для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"
план-конспект занятия (средняя группа)
Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет
- "Колыбельная песенка".
-"Козлик и дудочка".
-"Как у наших у ворот развеселый хоровод".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 241.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий
по ознакомлению с русской песней
для детей среднего возраста:
«Виды русской народной песни»
Занятие № 1
Тема: «Колыбельная песенка»
Цель: Знакомить детей с одной из разновидностей русской песни –колыбельной. Прививать любовь к фольклору.
Необходимые материалы: колыбель, игрушка-кошечка, собачка; кукла –Ваня; иллюстрация голубей; фонограммы русских народных мелодий.
Содержание:
Дети с воспитателем и музыкальным руководителем заходят в избу и рассаживаются по лавкам.
Музыкальный руководитель: Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споет колыбельную песенку. Слушаешь, слушаешь, и заснешь. И снятся прекрасные сны, волшебные. Или ничего не снится – так крепко убаюкали колыбельные песни. А какие колыбельные песенки вы знаете? (предлагает детям покачать колыбель с куклой).
Дети поют:
Баю-баю-баиньки,
Куплю сыну валенки,
Надену на ножки,
Пущу по дорожке.
Будет мой сынок ходить,
Новы валенки носить.
Музыкальный руководитель: Дети, а кто такие гуленьки? (ответ)
Музыкальный руководитель показывает картинку с изображением голубя, объясняет.
-Гуленьки- так ласково называют голубей. Вы слышали, как разговаривают голуби? Они издают монотонные и успокаивающие звуки- воркуют гур-гур. (поет.)
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на ели,
Сразу разговоры завели.
Стали думать, да гадать,
Чем Ванюшеньку питать?
Один гулька говорит:
-Надо кашки сварить.
Другой гуля говорит:
-Надо Ваню накормить.
Третий гуля говорит:
-Надо байки уложить,
Побаюкать, покачать,
Будет Ваня крепко спать.
В этой колыбельной от имени гульки мама ведет разговор со своим сынишкой Ваней.
(на занятие приходит кошечка)
Музыкальный руководитель: Кисонька-мурысонька, где была?
Кошечка: На мельнице.
-Кисонька-мурысонька, что делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна, не ешь одна.
-Не буду.
-Кисонька-мурысонька, а ты байки знаешь?
-Знаю, знаю, за этим и пришла. Я очень люблю оспать, а во сне так сладко мурлыкаю. Все говорят, что если ненадолго положить кошечку в колыбельку, то ваш сыночек или дочка будут хорошо в ней спать. Давайте я в вашей колыбельке чуть-чуть посплю, а вы мне песенку споете.
Кошечка ложится в колыбельку, а дети поют ей колыбельные песни:
Ах, ты, котенька-коток,
Котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою машеньку качать.
Я тебе коту, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшин молока,
Платок беленький свяжу.
И на шее повяжу.
Музыкальный руководитель: Вставай, кошечка, просыпайся. Ребята, разбудите кошечку. Хватит ей в люльке лежать. Пора нам в ней сыночка качать.
Дети будят кошечку, а она не просыпается. Музыкальный руководитель говорит:
- Тогда я ей другую песенку спою, а вы , ребята, послушайте ее.
Как повадился коток
Ко Дуняше в погребок,
Ко Дуняше в погребок,
Где сметанка и творог.
Как увидели кота
Два Федота из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Вот те, котенька-коток,
И сметана, и творог..
Музыкальный руководитель грозит кошечке прутиком, она просыпается и убегает.
Музыкальный руководитель: Капризничает наш сыночек Ваня, не хочет ложиться спать. А мы его сейчас немного еще побаюкаем. (Укладывает куклу Ваню в люльку, поет.)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
А то серенький волчок
Придет, схватит за бочок.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
А то с краю упадешь
И головку разобьешь.
(на занятие прибегает собачка (ребенок),
Собачка: Гав-гав.
Ребенок:
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули.
Белолапа, не скули
И сыночка не буди.
Ребята, пока Ванечка спит, вы погуляйте, с собачкой и кошечкой в группе поиграйте.
Дети уходят в группу и играют там с собачкой и кошечкой в русские народные игры: «Голубь», «В круги», «Солнышко-ведрышко».
Занятие № 2
Тема: «Козлик и дудочка».
Цель: Продолжать знакомство с русской народной песней.
Необходимые материалы: дудочка; куклы для театрализации: козлик, курочка, петушок, ширма; фонограммы русских народных мелодий.
Предварительная работа: разучивание песен «Как у нас-то козел», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы, гуси», «Курочка-рябушечка»; потешек
Содержание:
Воспитатель и дети входят в избу. Их встречает музыкальный руководитель, предлагает сесть на лавочки.
Музыкальный руководитель: А не хотите ли , ребятки, сказочку послушать?
Жили-были Кот и Ворокот.
Ели они с одного стола,
В окошко смотрели с одного угла,
Гулять ходили с одного крыльца,
А не начать ли сказку с самого конца?
Воспитатель: Что и сказочке конец?
Музыкальный руководитель:
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.
Да покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде все зайцы скушали.
Воспитатель: Очень уж у вас короткие сказки. Вы нам подлиннее расскажите.
Музыкальный руководитель: Жили-были дедушка и бабушка, и был у них козлик – беленький, маленький. Шустрый такой, всех ребят всегда бодал. Покажите, как он это делал?
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто кашку не ест,
Кто молока не пьет –
Того забодает, забодает.
Ребята играют, бодая друг-друга.
Музыкальный руководитель: А не знаете ли вы песенку про моего умного козлика?
Дети исполняют песню «Как у нас-то козел».
Музыкальный руководитель: А вот послушайте, какая история произошла с моим козликом.
(театральная инсценировка)
(Исполняет русскую народную песню «Бабушкин козлик».)
Жалко козлика?Думаете, что от козлика остались только рожки да ножки? А вот и нет. Слушайте дальше. Шел, шел козлик по лесу и нашел дудочку. А играть-то на ней и не умеет. Стал искать того, кто умеет. Идет ему навстречу петух.
-Здравствуй, Козлик, что ты несешь?
-Я нашел дудочку, не умеешь ли ты на ней ирать?
-Конечно же умею, я первый музыкант в деревне. Закричал Петух в дудочку «Ку-ка-ре-ку!» Смеется Козлик:
-Ха-ха-ха! А говорил, умеешь! Разве ж это игра?
-Плохая у тебя дуда – не поет, не играет, только кукарекает. Возьми ее обратно.
Расстроился Петушок. Давайте-ка, ребята, повеселим его песенкой.
Дети исполняют русскую народную песню «Петушок».
Воспитатель: Саша расскажет нам потешку про петушка, а вы, ребята, покажите, как петушок ходит.
Ребенок:
Трух-трух, трух-трух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Сапоги с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит:
Ку-ка-ре-ку!
Музыкальный руководитель: Пошел козлик дальше. А навстречу ему курица с ведром идет.
Курочка говорит:
-Здравствуй, козлик! Куда идешь, что несешь?
Козлик отвечает:
-Нашел я дудочку, а теперь ищу музыканта, чтобы поиграл на ней. Не знаешь ли такого?
-Ко-ко-ко, я все умею.
Приложила курочка дудочку к клювику и закричала: «Ко-ко-ко!»
Козлик рассмеялся:
-Кто же так играет? Это не игра, а крик.
Курочка обиделась:
-Плохая у тебя дудка. Не играет, а только квохчет. Возьми ее. Расстроилась курочка. Попробуйте-ка, дети, развеселить ее.
Дети исполняют русскую народную песню «Курочка-рябушечка».
Музыкальный руководитель: Только собрался козлик идти дальше, как увидел пастуха. Идет пастух и песенку поет:
Я пасу свою скотинушку,
На зеленой луговинушке,
Солнце выше поднимается-
Значит полдень приближается.
Разморились все коровушки,
На припеке, да на солнышке.
Видно будет жаркий день,
Отгоню коровок в тень.
-Здравствуй, пастух! –говорит козлик.- Хорошо поешь, а не умеешь ли ты на дудочке играть?
Пастух увидел дудочку, обрадовался.
- Козлик, да это же моя дудочка! Потерял я ее! Давай сюда дудочку, сыграю я тебе на радостях!
Прикоснулся пастух губами к дудке, и так звонко заиграла дудочка, что всем плясать захотелось.
Музыкальный руководитель имитирует игру на дудочке, звучит русская народная мелодия со звучанием дудочки, дети пляшут.
Музыкальный руководитель: Вот теперь уж точно сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Занятие № 3
Тема: «Как у наших у ворот, развеселый хоровод.»
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей. Продолжать знакомство с русской песней.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать музыкально – двигательные впечатления детей.
Формировать музыкальный вкус.
Способствовать развитию мышления, памяти, слуха.
Приобщать воспитанников к музыкальному акапельному народному творчеству.
Развивающие:
Развивать музыкальную память.
Развитие творческой активности детей в музыкальной исполнительной деятельности.
Развитие общей моторики, координации движений (разучивание новых движений, повторение старых).
Воспитательные:
Воспитывать эстетический музыкальный вкус.
Прививать любовь к музыкальной деятельности.
Совершенствовать и развивать коммуникативные навыки, невербальные средства общения.
Оздоровительные:
С помощью распевок по системе Емельянова и речедвигательных упражнений укреплять психическое и физическое здоровье.
Методы и приёмы:
Наглядно действенный.
Игровой.
Вопросы к детям.
Использование ИКТ.
Предварительная работа:
Разучивание различных хороводов
Предварительное знакомство с русскими народными традициями.
Материал к занятию:
Шапки, маски, атрибуты к хороводам.
Презентация для фона с изображением сезонных видов, пейзажей.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально личностное развитие.
Музыкальный материал.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку русской народной песни «Травушка-муравушка», расходятся врассыпную, останавливаются.
Приветствие
- Здравствуйте, ребятки!
- Здра-вствуй-те
- Здравствуйте, козлятки!
- Ме-ме-ме
- Здравствуйте, мышатки!
- Пи-пи-пи.
Музыкальный руководитель.
Хоровод, хоровод
Пляшет маленький народ
Мы собрались в этом зале
Чтобы вспомнить хоровод.
- Что такое хоровод? Внимательно послушайте это слово «ХОРОВОД». Конечно, это когда поют хором и ведут что-то или куда-то. Удобнее всего идти по кругу: никому не обидно, нет первого и последнего, все держатся за руки, значит, все дружат. Сейчас мы построим дом, и я познакомлю всех с новым хороводом.
- Мы большой построим дом. Много окон будет в нем (берутся за руки, строят хоровод)
- Окошки закрываем, хоровод начинаем.
- Называет хоровод «Синий чиж»
- Кто такой чижик? Когда он прилетает?
- Правильно, он несет нам весну. Давным-давно этот хоровод водили только в конце зимы, когда звали и встречали весну.
- Идем по кругу, помогаем мне петь, и всё делаем, как я.
Хоровод «Синий чиж»
- В этом хороводе новые движения: (Показ.) Как их можно назвать? Давайте со мной вместе их повторим. (Помочь тому, кто не справляется.)
- А теперь мне нужна помощь взрослого, потому как я буду чижиком. (Воспитатель встает с детьми.)
- Молодцы, весну встречать готовы.
Музыкальный руководитель: А давайте-ка вспомним, какие хороводы мы учили в этом году?
- А я помогу вам вспоминать. Из какого хоровода эти шапочки?
«Как у наших у ворот»
(детям предлагается инсценировка песни)
Из какого хоровода эти движения?
«Метелица» (Русская народная песня.)
А сейчас я спою часть хоровода без слов, а вы угадаете, какой это хоровод.
«Ой, что за народ» (Русская народная песня)
Музыкальный руководитель:
- За зимой весна идет, хоровод другой ведёт
Мы весну дожидаем, хоровод начинаем
«Ой, бежит ручьем вода».
Музыкальный руководитель: Есть не только песни хороводные, но и игры, давайте в них поиграем.
Дети инсценируют хороводные игры: «Коза», «Дударь», «Заинька»
Музыкальный руководитель:
Весело мы кружились в хороводах, но пришло время прощаться.
- Прощаться, как известно,
Не очень интересно,
Но мы кивнём головкой,
Помашем на прощанье.
И тихо-тихо скажем всем мы
До-сви-да-ни-я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».
Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках. Рассказ о самой популярной народной деревянн...

Комплексное занятие по ознакомлению с искусством и лепке «История русской народной игрушки»
комплексное занятие в старшей группе «История русской народной игрушки»...

Музыкальное занятие по ознакомлению с инструментами симфонического, духового и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
Инструменты разные - все они прекрасные...

Занятие по ознакомлению с русскими народными инструментами
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет
Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»...

Конспект Открытого занятия по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины. «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект Открытого занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.«Народная игрушка. Тряпичная кукла»...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»
В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми 5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...