Конспект занятия ФГОС. Ручной труд.Тема занятия: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Конспект занятия " Знакомство с русской народной тряпичной куклой". (Подходит для подготовительной группы детского сада и для начальной школы).
В конспект входит технологическая карта занятия, организационная структура занятия и разработанный конспект занятия.
Тема: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой» Изготовление куклы « Пеленашки» Интеграция образовательных областей: « Социально - коммуникативное развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие», « Физическое развитие», « Художественно – эстетическое развитие». Цель: Формировать у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. Оборудование: Наглядный материал: • Игрушки: Богородская, Дымковская, Филимоновская, иллюстрации кукол, 3-4тряпичные куклы; • Видеопроектор, ноутбук, музыкальный центр, диск или флешка с записью русской народной музыки и игры-песни « У Маланьи, у старушки»; • Ширма, карта-схема изготовления куклы Пеленашки; • Русский народный костюм для педагога и три костюма для детей, играющих роль купцов. Раздаточный материал: • Белая ткань 8x18см (для тела); • Цветная ткань в виде треугольника (для косынки); • Широкий кусок цветной ткани (для пеленки); • Цветные широкие и узкие ленты; • Красная нить и белая нитка. Предварительная работа: Беседа: « Куклы наших пробабушек», рассматривание иллюстраций « История русской игрушки». Чтение сказки « Василиса Прекрасная», « Князь Данила – Говорила», « Морской царь и Василиса Премудрая». Занятие проходит в « Русской избе», или создать обстановку, приближенную к обстановке к русской избе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_rus_nar_kukla.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия ФГОС. Ручной труд.
Технологическая карта занятия
Подготовительная группа
Тема занятия: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
Раздел: « Технология изготовления тряпичной куклы»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Форма обучения | Объяснение нового материала с применением ИКТ, наглядно-иллюстративных методов, межпредметных взаимосвязей. |
Цель занятия | Формировать у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. |
Задачи | 1.Образовательные: Научить детей изготавливать простейшую куклу скрутку. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразия народной куклы. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, оберег, обряд, безлика). Развивать связную и грамматически правильную речь. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. 2. Развивающие: Развивать у детей мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узелков), координировать речь с движениями. Развивать усидчивость, внимательность, глазомер, желание творить, умение работать с лоскутками ткани, фантазировать. Развивать эстетический и художественный вкус, развивать чувство пропорции, ощущение композиции. Развивать умение согласовывать движения с музыкой. 3. Воспитательные: Воспитывать интерес к культуре русского народного творчества и рукоделию, желание узнать о традициях русского народа, бережное отношение к сделанной кукле. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получение информации об изготовлении русской народной тряпичной куклы. Метапредметные: регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь анализировать свои действия и учитывать характер сделанных ошибок; коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь работать индивидуально и в группе, вести сотрудничество с педагогом и сверстниками; познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов, рассказа, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии. личностные: воспитание целеустремленности, воспитание ответственности за результаты своей деятельности, развитие трудолюбия. |
Методы обучения | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, аудио и видеоматериалов, использование народного костюма, показ изготовления тряпичной куклы, сюрпризный момент. |
Тип занятия | Интеграционное. |
Формы работы детей | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Основные понятия, изучаемые на занятии | Знакомство с обрядовой тряпичной куклой и изготовление куклы Пеленашки. Обогащение словарного запаса: «вертеть» куклу, оберег, обряд, безлика. |
Оборудование занятия | Наглядный материал:
Раздаточный материал:
|
Здоровьесберегающие технологии | Физкультминутка; упражнение для ног, рук, спины. Игра-песня « У Маланьи, у старушки», движения на разные группы мышц. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНИТИЯ
этапы занятия | деятельность педагога | деятельность детей | формируемые УУД |
1.Организационный момент (1мин.) | Обеспечивает доброжелательную обстановку для работы на занятии. Психологически готовит детей к общению. | Приветствуют педагога. | Личностные - организовать самоопределение детей к деятельности на занятии. |
2.Актуаизаця опорных знаний ( 4 мин.) | Педагог предлагает вспомнить, какие они знают народные игрушки. | Импровизация и театральные действия при загадывании загадок и демонстрации народных игрушек. | Личностные – сформировать наблюдательность, интерес; Регулятивные – осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: – организация взаимодействия в группе. |
3.Мотивация образовательной деятельности (3мин.) | Загадывание загадки о тряпичной кукле, рассматривание кукол. | Отгадывают загадку и слушают описание куклы. | Познавательные: - извлекают необходимую информацию из беседы с педагогом. Коммуникативные: вступают в речевое общение. |
4. «Открытие» нового знания. ( 10 мин.) | Рассказ педагога с просмотром презентации « Народные тряпочные куклы». Показ изготовления куклы Пеленашки. | Дети слушают, отвечают на вопрос педагога, запоминают процесс изготовления куклы. Рассматривают карту - схему изготовления. | Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: - получать новую информацию. Регулятивные: - определить свою деятельность на занятии. |
5. Физкультминутка ( 2мин.) Между презентацией и показом изготовления куклы. | Педагог показывает движения в соответствии с текстом. ( Для ног, рук, спины). | Делают упражнения. | |
6.Практическая работа (10мин.) | Рассаживает детей за столы с приготовленным раздаточным материалом. Просит детей сделать куколку, опираясь на карту-схему. (алгоритм изготовления) Помогает советами, индивидуальный подход. | Выполняют работу, «скатывают» куклу. | Личностные: - формируют мотивацию к изготовлению куклы; оценивают свои действия. Коммуникативные: - формируют умения работать рядом со сверстниками. |
7.Закрепления полученных знаний ( 3 мин) | Ставит запись игры – песни « У Маланьи, у старушки», показ движений игры. | Выполняют движения под музыку. | Познавательные: - изучают слова песни и движения игры; Коммуникативные: - формируют умение играть со сверстниками и педагогами; Личностные: - формируют мотивацию к обучению игре-песне. |
8. Рефлексия занятия. ( 2 мин) | Подводит итог проделанной работе на занятии. Задает вопросы:- Понравилось ли вам занятие? Что вызвало интерес? О каких куклах вы сегодня узнали? Что вы будите делать со своей куколкой? Ставит оценку за выполненную работу. | Определяют уровень восприятия полученной информации. Высказывают свои мнения о комфортности на занятиях и о своих чувствах к работе по изготовлению куклы Пеленашки. | Личностные: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу; Регулятивные: - дать оценку деятельность на занятии; Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
Конспект занятия по ручному труду
в подготовительной группе детского сада.
« Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
Автор: Котвицкая Яна Эдуардовна
Тема: « Знакомство с русской народной тряпичной куклой»
Изготовление куклы « Пеленашки»
Интеграция образовательных областей:
« Социально - коммуникативное развитие», « Речевое развитие», « Познавательное развитие», « Физическое развитие», « Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Формировать у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи: 1.Образовательные: Научить детей изготавливать простейшую куклу скрутку. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразия народной куклы. ( « Социально – коммуникативное развитие»). Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, оберег, обряд, безлика). Развивать связную и грамматически правильную речь. ( « Речевое развитие»). Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. ( « Познавательное развитие».
2. Развивающие: Развивать у детей мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узелков), координировать речь с движениями. ( « Физическое развитие»). Развивать усидчивость, внимательность, глазомер, желание творить, умение работать с лоскутками ткани, фантазировать.
Развивать эстетический и художественный вкус, развивать чувство пропорции, ощущение композиции. Развивать умение согласовывать движения с музыкой. ( « Художественно – эстетическое развитие»).
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к культуре русского народного творчества и рукоделию, желание узнать о традициях русского народа, бережное отношение к сделанной кукле.
Методы и приемы:
- Практические: изготовление куклы, физкультминутка, народная игра – песня « У Маланьи, у старушки».. Показ способа выполнения.
- Наглядные: просмотр презентации «Народные тряпочные куклы», рассматривание кукол, раздаточного материала для изготовления куклы Пеленашки, карта – схема поэтапного изготовления куклы.
- Словесные: народные пословицы и поговорки, слова; загадки; вопросы, ответы, художественное слово, беседа, пояснение, уточнение, рассказ педагога.
- Игровые: театрализация про народные игрушки, игра – песня « У Маланьи, у старушки».
Оборудование:
Наглядный материал:
- Игрушки: Богородская, Дымковская, Филимоновская, иллюстрации кукол, 3-4тряпичные куклы;
- Видеопроектор, ноутбук, музыкальный центр, диск или флешка с записью русской народной музыки и игры-песни « У Маланьи, у старушки»;
- Ширма, карта-схема изготовления куклы Пеленашки;
- Русский народный костюм для педагога и три костюма для детей, играющих роль купцов.
Раздаточный материал:
- Белая ткань 8x18см (для тела);
- Цветная ткань в виде треугольника (для косынки);
- Широкий кусок цветной ткани (для пеленки);
- Цветные широкие и узкие ленты;
- Красная нить и белая нитка.
Предварительная работа:
Беседа: « Куклы наших пробабушек», рассматривание иллюстраций « История русской игрушки». Чтение сказки « Василиса Прекрасная», « Князь Данила – Говорила», « Морской царь и Василиса Премудрая».
Занятие проходит в « Русской избе», или создать обстановку, приближенную к обстановке к русской избе.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети заходят в русскую избу, осматривают ее. Звучит русская народная песня и из-за ширмы выходит педагог, одетый в русский народный костюм.
- Здравствуйте ребят. ( низко кланяется). Я сегодня Марья – Искусница. Посмотрите на мой наряд (кружится). Нравиться? (ответы детей)
-А сейчас носят такие наряды? А вот раньше, давным – давно, все девочки и женщины носили такую одежду.
-Посмотрите, какая вокруг нас красота, какое убранство, какие старинные и красивые вещи. Все это было необходимо для жизни в те времена.
-Много в деревне было ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы ради. Посмотрите, какие купцы к нам приехали со своим товаром. Угадайте, где они сделаны.
1-й купец. С Богородской игрушкой:
В Богородске – городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки,
Делают себе игрушки.
- Ребята, откуда приехал это гость? (ответы детей).
Правильно, из села Богородское, где делают деревянную игрушку.
-Узнайте теперь товар у следующего заезжего молодца:
2-й купец. С Дымковской игрушкой:
Есть в России уголок, где из труб идет дымок.
Кто хоть раз попал туда - не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.
Пёстрыми фигурами, кошечками мурками.
Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.
Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.
- Кто из вас подскажет, где делают такие игрушки? (отве6ты детей). Правильно. Это Дымковская игрушка.
-Ну и третий гостьюшка, из далекой старонушки,
Товаром выхваляет, себя не называет.
3-й купец.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть- чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
- Верно, узнали, это Филимоновская игрушка.
Воспитатель выставляет образцы тряпочных кукол.
2. Знакомство с тряпичными куклами.
-Волосы льняные.
В них ленточки цветные.
С лоскутков ее скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
( показывает тряпичную куклу).
- Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками.
-А теперь:
-Давайте – ка сядем рядком,
да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат,
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
( дети садятся на стульчики перед экраном)
Рассказ воспитателя (просмотр презентации)
« Народные тряпичные куклы» (история кукол, виды кукол)
- Тряпочная кукла – игрушка не простая, а заветная, была как оберег. Искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки. Самую первую куколку – Пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – скрутку. А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку « на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было. Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как Баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать.
Физкультминутка про куколку.
Кукла стоит, (встать)
Кукла сидит, (присесть)
Кукла встаёт, (встать)
Кукла идет, (маршировать)
Кукла топает, (топать)
Кукла хлопает, (хлопать)
Кукла прыгает, (прыгать)
Кукла глазки закрывает, (закрыть глаза)
И тихонько засыпает, (две сложенных ладошки под голову).
-А вы бы хотели научиться делать кукол своими руками? (ответы детей)
3. Продуктивная деятельность.
(Дети садятся за столы с раздаточным материалом)
-Сегодня мы с вами сделаем куколку. Только работа это хитрая, и не у всех в руках спориться, потому что народ говорит: « Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать и быть внимательным. Когда мы будем делать куколку, нужно думать о хорошем. И тогда у нас всё получиться.
Куколка Пеленашка. На вид очень простая – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником.
Изготовление куклы вместе с детьми
-Сначала берем белую ткань. Какой она формы? Скатываем её в трубочку (это тело нашей куколки).
- Обернуть скрутку (тело) по середине красной ниткой и завязать узелочек по середине скатки (узел символизирует пуп).
- Отступить от верхнего края скатки 1/3 часть и перевязать ниточкой так, чтобы получилась голова. « Три витка три узелка, получилась голова».
-Берем широкую кружевную ленточку и обворачиваем голову куклы;
-Нужно повязать косынку на голову. Какой она формы? Кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком, затем другим.
- Кладем куколку на широкий цветной кусок ткани (пеленка) и обворачиваем сначала с левой стороны потом снизу, и дальше справой стороны.
- Закрепить лентами, повязав их крест на крест.
- Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему братику или сестрёнке.
4. Игра-песня « У Маланьи, у старушки»
- А еще на Руси любили играть, и я приглашаю вас сейчас поиграть. Встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения. (включается аудиозапись песни):
У Маланьи, у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку-чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так…(любое движение)
5. Итог занятия.
- Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водили хоровод!
Заведем хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
Дети берут куколок и ведут хоровод под музыку русской народной песни. Останавливаются.
-А ну как всю правду скажите, ничего не утаите. Понравилось ли вам у меня в гостях?
-Что вам понравилось больше всего?
- О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Дома с мамой вы можете сделать своей кукле подружку. Спасибо за вашу работу и старание.
(звучит русская народная музыка, дети уходят в группу.)
При подготовке конспекта использованы материалы:
- Богданова И.«Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»; Сибирская Благозвонница, 2010г.
- Дайн Г и М. «Тряпичная кукла. Лоскутные мячики", ЗАО « Сергиево - Пасадская игрушка», 2012, с248
- Конспект комплексной деятельности по теме: « Народная кукла в гости пришла» воспитатель С.Н. Кураева. http://malishkrasavka.ucoz.ru/blog/narodnaja_kukla_v_gosti_01-18-177
- Моргуновская Ю. « Русские обережные куклы. Семейная энциклопедия», Эксмо,2016,с193
- Пропп В.: «Исторические Корни Волшебной Сказки», изд. дом Лабиринт 2017г, с 92
- Селеменива Е. « Волшебный мир тряпичной куклы»,2 часть, Формат – М,2014,с208
- Шкаленко Т.Н. «Рекомендации по составлению технологической карты.» https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/07/26/rekomendatsii-po-sostavleniyu-tekhnologicheskoy
- Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
- Юрина Н. Г., Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".
Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...
Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"
Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...
Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»
Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Ра...
Конспект занятия знакомство с русскими народными промыслами на примере «Чудо матрёшки»
Орг. Момент....
Комплексное занятие «Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Конспект комплексного занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»...
Конспект занятия "Знакомство с русскими народными инструментами".
Конспект занятия...
Открытое занятие "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"
На этом занятии дети знакомятся с русской народной культурой, с песнями, с музыкой и, конечно, с русскими народными инструментами, с игрой на них....