Слуховая агнозия
презентация
Слуховая агнозия
-виды,
- причины,
- диагностика,
- коррекция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovaya_agnoziya_2.docx | 11.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия, при сохранной элементарной чувствительности.
Различают:
- собственно слуховая агнозию. Больные не понимают смысла самых простых звуков;
- аритмию. Ребенок не может оценивать ритмические структуры;
- амузию - нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию;
- нарушение просодики; дети не различают различные интонации, больные не выразительны в речи;
- речевую акустическую агнозию. Утеряна способность отчетливо различать звуки речи.
Собственно слуховая агнозия.
В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, звона колокольчика.
Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области.
Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов ..).
Аритмия.
Аритмия проявляется в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их.
Для диагностики ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его.
Амузия — это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.
Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание.
Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести.
Нарушение интонационной стороны речи.
Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.
Диагностика. Ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины.
Речевая акустическая агнозия.
При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи.
Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы.
Слуховая речевая агнозия похожа на сенсорную алалию. Оба нарушения возникают от поражения/незрелости в одном и том же месте головного мозга - височной доле.
Алалия и агнозия очень схожи по проявлениям: ребёнок плохо понимает обращённую речь, может не реагировать на собственное имя, то кажется, что он слышит, то как глухой. Но есть между ними и отличия.
Ребёнок при слуховой агнозии не понимает звуки речи, не узнаёт их - то есть, имеет место нарушение фонематического слуха. Какое-нибудь "Встань и дай ложку" он может слышать как "..тан..и..ай...шку". Если степень агнозии довольно тяжелая, то при таком восприятии говорить о нормальном развитии речи и понимания не приходится.
А вот ключевая проблема сенсорных алаликов - разрыв между словом и образом. Они плохо слушают и ещё хуже запоминают значение слов. Но такие дети иногда могут городить большие, бессмысленные тирады, правильно выговаривая слова. Они бы не смогли этого сделать, если бы распознавание звуков речи было неадекватным, как при агнозии.
Из-за непосредственной близости участков, отвечающих за эти два нарушения, нередко можно наблюдать их комбинацию или, по крайней мере, добавочные симптомы, что может мешать при диагностике.
Коррекционная работа при речевой слуховой агнозии.
В психолого–педагогической классификации речевая слуховая агнозия находится в группе «нарушение средств общения» и может относиться как к фонетико – фонематическим нарушениям, так и к общему недоразвитию речи. В первом случае это относится к легкой степени нарушения фонематического восприятия (дифференциации звуков речи), не влекущие за собой нарушение грамматического строя речи. Во втором случае степень выраженности речевой слуховой агнозии будет влиять на усвоение формоизменения и словообразования.
Речь включает в себя непосредственно процесс говорения и понимания. При речевой слуховой агнозии страдают оба процесса, но первично – понимание.
В клинико – педагогической классификации речевая слуховая агнозия определяется как сенсорная алалия, но исключительно с точки зрения сенсомоторного подхода (нарушение фонематического восприятия).
Иногда мы наблюдаем картину: когда ребенок речь не понимает, но эхолалит без нарушения звукопроизношения. Такой малыш не вписывается в картину сенсорной алалии по классическим логопедическим источникам, где в структуре дефекта есть нарушения фонематического восприятия. По этой причине будет более разумным не смешивать эти два нарушения, но допускать их комбинированность.
Этапы коррекционной работы:
1) Развитие слухового внимания (различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных).
"Что играло?"
Показывам игрушечные инструменты: металлофон, бубен, барабан, колокольчик, маракасы и т. д. Играете на этих инструментах, даёте ребёнку с ними повзаимодействовать, изучить.
Затем включаете запись с игрой инструмента. "Что играло?"
Конечно высока вероятность того, что поначалу ребёнок вас не поймёт. В таком случае проиграйте запись ещё раз. Потом намеренно возьмите неправильный инструмент: допустим, у вас играли маракасы, а вы постучите по барабану. Потом показываете на барабан, на телефон и наигранно, с ударением говорите "Не-е-е-ет. Не барабан". Затем берёте уже правильный инструмент, играете и показывая на телефон и маракасы радостно говорите: "Да-а-а! Маракасы!"
"Кто говорит?"
Нужно выложить перед ребёнком карточки, фигурки с известными животными.
Включаете запись того, как говорит какое-либо животное. Например, корова: "Му-у-у". Ребёнок должен показать вам карточку того животного, кто "говорил" на записи.
"Музыкальный стул"
Модификация старой конкурсной игры. Смысл простой: пока звучит музыка, ребёнок бегает. Как только музыка перестала играть, он должен сесть на стул.
"Аплодисменты"
Вы играете на разных музыкальных инструментах. Малыш слушает. Как только будет звучать, например, колокольчик, ему надо хлопать в ладоши.
Легче подать эту игру, если вы сами предварительно сделаете запись игры на разных инструментах и просто включите её. Звучит колокольчик - хлопаете, показывая ребёнку, что ему тоже надо похлопать. Если всё равно никак, поначалу берёте ладоши малыша в руки и хлопаете ими сами. Постепенно ребёнок сообразит, что вы от него хотите.
"Кодовое слово"
Примерно то же, что и предыдущая игра, только здесь вы называет ребёнку набор слов, а он должен "поймать ладошками" кодовое слово.
Можно, например, поставить на видное место карточку (или фигурку) кошки и чётко, медленно сказать: "Мы ловим кош-ку" и хлопнуть в ладоши. Дальше показываете пример задания. Говорите: "Стул, окно, кошка (хлопок), конфета, дерево, стакан, кошка (хлопок)" и так далее.
Первое время, возможно, также придётся отхлопывать за ребёнка при звучании кодового слова, пока он не поймёт принцип.
Не важно, что произносится куча слов, которые малыш может не знать. Цель игры: заставить вслушиваться в то, что вы говорите, ища кодовое слово.
2) Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.
1.Игра «Волк и зайцы».Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.
2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).
3.Игра «Близко — далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).
4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.
5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.
Сл.35
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.
6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.
7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
Далее мы переходим к различению длительности звукового сигнала, дифференциации звуков речи, слогов, различение слов, близких по звуковому составу и к формированию навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Далее нашу презентацию представляет педагог-психолог Окунева Марина Петровна, она расскажет о Тактильной агнозии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией Тема занятия: "Животные"(различение звукоподража...
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
полезная информация для родителей!...
БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»
Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...
Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.
Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
С детьми играем- речь развиваем....
Конспект логопедического занятия для ребенка с речевой слуховой агнозией лёгкой степени
Цель: автоматизация звука Ш в слогах и словах (в начале слова в прямом открытом слоге), дифференциация звуков С и Ш, отработка предлогов В и НА со значением местонахождения....
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха при речевой агнозии"
методические рекоммендации...