для детей 3-4 лет цикл занятий : "Знакомство с русской народной песней"/
план-конспект занятия (младшая группа)
Цикл занятий по ознакомлению с фольклором: "Знакомство с русской народной песней"
- "Русская матрешка".
- " В гости к нам пришла Матрешка".
- "Колыбельная песня".
- " Поиграем с куклой Машей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для детей 3-4 лет - цикл занятий : "Знакомство с русской народной песней"" | 126.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий
по ознакомлению с фольклором
для детей младшего возраста:
«Знакомство с русской народной песней».
Занятие №1
Тема: «Русская матрешка».
Цель: Знакомство с русской игрушкой матрешкой. Знакомство с малыми фольклорными жанрами.
Необходимые материалы: разновозрастные матрешки, платочки, балалайки, карусель, фонотека с русскими народными мелодиями.
Содержание:
К детям в гости приходит Матрешка-воспитатель.
Муз.рук.: Дети, поздоровайтесь с Матрешкой. Посмотрите, какая она нарядная, какой у нее красивый сарафан. А бывает матрешка деревянная(показывает детям матрешку). У нее тоже красивый сарафан, яркий платочек, красные щечки. Живет она на этой музыкальной лесенке. И живет она не одна, а со своими сестричками. Сестрички, а-у, где вы? Спрятались, а вот мы их сейчас найдем. (открывает матрешку, ставит по –порядку на лесенку). У каждой матрешки свой голосок, своя песенка. Эта матрешка большая и голос у нее низкий, грубоватый. А эта самая маленькая и голосок у нее звонкий, тонкий. (пропевает по порядку песенку каждой матрешки.)
Они любят ходить друг к другу в гости. Вот большая матрешка пошла в гости. Послушайте, как звучит ее песенка «Вот иду я вверх». А эта песенка – «Вот иду я вниз». (Поет.) Весело матрешкам вместе жить. И песенка у них задорная, веселая.
Музыкальный руководитель предлагает детям спеть и сплясать для матрешки. Дети поют песенку «Ладушки» и пляшут под русскую народную мелодию.
Муз. Рук.: Вот как весело поют и пляшут наши дети. А вы хотите поиграть с матрешками, ребята? (дети отвечают.)
Проводится игра-пляска с матрешками под русскую народную мелодию «Я на горку шла»
Описание игры:
Муз. Рук. произносит:
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
Несколько детей берут матрешек, становятся в круг, под русскую народную мелодию пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши. Затем те, у кого были матрешки, ставят их перед другими детьми. Игра повторяется.
Матрешка: Ребята, я вам принесла карусель. Смотрите, какая карусель красивая. Ходила я на ярмарку, каталась там на каруселях, весело на каруселях. Вот и принесла вам ее в садик, катайтесь, ребята. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.
Под музыку произносятся слова, дети действуют в зависимости от слов и темпа мелодии.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите.
А еще принесла я вам яркие платочки да звонкие балалайки. (раздает мальчикам балалайки.)
Девочки, надевая платочки, превращаются в матрешек, произнося волшебные слова: « Вправо-влево повернусь и в матрешку превращусь».
Дети:
Матрешки дружно живут,
Частушки весело поют.
Дети поют частушки. Девочки в проигрыше приплясывают с платочками, а мальчики играют на балалайках. В конце пляски матрешки обнимают всех ребят.
Матрешка: Вот как матрешки дружат между собой – крепко-крепко. Никогда не ссорятся и не обижаются друг на друга. И вы, ребятки, не обижайте друг друга. А у вас есть друзья? А крепко вы дружите? ( ответ.)
Муз. Рук.: Давайте споем веселую песенку, какую хотите?И подарим ее нашим матрешкам, попросим еще раз прийти к нам в гости.
Звучит русская народная песня по выбору детей.
Занятие № 2
Тема: «В гости к нам пришла матрешка».
Цель: Повышать интерес детей к музыкальной деятельности, развивать музыкальную память и чувство ритма. Продолжать знакомство с фольклором.
Задачи: Учить различать тембр шумовых инструментов. Передавать в игре на музыкальных инструментах контрастные изменения при музыкальном сопровождении. Развивать метроритмический слух. Прививать любовь к народной музыке.
Необходимые материалы: музыкальный репертуар, платочки, матрешки, музыкальные инструменты: бубен, погремушки, трещетка, ложки все по количеству детей; короб для большой матрешки, угощение для детей.
Ход занятия.
Под веселую русскую народную мелодию дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Музыкальный руководитель: Какая веселая музыка нас встречает, давайте под нее потанцуем. Дети выполняют свободные плясовые движения, муз. руководитель сопровождает действия детей потешками, подговорками ( топотушки- топ , топ и хлопушки хлоп- хлоп и т.д.). Затем педагог предлагает детям сесть не стульчики и послушать загадку.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек, круглолица, черноброва, разрумянилась немножко, это русская…. / Матрешка/
Муз. руководитель: Мы похлопаем в ладошки, в гости к нам придет Матрешка.
Под музыку в зал заходит Матрешка в руках большой короб.
Матрешка: Я к ребяткам долго шла и подарки принесла ,
Здесь в коробочке друг в дружку
Спрятались мои подружки, в сарафанах расписных
В шелковых платочках, это мои крошки, веселые….
Дети: матрешки.
Матрешка достает из коробочки деревянных матрешек и раздает их детям.
Я похлопаю в ладошки, постучат матрешек ножки.
Матрешка прохлопывает не сложный ритм, дети повторяют, стучат по столику или по спинке стульчика. Затем простукивают ритмический рисунок
Под р. н. мелодию «Ах вы, сени».
Матрешка: Есть в корзиночке моей разные игрушки,
Звонкий бубен, маракасы, есть и погремушки.
Раздает музыкальные инструменты.
Предлагает поиграть в оркестр. Звучит русская народная мелодия «Барыня»
1 часть исполняют бубны и маракасы, 2 часть - погремушки.
Матрешка: А еще есть у меня , яркие платочки.
В них так любят танцевать
Мои крошки – дочки.
Матрешка предлагает девочкам потанцевать вместе с ней.
Дети исполняют танец « Мы матрешки, вот такие крошки»
Движения выполняются под текст песни.
Матрешка заглядывает в корзинку. Что- то еще лежит у меня в корзиночке?
Читает стих о ложках.
Ложки, ложечки резные,
Не простые, расписные,
Будем ими ударять,
Вместе танец исполнять.
Дети исполняют танец «Ложечки» слова и музыка О. Н. Васьковской.
Матрешка: Ах, какие молодцы, вы так славно поплясали,
И Матрешку развлекали, к сожалению
Мне пора, до свиданья, детвора.
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» Матрешка уходит.
Музыкальный руководитель замечает коробочку, которую оставила Матрешка, в ней находятся угощения- маленькие шоколадные матрешки.
Детям раздают угощения.
Занятие № 3
Тема: «Колыбельная песня».
Цель: познакомить детей с новой колыбельной песней; отработать произношение звуков «Г», «Р»; воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.
Материал: колыбелька, игрушечная собачка, кукла в сарафане, игрушка – кот.
Ход занятия:
Воспитатель заносит игрушку – собачку и куклу.
-Дети, посмотрите, кто к нам пришел? Это Таня с собачкой. Давайте поздороваемся с ними.
-Посмотрите, какой у Тани красивый наряд: это русский сарафан. Ребята, какого цвета у Тани сарафан? А какого цвета блузка?
- Таня очень долго бегала, играла с собачкой и устала. Она хочет отдохнуть.
Я положу её в кроватку. Тише, тише, Таня заснула.
(Лает собачка и Таня просыпается).
-Ребята, как можно быстро усыпить Таню? (Спеть колыбельную песенку, покачать).
-А как надо петь колыбельную песенку? (Тихо, протяжно).
-Подойдите к колыбельке. Давайте усыпим Таню, споём ей колыбельную песенку.
Баю – бай, баю –бай.
Ты, собачка, не лай.
Белолоба не скули,
Мою Таню не буди.
-Таня уснула, а ты собачка, пожалуйста, посиди тихо – тихо.
- Ребята, а когда вы ложитесь спать, кто-нибудь поёт вам колыбельную песенку?
- Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споёт колыбельную. Ребёнок слушает, слушает и засыпает. И снятся ему прекрасные, волшебные сны.
-Сейчас я вас познакомлю с новой колыбельной песней. Слушайте внимательно.
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
- А вы знаете кто такие гуленьки? Гуленьки так ласково называют голубей.
-Дети, вы слышали, как воркуют, разговаривают голуби?
- Они воркуют ласково, тихо издают одни и те же звуки – гур, гур, гур.
- Как воркуют голуби?
-Оля, как воркуют голуби? Настя, как разговаривают голуби? Молодцы!
- Ребята, посмотрите, кто это у нас сидит на полочке? (Куклы).
-Куколки слушали колыбельные песенки, они им очень понравились. Давайте возьмем кукол, покачаем и споём колыбельную «люли, люли, люленьки…»
(Дети вместе с воспитателем поют колыбельную).
-Посмотрите, ещё не все куколки заснули. Давайте споём нашу колыбельную ещё разок.
-У всех куколки спят? Давайте их положим в кроватки.
- Посмотрите, а наша Таня уже проснулась. Выспалась, отдохнула, стала весёлая и зовёт нас играть в русскую народную игру «Мыши водят хоровод».
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька кот,
Разобьёт вам хоровод.
(Игра проводится 2-3 раза.)
- Молодцы, ребята, все оказались проворными, никто не попался коту Ваське.
А сейчас давайте посмотрим, не проснулись ли наши куколки? Проснулись и зовут вас играть. Идите, напоите кукол чаем.
Занятие № 4
Тема: «Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою».
Цель: Продолжать знакомство с русским фольклором, разновидностью русской народной песни – колыбельной песней.
Необходимые материалы: кукла Маша, колыбель, Петушок.
Предварительная работа: разучивание песен и игр.
Содержание:
Воспитатель с детьми приходит в избу, их встречает хозяюшка.
Хозяюшка:
День добрый, детушки-касатушки.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки.
Расскажу вам сказку.
Жила-была девочка Машенька.
(приносит куклу)
Муз.рук: Вот она Машенька наша, девочка-клубничка,
Румяное личико,
Щечки, что яблочки,
Губки, что ягодки.
Носик-курносик пуговкой,
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
Хозяюшка: Какая красавица, да вот беда, капризна Машенька, ее укладывают спать, а она никак не ложится, все капризничает.
Муз. Рук.:
Ой. Машенька, не реви,
Куплю тебе сухари,
Ой. Машенька, не плачь,
Куплю тебе калач.
Хозяюшка: Ничего Машенька не хочет, только плачет, плачет, давайте, ребята, попробуем Машу укачать, споем ей колыбельную песенку, может она и поспит.
Ложись, Машенька в колыбельку. Подушечка мяконька, периночка пухова. Одеяльце тепленько. Вот какая хорошая колыбелька. Спи. Машенька, засыпай.
Баю-баю-баюшок,
Ложись, Маша, на бочок.
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Баю-баю-баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Маше спать не дает.
(входит петушок-ребенок старшей группы)
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Хозяюшка: Ах, ты, Петя-Петушок, золотой гребшок, как ты громко поешь, нашей Маше спать не даешь.
Петушок: Я Петушок голосистый, всегда громко пою, деткам спать не даю.
Хозяюшка: Петя-Петушок, ты лучше зернышки поклюй и не пой так громко. Нам нужно Машеньку спать уложить.
Муз. Рук.: Мы споем Петушку песенку. Машенька, послушай.
Дети поют песенку о Петушке.
Петушок: Уважили меня, спасибо.
Хозяюшка: Угощайся. Петя.
(подает на блюдце зернышки, Петушок клюет).
Хозяюшка: Леночка, спой колыбельную песенку Машеньке, да покачай ее.
Девочка:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочек
И потащит во лесок.
К нам. Волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
(слышится мяуканье, появляется кот-ребенок из старшей группы)
Хозяюшка: Ой, да это кот Васька к нам бежит.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Васька, ты пришел Машеньку покачать?
Кот: Нет, я пришел поиграть.
Хозяюшка: Нет, дорогой. Мы не можем с тобой сейчас играть. Мы Машеньку спать укладываем.
Кот: Тогда я ей песенку спою.
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Нарядился, воротился,
Стал он люлечку качать,
Баю-баю-баю-бай,
Спи, Машенька, скоренько.
Встань, Машенька, с зоренькой.
Хозяюшка: Нет, не спит Машенька. Давайте все вместе споем ей песенку.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Петушок, не кричи,
Нашу Машу не буди.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Нужно Маше крепко спать.
Муз.рук.: Уснула наша Маша, крепко спит, каприза. Мы тихонько пойдем, посмотрим. А теперь, детушки-малолетушки, Машенька пусть спит, а мы в группу пойдем с петушком и котиком поиграем.
Дети идут в группу и играют у игру «Ходит по двору петух», «Васька кот».
Занятие № 5
Тема: «Поиграем с куклой Машей».
Цель: Знакомство с песенками-потешками.
Необходимые материалы: кукла, колыбель, гребень, чугунок с кашей, ложки, фонограммы русских народных мелодий.
Содержание:
Дети и воспитатель стоят перед входом в избу.
Воспитатель: Ребята, хозяюшка приглашает нас в гости.
Хозяюшка(муз. Рук.): Здравствуйте, ребятки, рассаживайтесь по лавкам. Не знаю, что и делать, плачет моя Машенька. Что с ней случилось, не знаю. Спать ведь ей уже пора. Почему же она не спит?
Воспитатель: Да не хочет Машенька спать вовсе. Глазки-то у нее светлые, ясные, играть она хочет.
Хозяюшка: Вот как!(поет)
Потягуши-потянись,
Поскорее улыбнись.
Тянись, тянись, маленькая,
Тенись, тянись, хорошенькая.
Вырастешь большая-большая.
Маленькая, потянись,
Вдоль расти, поперек расти,
Расти умненькая да разумненькая.
Дети выполняют под песенку различные движения: потягиваются, приседают, встают на носки, поднимают руки вверх и другие.
Воспитатель: Пусть Машенька встает, наиграется с детьми, утомиться, спать крепче будет.
Хозяюшка: вставай, Машенька, да умывайся.(поет)
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
(дети подпевают хозяюшке)
Воспитатель: А ты, Леночка, расчеши Машеньке волосы, заплети ей косу.
Хозяюшка(поет):
Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят,
Все волосыньки в ряд,
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ребятки, приглашайте Машеньку играть с вами. (поет)
А теперь, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
(дети передавая друг-другу куклу Машу бегают по избе под русскую народную музыку).
Хозяюшка(поет):
Топ-топ, топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Топ-топ, топ-топ,
Ходи, ходи ножкой
Твердо по дорожке.
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ.
(дети медленно топают ногами)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(дети быстро топают ногами).
Воспитатель: Ну что поделаешь, опять Машенька плачет. Она нечаянно споткнулась, ножка болит. Дети, утешьте Машеньку.
Ребенок:
Боль-ворона,
Хворь-сорока,
А Машенька наша
Скоро поправится.
Ребенок:
У кошки боли,
У собачки боли,
А у Машеньки- заживи.
Ребенок:
Уж ты, Машенька, не плачь,
Я куплю тебе калач.
На шею повешу.
А потом потешу.
Воспитатель: Успокоилась Маша. Видите, улыбается. Давайте-ка мы ее покормим. Чем же Машеньку накормить?
Дети: Кашкой.
Хозяюшка: Сейчас кашку сварю.(приносит чугунок с кашей и ложки)
Воспитатель: Горячая кашка. Как бы Машенька не обожглась. (вместе с детьми проговаривает потешку)
Уж ты, бабушка, тпру-тпру! (дуют на кашу)
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Да молочненькую.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Посмотрите-ка, Маша кашки наелась, глазки у нашей девочки сами закрываются. Вот теперь я вижу, спать она хочет. Давайте, ребятки, споем ей колыбельные песни.
Дети исполняют колыбельные песни, хозяюшка благодарит детей за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с русской народной песней»
Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать с...
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".
Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...
Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"
Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...
Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»
Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Ра...
Интегрированное занятие "Знакомство с русским народным творчеством" для детей старшей и подготовительной к школе группе
Знакомство детей с русским бытом....
Цикл занятий знакомство с русскими народными инструментами "Гармонь моя, да гармоночики"
икл занятий знакомство с русскими народными инструментами "Гармонь моя, да гармоночики"ссылка:https://www.instagram.com/tv/B-6intolJT5/?igshid=YmMyMTA2M2Y...
Конспект занятия ФГОС. Ручной труд.Тема занятия: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
Конспект занятия " Знакомство с русской народной тряпичной куклой". (Подходит для подготовительной группы детского сада и для начальной школы).В конспект входит технологическая карта занятия...