Музыкальное занятие по ознакомлению с инструментами симфонического, духового и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Арсеньевского городского округа,
Музыкальное занятие по ознакомлению с инструментами симфонического, духового и русского народного оркестров
с использованием слайд-шоу
«Инструменты разные - все они прекрасные»
(подготовительная группа)
выполнила:
учитель музыки
высшей квалификационной
категории
Полищук Анна Витальевна
Арсеньевский городской округ
2019 г.
Цели:
расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестра с помощью мультимедиа технологий; познакомить с ролью дирижёра в оркестре; учить узнавать
инструменты по виду и тембру звучания; упражнять в игре на детских музыкальных инструментах; учить чисто интонировать мелодию и различать её направление.
Задачи:
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
следить за дикцией, правильной артикуляцией;
закреплять умение играть в ансамбле на ДМИ;
добиваться легкости исполнения мелодии;
развивать ритмичность, координацию движений рук и ног.
Чисто интонировать мелодию. Сопровождая текст песни ритмическими движениями.
Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, реакцию, концентрации внимания творческое воображение, артикуляцию слова, музыкальную импровизацию Самостоятельно менять движения в соответствии с сменой музыки, менять движения. Выполнять движения: поскоки, припадание на правую и левую ногу, кружение, приставной шаг, боковой галоп.
Обучающие: – формировать общекультурные компетенции: закладывать основы мировой и национальной культуры, знакомить с образцами классической и народной музыки, учить отличать звучание разных видов оркестра; способности видеть прекрасное, понимать происходящее в окружающем мире с помощью ИКТ - компетентностей;
– формировать ценностно-смысловые компетенции: обучить умению, коллективно размышлять о музыке, формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы; провести слуховые параллели: звучание оркестра – музыкальные картины и тембр музыкального инструмента - музыкальная окраска.
Развивающие: – формировать учебно-познавательные компетенции: развивать музыкальные способности детей: развивать певческий голос, музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух: умение петь в унисон, с солистом, координации движений, умение петь в хоре, играть на детских музыкальных инструментах по схемам-алгоритмам;
– развивать внимание: умение моделировать музыкальное сопровождение в русских народных песнях.
Задачи рече – ритмических игр:
- учить слышать и передавать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа
- учить исполнять ритмические эталоны и комбинации из них
- учить осознанно выделять на слух сильную долю
Воспитательные – формировать коммуникативные компетенции с помощью ИКТ -компетенций: воспитывать бережное отношение к достоянию культуры и искусства;
– учиться участвовать в разговоре - размышлении о прослушанной музыке, представлять своё мнение, выполнять в игре определённую роль;
–способность работать в группах (проявлять уважение к товарищам, ответственно относиться к результату своей работы).
Ознакомить со звучанием оркестра. Учить слушать произведение до конца, учить различать музыкальные инструменты по тембру. Определять настроение музыки. Импровизация танцевальная.
Учить играть на металлофонах, подпевать ласково, напевно. Самостоятельно исполнять песни, обращая на дирижёрский жест педагога, исполнять без музыкального сопровождения и с ним. Исполнять по цепочке куплеты песен.
Музыкальный материал: песня «Весна - красна»; Слайды с изображением симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского (грамзапись); русские народные попевки: «Скок, скок, поскок», «Во кузнице» (грамзапись), музыкальные речевые игры Е. Железновой.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку весёлого характера «Весна - красна», выполняют несложные танцевальные движения: поскоки, боковой галоп, выставление ноги на пятку, кружение на месте, пружинку, хороводный шаг.
Музыкальный руководитель предлагает посмотреть на слайд, найти новое для слово. Дети смотрят слайд, ищут новое слово, находят его. Отправляются в путешествие на самолёте. Выполняют упражнение: «Самолёты». Приземляются. Просматривают слайды Греции. Узнают о новом для них слове орхестра: это место на большом стадионе, где располагался оркестр, который подыгрывал актёрам – певцам. Дети летят в Россию, в Москву, приземляются на красную площадь, где проходит военный парад, с выступлением военно- духового оркестра. Дети рассматривают иллюстрации, слушают музыку духового оркестра.
1 ребенок: Инструменты духовые, они медные, большие:
Валторна, туба, геликон, труба, тромбон, и саксофон.
Всегда украшают оркестр духовой флейта, кларнет, фагот и гобой.
Тот, кто хочет на них поиграть- должен подуть и кнопки нажать.
2 ребенок: Не можем слушать без улыбки чудесный голос нежной скрипки.
Достойна всяческих наград - и встрече с нею каждый рад.
3 ребенок: Барабаны и тамтамы, маракасы и литавры,
Тарелки, бубны, ксило фоны, колокола, металлофоны-
Их то трясут, то сильно бьют, не зря ударными зовут.
Ребята рассматривают слайды с изображением оркестров: симфонического, оркестра русских народных инструментов, духового оркестра.
Музыкальный руководитель (обращая внимание на первое изображение). Смотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре! Каких инструментов тут только нет? Назовите их. (Детям демонстрируют слайды с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра). У каждого народа есть свои традиции и свои музыкальные инструменты. Несмотря на то, что в мире их существует множество, все музыкальные инструменты можно разделить на три группы. Духовые - потому что в них дуют. Ударные - потому что в них бьют. Струнные - потому что у них есть струны.
Дети перечисляют знакомые инструменты, классифицируя их на группы: струнные, духовые и ударные. Знакомятся с расположением в оркестре этих групп, с музыкальными инструментами: пикколо, атом, контрабасом, органом.
Орган может стоять только в большом здании, т. к. этот инструмент очень большой. Его устанавливают в большом здании театра. Театр есть в каждом большом городе. В нём находится большой зал для множества зрителей, сцена, и между сценой и зрителями есть специальная оркестровая яма, где располагается оркестр.
Музыкальный руководитель: Как называется такой оркестр?
(указывает на картинку)
Дети. Симфонический. Музыкальный руководитель. Он, как и любое государство имеет свои законы. У него есть даже президент. Он отличный музыкант,
У него большой талант. Палочкой взмахнул и вот - в зале музыка живет!
Зазвучал оркестр и хор.
Кто он, дети?... (Дирижер) Правильно. С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем не волшебник с волшебной палочкой? Сейчас мы тоже превратимся в волшебников и поиграем с вами.
Игра «Волшебная палочка дирижера»
(Дети по очереди играют с волшебной палочкой дирижера, рисуют палочкой в воздухе ритмические узоры - «оживляют» музыку).
Музыкальный руководитель: А сейчас в исполнении симфонического оркестра мы послушаем "Вальс" русского композитора П. И. Чайковского из прекрасного балета "'Спящая красавица" П. И. Чайковский написал много музыки для симфонического оркестра.
Ребята, мы отправляемся в путешествие. Мы возвращаемся в приморье, во Владивосток. Пролетаем бурные реки, бескрайние степи, уральские горы, озеро Байкал, Дальневосточную тайгу, и приземляемся во Владивостоке. Садимся на площадь Борцов революции. Давайте заглянем в театр им. Горького. Там проходит фестиваль русской народной музыки. Вот здесь мы и встретим народный оркестр.
Музыкальный руководитель. Рассмотрим это изображение.
Есть в русском народном оркестре клавишные духовые инструменты.
Знают все на свете.
Очень необычные инструменты эти.
Мехи раздуваются - звуки появляются.
Гармонь, аккордеон, баян и прародитель их - орган. Здесь тоже изображен оркестр, но он состоит из русских народных инструментов. Какие из них вам знакомы?
Дети: Балалайки, гармошки, дудочки, ложки, трещотки.
Музыкальный руководитель: А еще гусли, цимбалы, домра
(показывает слайды с изображением русских народных инструментов).
Эх, оркестр народный раздольный, хороводный. Если грянет плясовую – я со всеми затанцую! Если песню грустную — грусть в душе почувствую! А "Страданья" заиграет — прямо сердце замирает. То он плачет, то хохочет — с нами делает, что хочет! Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню
"Во кузнице". (Звучит грамзапись.)
Дети знакомятся с изображениями русских народных инструментов:
Аккордеоном, гуслями, бубном, мандолиной
Музыкальный руководитель: Звуки каких инструментов показались вам знакомыми? Дети: Гармони, балалайки, ложки, бубны. Музыкальный руководитель: Мы тоже можем на ударных инструментах исполнить русскую народную песню. Треугольник есть и ложки, Бубны, палочки, гармошки, Если все их сразу взять, Дружно вместе заиграть... Буду я тут дирижером, Кто же вы? Ответьте хором... Дети: Оркестр!
Дети в оркестре исполняют песни "Полянка" и "Во саду ли, в огороде"
Музыкальный руководитель: Русские народные песни можно и сыграть, и спеть. Какие народные песни вы помните?
Вспоминают вместе: "В хороводе были мы"; "Как на нашем на лугу"; ''Земелюшка - чернозём"; "Во поле береза стояла" и другие песни. Музыкальный руководитель: Распоемся на русских народных попевках.
(использование графического изображения мелодии)
"Скок-скок-поскок" (обраб.Г .Левкодимова).
Музыкальный руководитель делит детей делит на две группы и исполняют попевку приемом "эхо". Одна группа поет, другая играет на металлофонах.
"Лиса по лесу ходила" (обраб. Т. Попатенко).
Дети упражняются в умении слышать и играть на металлофоне поступенное движение мелодии вниз на большую секунду.
Музыкальный руководитель: Послушайте новую песню "Во кузнице''.
(Звучит грамзапись). Какая она по характеру? Дети: Веселая, задорная, шутливая, смешная. Сначала ее поют медленно, важно, а потом веселее.
Музыкальный руководитель: Да, мелодия похожа на большой молот и маленькие молоточки на наковальне. Кузнецы куют, приговаривают, молотами приколачивают. У нас есть большие и маленькие колокольчики и мы с вами исполним эту песню.
Разучивание русской народной песни «Во кузнице»
Игра в «Оркестр». «Во кузнице».
Дети играют на ложках, бубнах, трещотках, маленьких колокольчиках.
Дети дают характеристику музыкальной речи: ритм, темп,
регистр, динамика.
Игра в «Оркестр» (использование музыкальной обучалочки автора Железновой «Весёлая логоритмика» - «Оркестр»)
дети слушают задание, затем выполняют его – играют все вместе, бегают по залу и играют, играют группами, играют все вместе)
Дети играют в рече –ритмические игры: «Отдохнём, поиграем», «Разные ребята», «Игра в слова», на слайдах используется анимация.
Музыкальный руководитель. Какие вы, ребята, молодцы! Вы как настоящие артисты показали нам свои знания и умения. А в знак уважения Дирижер передал в подарок вам вот эти колокольчики, чтобы вы могли играть на них в свободное время.
Дети выходят из зала под Русскую народную музыку «Девка по саду ходила...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. На ярмарке русских народных инструментов.
группа...
Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Занятие для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....
Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»
Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты» .Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:...
пособие по ознакомлению с инструментами симфонического оркестра
пособие составлено с целью закрепления знаний о инструментах симфонического оркестра...
для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах
Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...
Музыкальное развлечение дл детей подготовительной группы "Ярмарка русских народных инструментов"
Музыкальное развлечение дл детей подготовительной группы "Ярмарка русских народных инструментов"Дети входят в зал под русскую народную песню «Золотая ярмарка»Музыкальный руководи...