сушка, окраска), подготавливают бумагу (окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок).
Занятия по ручному труду позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно: желание практически действовать с предметами, которое предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Принципы реализации программы:
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
2.Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого, к сложному).
3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы для детей.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ различных приемов.
3. Физкультурная пауза.
4. Доработка изделия из дополнительного материала.
5. Рассматривание готовых работ.
Используемые материалы: пластилин, клей, контейнеры от «киндер сюрприза», сухие листья, семена растений, крупа, макароны, цветная бумага, салфетки, картон, ткань, вата, ватные палочки, ватные диски, втулки от туалетной бумаги, трубочки для коктейля, губки для мытья посуды, одноразовые тарелки, одноразовые ложки, двойной скотч, самоклеющаяся бумага, стружка от цветных карандашей, гофрированная бумага, нитки и другие материалы. Ножницы, краски, гуашь, карандаш, фломастеры, клеёнка для аппликации, кисточки для клея и красок, стаканчики, тряпочки для убирания лишнего клея, доски для лепки, стеки.
Предлагаемые разнообразные техники и приемы работы с различными материалами, в том числе и нетрадиционные, способствуют развитию у детей активности, творчества и воображения.
- Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
- Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ниток и ткани на изображение.
- Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ватных дисков на изображение.
- Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
- Скрепление различных деталей.
- Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
- Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
- Конструирование из коробок с элементами аппликации.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
- Пластилинография.
Ожидаемый результат.
Младшая и средняя группа:
-познакомятся с различными материалами и их свойствами;
-освоят навыки работы с ножницами и клеем;
-научатся некоторым приемам преобразования материалов;
-научатся видеть необычное в обычных предметах;
-разовьют мелкую моторику рук;
-сформируется положительное отношение к труду.
Старшая и подготовительная группа:
-овладеют различными приемами преобразования материалов;
-освоят обобщенные способы работы;
-разовьют познавательные, конструктивные способности;
-разовьют интерес к результату и качеству поделки;
-разовьется поисковая деятельность;
-освоят умение анализировать поделку;
-сформируется положительное отношение к труду;
-разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
-подготовится рука к письму.
Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Задания для диагностики развития мелкой моторики состоят из четырех блоков и подбираются соответственно возрасту:
1 блок: упражнения на координацию движений
2 блок: упражнения на повторение фигур из пальцев
3 блок: работа с бумагой
4 блок: упражнения на дорисовывание (Приложение)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Младшая группа
Месяц | Блок | Тема занятия | Программное содержание. | Материал |
сентябрь | «Я и детский сад» | Вводное занятие | Знакомство детей с бумагой, ее свойствами, с клеем, с салфеткой | |
Игрушки (пирамидка, неваляшка) | Учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки; пирамидка, неваляшка | ||
октябрь | «Я и природа. Осень» | Яблоки в корзине | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие мелкой моторики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки. |
Осенние листочки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки. | ||
ноябрь | «Я и природа - осень» | Птички | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки. |
«Шапка» | Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой | Шаблоны шапочек, разноцветные геометрические фигуры, клей, кисточки, салфетки, образец готовой шапочки. | ||
декабрь | Я и природа – зима | Сугробы, снег на деревьях | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. | Тонированный лист бумаги с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки. |
Снеговик | Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки. | ||
Новогодняя елочка | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки | ||
январь | «Я и мой дом» | «Узор для коврика» | Продолжать знакомить с предметами квадратной формы. Составлять узор на квадрате из знакомых геом. Фигур | Квадраты ( 15*15) разного цвета. Разноцветные геометрические фигуры, клей, кисточки, салфетки, образец готового коврика |
«Красивая тарелочка» | Продолжать знакомить с предметами круглой формы. Учить выкладывать узор: чередуя по цвету и форме маленькие круги | Основа - одноразовая тарелка. Разноцветные геометрические фигуры, клей, кисточки, салфетки, образец готового коврика | ||
февраль | «Я и мой дом» | Конфетки | Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации | Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей, кисти, салфетки |
Домашние птиц | Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их вклей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. | тонированный лист бумаги с контурным изображением цыпленка, желтые бумажные салфетки, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки. | ||
март | ««Я - человек» | Цветы в подарок маме (коллективная работа) | Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.. |
Колобок -румяный бок | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. | Желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей, салфетка | ||
Веселый клоун | Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. | ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки | ||
апрель | «Я и природа. Весна» | Смотрит солнышко в окошко | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки. |
Кудрявый барашек | Упражнять в умении, сминать салфетки в комочки. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Развитие мелкой моторики. | Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. | ||
май | «Я и природа. Весна» | Одуванчик | Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их. Воспитывать бережное отношение к цветам. Развитие мелкой моторики. | листы картона, цветная бумага, бумажные салфетки (жёлтые разрезаны на квадраты 3 x 3см.), клей, кисти, салфетки. |
Гусеница | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. | ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средняя группа
Месяц | Блок | Тема занятия | Программное содержание. | Материал |
сентябрь | «Я и детский сад» | Вводное занятие | Дать детям представление о ручном труде, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. | |
«Весёлые неваляшки» | Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с формой, величиной. Закреплять умение наклеивать готовые формы, располагая их в определенной последовательности. Воспитывать аккуратность в работе. | Белый картон, круги разного цвета для туловища, головы и ручек, цветные карандаши, клей, кисточки для клея, клеенки, салфетки. | ||
октябрь | «Я и природа - осень» | «Яблочко» наливное» | Закрепить навык обрывания полоски бумаги на одинаковые размером кусочки; Закрепить умение работы с клеем; Воспитывать аккуратность; Развивать мелкую моторику рук. | картон с контурным изображением яблока; полоски цветной бумаги желтого, красного цвета; клей, кисточки для клея, клеенки, салфетки. |
«Осеннее дерево» | Продолжать знакомить с обрывной техникой аппликации. Закрепить понятие «листопад». Развивать воображение, восприятие цвета. Воспитывать аккуратность; Развивать мелкую моторику рук | картон силуэтным изображением дерева без листьев, клей, кисточки для клея, клеенки, салфетки. полоски цветной бумаги осенних оттенков (желтого, красного, оранжевого цвета). | ||
ноябрь | «Я и природа - осень» | «Ёжик» | Продолжать знакомить с разнообразным природным материалом и способами работы с ним; обучить изготовлению поделки из природного материала. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей. | Раскрывшиеся сосновые шишки (разных размеров). Кленовый лист из бархатной бумаги (заранее вырезанный воспитателем, для оформления поделки). Маленькие кусочки пластилина чёрного, белого и коричневого цвета. Дощечки, салфетки, стеки Клей, кисть для клея. |
"Золотая рыбка" | Способствовать развитию творческого воображения. Вызывать интерес к созданию композиции. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук | Вырезанные заготовки с изображением золотой рыбки из картона, макароны, клей, кисточки, салфетки. | ||
декабрь | «Я и природа – зима» | «Зимний пейзаж » (рисования солью) | Познакомить с нетрадиционными приемами рисования (рисование солью) Вызывать интерес к созданию композиции. Развивать воображение. Развивать мелкую моторику рук | Цветные листы картона на котором нарисован зимний пейзаж. Клей, кисточки, салфетки, соль. |
«Снегирь на дереве» | Учить детей скатывать комочки из бумажной салфетки путем отрывания деталей и скручивания ладошками шариков. Воспитывать аккуратность; Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. | Картон с изображением снегирей, красные салфетки. Клей, кисти для клея, клеенки, салфетки. | ||
январь | «Я и природа – зима» | «Снежинки- балеринки» (Из полосок бумаги) | Учить резать по прямой. Из полосок бумаги выкладывать на готовом кругу образ снежинки. Развивать наглядно-образное мышление. | Бумага в форме круга разного цвета. Белая бумага, ножницы, клей, тряпочки, кисти для клея, клеенки, салфетки. |
Полоски на чашке. | Продолжать учить детей правильно держать ножницы, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. | Силуэты чашек прямоугольной формы, вырезанные из картона; квадраты из цветной бумаги по ширине чашек, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки. | ||
февраль | «Я –и мой дом, профессии людей» | Домашние животные. | Развивать воображения и творческую активность. Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца. Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки, добиваясь выразительности образа задуманного животного. | Разноцветные капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин, стеки, картонки- подставки, дощечки для лепки. |
«Открытка ко дню защитника отечества» | Обучать детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон. Развивать творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить дело до конца. | Цветная бумага, макароны, клей, салфетки, кисти для клея, простой карандаш, клеенка, фломастеры. | ||
март | «Я и моя планета» | «Веточка мимозы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности; Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать подарок; Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность. | Образец аппликации, нарезанные на квадратики 5х5см бумажные салфетки жёлтого цвета, основа-картон с листиками и стебельком мимозы по количеству детей, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки. |
«Заячья избушка» | Учить аккуратно, пользоваться клеем, упражнять наносить крупу на нужную поверхность. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. | Картон с изображением домика. Гречка. Клей, кисточки, ножницы, салфетки | ||
апрель | «Я и природа. Весна» | «Кактус» | Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом. | Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника. |
«Цыплёнок» (Аппликация из крупы) | Продолжать обучать детей приклеивать крупу на готовый силуэт. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. | Клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки. Картон с изображением цыпленка, тарелочки с пшеном. | ||
май | «Я и природа. Весна» | «Ландыш» | Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение. Воспитывать аккуратность, доводить начатое до конца; | Картон любого цвета (кроме зеленого и белого), вата, полусогнутый стебель и лист ландыша из зеленой цветной бумаги, клей, кисть для клея, салфетки |
«Бабочка» | Учить самостоятельно украшать аппликацию кругами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Продолжать учить располагать предмет в центре листа. Закреплять умение аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. Развивать внимание и сообразительность. | Альбомный лист с наклеенными 3—4 разными бабочками (у каждой бабочки не хватает одного или двух крыльев), недостающие крылья из цветной бумаги, половинки альбомных листов, вырезанные силуэты бабочек и заготовки для украшений (круги, квадраты, треугольники), клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа
Месяц | Блок | Тема занятия | Задачи | Материал |
сентябрь | «Я и детский сад» | Знакомство с материалами и техниками | Познакомить детей с различными техниками выполнения работ по аппликации Знакомство с работами, выполненными в разных техниках исполнения. Развивать эстетическое восприятие Вызывать эмоциональный отклик. Материалы и оборудование: Образцы работ, выполненные в различных техниках | |
«Матрешка» (пластилинография) | Формировать навыки работы с пластилином Развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки | ||
октябрь | «Я и природа. Осень» | «Осень в лесу» (Картина из крупы) | Закреплять умения детей изготавливать аппликации из разных видов круп. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать аккуратность работы с клеем; мелкую моторику рук; творческие способности. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | основа для работы лист для фона, крупы: фасоль черного цвета, гречневая, рисовая, пшено, горох колотый. Клей, ватные палочки или кисть |
«Белочка из шишек» | Формировать навыки работы с пластилином и природным материалом, Развитие интереса к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Пластилин, салфетка, шишки, дощечки | ||
ноябрь | «Я и природа – осень» | «Рукавички» (Рисованием ватной палочкой) | Продолжать знакомить детей со способами рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, Расширять их представления об одежде и разнообразии узоров, Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. | Гуашь, салфетки. Рукавички из бумаги |
Цветы в горшке | Учить детей сочетать в поделке несколько видов материалов; Развивать умение самостоятельно задумывать содержание аппликации и доводить начатое до конца. Развивать внимание. | Листы картона, квадрат бхб см, вырезанный из журнальной бумаги, Вата, зеленая тесьма с зубчиками (длина 1 см); гуашь, кисти, баночки с водой; ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки. | ||
декабрь | «Я и природа – зима» | «Снежинка» | Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации. Изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения. Познакомить детей со способом рисования – «набрызг» при изображении предметов. | Зубная щетка, трафареты снежинок, салфетка |
«Ёлочка - пушистая иголочка» | Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность.
| Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин. | ||
январь | «Я и природа – зима» «Я и мой дом» | «Зайчонок под елкой» | Закрепить знания о нетрадиционной технике аппликации - аппликации из ватных дисков); Развивать творческие способности детей, навыки безопасной работы с ножницами; Развивать моторику пальцев. Воспитывать у детей интерес, бережное отношение к окружающей природе, желание помочь другим. | Образец. Цветной картон размером 18 Х 20 см. Ватные диски. Прямоугольные полоски-заготовки для веточек ели из бумаги зеленого цвета. Обрезки цветной бумаги. Детали глаз, щечек, носа и ротика зайчика. Ножницы. Простой карандаш. Клей, кисть клеевая. Клеенка. Тряпочка. |
«Мебель в кукольный домик» (из бросового материала) | учить детей мастерить поделки из бросового материала, из спичечных коробков; развивать конструктивное мышление, навыки работы с бумагой, клеем; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Предметные картинки (кухня, спальня, диван, шкаф, стол, стул), спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, клеёнки, игрушечный дом, схемы сборки предметов мебели. | ||
февраль | «Я и мой дом. Я – человек» | «Утёнок» (Аппликация из резаных ниток) | Продолжать учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Силуэт утенка, нитки, нарезанные мелкой стружкой (желтого цвета), кисти для клея, клей, салфетки для рук. |
«Открытка для папы» (панно на бумажной тарелке) | Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Развивать творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить дело до конца. | Картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка. | ||
март | « Я и моя планета» | «Подарок на 8 марта» (Бусы из макарон) | Развивать мелкую моторику. Развивать творчество, фантазию, аккуратность, умение доводить дело до конца. | Макароны различных форм, кисти, гуашь разных цветов, влажные салфетки, нить для нанизывания макарон. |
«Ночной город» (аппликация из ткани) | Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. | Бумага, тонированная серым цветом, кисть, ножницы, ПВА, подставки, салфетки, ткань. | ||
«Поезд» | Закреплять умение преобразовывать сложенный гармошкой прямоугольник в четыре одинаковых квадрата и вырезать крути из сложенной гармошкой бумаги. Продолжать учить составлять целое из готовы х форм. Закреплять умение оформлять аппликацию графическим изображением с помощью фломастера | Вырезные из цветной бумаги прямоугольники 20x12 см (стены выгона), 12x3 см (окна) и 16x4 см (колеса): фломастеры: ножницы, клей, кисти для клея: тряпочки., клеенки. | ||
апрель | «Я и моя планета. Я и природа. Весна» | «Ракета» (пластилинография) | Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности. | Пластилин, силуэт ракеты на картоне; картон синего или чёрного цвета, салфетки для рук, стека. |
«Грачи прилетели» (Техника оригами) | Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. | половина листа А 4 черного цвета, ножницы, клей, кисточки, ватман, картинка грача | ||
май | «Я и природа. Весна» | «Одуванчик» (торцевание) | Знакомство с новой техникой. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Картон формата А5, квадратики из жёлтой гофрированной бумаги и палочка для торцевания, зелёная бумага для листьев, ножницы, кисти, клей. |
«Насекомые -мои друзья» (божья коровка) | Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения. | Картон, цветная бумага, клей, кисть. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительная группа
Месяц | Блок | Тема занятия | Задачи | Материал |
октябрь | «Я и природа. Осень» | «Мой любимый фрукт или овощ» | Учить отрывать маленькие кусочки бумаги от большого листа, наклеивать их на силуэт, не выходя за контуры. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать мелкую моторику рук Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы | Заготовки бумаги с нарисованным контуром фруктов, овощей. клей, цветная бумага, салфетки. |
«Рябина» (квилинг) | Познакомить детей с квилингом, учить аккуратно накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение | Гофрированная бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны для листьев. | ||
ноябрь | «Я вырасту здоровым» | «Мороженое» | Учить действовать в соответствии с заданным алгоритмом Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога Воспитывать аккуратность Развивать творческое воображение | листы картона (с приклеенным треугольником в виде рожка), клей, вата. |
«Шляпы, корона» | Вызвать у детей интерес к изготовлению необычного головного убора – по выбору детей, развивать самостоятельный поиск способов украшения объемного изделия, Воспитывать аккуратность | Заготовки втулки от туал. бумаги, клей, цветная бумага. Украшения (бусины, пайетки, стразы) | ||
декабрь | Я и природа – зима | «Снежинка» | Учить приёмам ажурного вырезывания. Учить вырезать снежинки из бумаги сложенной в несколько слоёв. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Развивать мелкую моторику рук Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | Ножницы, бумага. |
«Снегирь на ветке рябины» | Продолжать учить обводить трафарет и вырезать строго по контуру Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией Развивать мелкую моторику рук Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы | картон (фон), шаблон фигурки снегиря, черный картон, гофрированная бумага красного цвета, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей, клеенка, салфетка. | ||
«Новогодняя ёлка» | Продолжать развивать у детей интерес к творчеству, развивать логическое мышление, пополнять словарный запас, учить работать сообща, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от поделки. | Конус из картона, нитки шерстяные, клей, бусы разной, фактуры. | ||
январь | «Я и мой дом» | « Весёлые человечки» | Развитие творчества, воображения, развитие мелкой моторики, формирование навыков аккуратного обращения с материалом для создания поделки. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. | Втулки от бумаги, заготовки из цветной бумаги для поделок – прически, юбочки и шортики, клей. |
«Чайный сервиз» | Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. | Альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос. | ||
февраль | «Я – человек, профессии людей» | «Цветущий кактус в горшочке» | Учить создавать образ кактуса с помощью объёмной аппликации. Продолжать совершенствовать навыки в вырезании круга из бумаги квадратной и прямоугольной формы. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность | Комнатное растение - кактус, квадраты и прямоугольник цветной бумаги для изготовления горшочка и кактуса, ножницы, клей, карандаши, салфетки. |
«Открытка папе» | Учить создавать из бумаги открытку своими руками. Развивать воображение, наблюдательность, мелкую моторику. Воспитанию аккуратность, самостоятельность. | Цветной картон, цветная бумага, салфетки, клей, ножницы, фломастеры. | ||
март | « Я и моя планета» | «Мимоза» | Продолжать учить детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги | Картон с нарисованными ориентирами, желтые салфетки, разрезанные на квадраты. Бумага для изготовления листьев. Ножницы, клей, салфетки сухие для рук. |
"Платочек с бахромой" | Закреплять умение детей выполнять поэтапно аппликацию; учить делать бахрому из ниток; Развивать моторику пальцев, эстетическое восприятие; Воспитывать аккуратность, самостоятельность | Цветной картон, треугольной формы; ножницы; цветная бумага; дырокол; нитки для вязания; клей. | ||
"Золотая рыбка" | Совершенствовать умение работать с бумагой, шаблонами, применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев, наблюдательность. Воспитывать трудолюбие, интерес, любознательность. | Листы картона, шаблоны рыбок, фломастеры, конфетные фантики, клей, ножницы, салфетки. | ||
апрель | «Я и природа. Весна» | «Цветной граттаж. Полёт в космос» | Познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании, Учить использовать в работе приём «процарапывания», Содействовать развитию чувства композиции, наблюдательности. Вызвать интерес к теме космос. | Загрунтованные листы А4, шпажки, клеёнка. |
«Бабочка» | Продолжать учить детей составлять изображение из геометрических фигур. Развивать творческое воображение, фантазию. Учить вырезать симметричные формы из бумаги. | Цветная бумага (зеленая 2- х оттенков, синяя и желтая), 1 проволока 10см, 2 бусинки, клей, карандаши, ножницы, клеенка | ||
май | «Я и природа. Весна» | «Баночка с пожеланиями» | Продолжать учить детей самостоятельно придумывать украшения для своей поделки, продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. | Цветная бумага, ножницы, банка или коробка, ленты, бусины, стразы и т.п. для украшения банки. |
«Закладка для книги» | Закреплять навыки плетения из цветных полос, соблюдать последовательность этапов плетения. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев, наблюдательность. Воспитывать трудолюбие, интерес, любознательность. | Заготовка основ из фантиков от конфет для плетения закладок |
Список используемых источников:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2016
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: ООО «издательство «Астрель», 2004. – 46, [2] с.: ил.
- Горунович, Е. «Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду». - Минск, 1989.
- Колдина Д. Н. Аппликация с детьми. Конспекты занятий. — М.: МО'ЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. — 56 с.
- Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду». - М.: - «Просвещение», 2002 г.
- Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с
- Малышева А. Н., З.М. Поварченкова. Занятия по аппликации в детском саду. / — Ярославль: Академия развития, 2010. — 160 с.: ил. — (Детский сад: день за днем»).
- Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей». М., 2006г.
- Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Академия Развития, 2010 г.
- Румянцева Е.А. Аппликация М.: Мир книги. 2010. - 115 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. — 44,[4] с.: ил.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»
_________________________________________________________________ 630033, г. Новосибирск, ул. Оловозаводская, д.12, тел. 317-04-48
Разработки тестовых заданий для диагностики развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Енина Оксана Сергеевна
Новосибирск
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики
у детей 3-4 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3 блок.
Работа с бумагой
- Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Задания для диагностики развития мелкой моторики
у детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
- Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
- Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез.
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Катание шарика.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
3 блок
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)
- Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.
Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...
Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество...
умелые ручки
Тема: « Сказочная объёмная аппликация "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...
умелые ручки
Тема: « Сказочная объёмная аппликация "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...
умелые ручки
Тема: « Сказочная объёмная аппликация "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...