Проект «Далёкий близкий космос»
проект (старшая группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко»
п. Пуровск Пуровского района
Проект «Далёкий близкий космос»
Старшая группа
Составили:
Пожидаева С.П.
Забродская Т.В.
2021г.
Проект "Далёкий близкий космос"
Тип: обучающий – игровой
Вид: творческий- игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 05.04- 12.04 апреля 2021г.
Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- изучить, что такое Вселенная;
- способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;
- познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- познакомить с макетом детей нашей группы
- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре,
Актуальность проекта. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Проблемы проекта: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность руководителя:
Реализуя образовательную программу по познавательному развитию заметила, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Космос». Интерес одного из воспитанников в группе привел к мысли о необходимости работы над проектом «Космос». Передо нами стояла задача: как развить у детей представления об окружающем мире до глубин Вселенной не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Итак, объектом изучения стал неизведанный мир Вселенной.
Планируемый результат исследователя:
- сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;
- сформированность нравственно – патриотических чувств;
- заинтересованность темой про космос;
- участие в реализации проекта;
- познакомить детей с планетами солнечной системы.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, трудовая, коммуникативная, поисково-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
- развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;
- способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
- способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса.
Ожидаемый конечный результат:
- формирование представлений о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси;
- узнали имя первого космонавта Земли;
- познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».
Этапы реализации проекта
Содержание работы
1-й этап-подготовительный
-Определение цели и задач
-Сбор информации по теме «Космос».
-Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
-Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
-Накопление информации по теме
-Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
-Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
-Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок) .
-Привлечение родителей к сбору материала для оформления коллажа про космос
2й этап-Практический
3й этап -заключительный
Работа с детьми
Познавательное развитие
НОД «Что такое космос?»; «Первый полет»;
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы»
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Художественное творчество:
Аппликация: «Космонавт в скафандре».
Рисование: «Далекая Галактика».
Лепка: «Ракета к запуску готова».
Беседы на темы: «Земля наш дом», «День и ночь», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы», «Солнце и луна»
Рассматривание иллюстраций,
дидактические игры,
викторина на тему «Космос».
Экспериментальная деятельность.
Опыт: «День – ночь» цель: опытным путём показать детям почему происходит смена дня и ночи.
«Солнце и Земля» цель: объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
«Дневные звезды» цель: показать детям, что звезды светятся всегда.
«Почему Луна не падает на Землю» цель: объяснить детям, почему Луна не падает на Землю.
«Солнечная система» цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Чтение:
«О чем рассказал телескоп?» (из книги П. Крушанцева)
«Сказки о созвездиях». Л.Талимонова
«Ю.А.Гагарин» А.А.Анпилова
«Незнайка на Луне». Н.Носов
Интересные факты о космосе из детской энциклопедии «Вопрос 1001 ответ»
Просмотр мультфильма:
«Тайна третьей планеты», чтение рассказов по заданной тематике.
Прослушивание музыкальных произведений по теме
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость»
«Солнце – чемпион».
Разучивание стихов на тему: «Космос»
С/р игры:
«Космос»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». «Большое космическое путешествие».
«Космическое путешествие»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры
«Звездный путь»;
«Восстанови порядок в солнечной системе».
«Собери разные слова из задуманного слова «космос».
«Найди лишнее».
«Куда летят ракеты».
«Подбери созвездие».
«Разные картинки».
«Подбери одежду для космонавта».
«Что ближе, что дальше?»
Конструктивные игры:
Складывание созвездий из мозаики.
Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”, «Я начну, а ты продолжи». Цель: упражнять детей в умении описывать планеты, закрепить название.
Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом»
Приложение
Познавательное развитие,
занятия,
беседы
Тема «Солнечная система»
Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.
Предварительная работа
На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.
Сколько звезд на небе? Какие они?
Материал: схема Солнечной системы (ее можно рисовать походу занятия на доске).
Ход занятия
Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.
Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.
Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?
Короткий рассказ педагога о солнце:
«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?
Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.
Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?
С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.
На самом деле звезда Солнце - это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.
На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.
Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.
Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.
В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.
Мы с вами живем на одной из планет- Земля».
Тема «День и ночь»
Цель: ознакомление детей с наступлением дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
Материал: глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок), настольная лампа.
Ход занятия
Педагог спрашивает детей: « Вспомните, как называется планета, на которой мы с вами живем.
Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?
Как влияет?
А Солнце когда-нибудь отдыхает?
Что делает Солнце ночью, ведь мы его не видим?
Люди часто говорят про Солнце- Солнышко проснулось, за лес село и т.п. Как вы думаете, солнце движется?
На самом деле Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик, всегда светит, всегда греет.
Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.
Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.
Именно там светло, там день.
А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.
Педагог предлагает провести опыт, показывающий смену частей суток.
На стол ставится настольная лампа (это Солнце), рядом глобус.
На глобус крепится условный значок.
Педагог включает лампу и начинает потихоньку вращать глобус.
При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность.
Даются соответствующие названия – утро, день, вечер, ночь.
Затем педагог предлагает детям сказать, что обычно они делают.
Когда Земля и Солнце занимают определенное положение по отношению друг к другу.
В заключение педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»
Педагог произвольно устанавливает условную метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.
Тема « Солнце и Луна»
Цель:
- ознакомление детей с понятиями «Солнце» и «Луна»;
- закрепление представлений о геометрических формах и цветах;
- закрепление умений отражать эмоции с помощью рисования.
Ход занятия
Занятие начинать с разгадывания загадок.
- Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …
(Солнце)
- Что выше леса, краше света, без огня горит?
(Солнце)
- Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»
Рассмотрим желтый круг.
На что он похож?
Изобразим солнышко на листе.
Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.
Может ли солнышко улыбаться?
Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.
Знакомимся со вторым, белым кружочком.
Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?
Загадать загадки.
- Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной.
А зовут меня …
(Луной)
- Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.
(Луна)
Рядом с солнцем рисуем луну.
Чем они похожи и чем отличаются?
Какое настроение у Луны?
Попробуем его отразить в рисунке.
Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.
Нарисовать Солнце и Луну.
Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?
Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».
(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)
Тема «День и ночь»
Цель:
- ознакомление с понятиями «день» и «ночь»;
- развитие умений сравнивать природные явления.
Материал: черный и белый прямоугольники большого размера и отдельные изображения разных предметов темного цвета (небольшие по размеру).
Ход занятия
Что мы видим вокруг себя? (Назвать как можно больше предметов).
Время, когда все предметы хорошо видны, называется ДЕНЬ.
Днем всегда светло.
Какой из листов бумаги соответствует понятию «день». Почему?
Подумаем, чем занимаются днем люди, животные?
Накладываем на белый лист бумаги изображения разных предметов: они хорошо заметны.
Что помогает нам их видеть?
Откуда берется свет?
Отгадайте загадку:
Подходить к дому стала- с неба солнце украла.
Что означает выражение «ночь украла солнце»?
Давайте представим, что день кончается, Солнышко устало светить, оно уходит, унося с собой свет.
Когда солнышко совсем спрячется, уйдет на отдых, тогда все люди и звери уснут. Наступит НОЧЬ,
Можем ли мы видеть ночью?
Рассмотрим темные предметы на фоне черной бумаги.
Хорошо ли они видны? (Сравнить с предметами на белом листе.)
Также и ночью многие предметы видны плохо.
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Эксперименты
и
опыты
1. Тема: «Как выглядит Солнце».
Материал: бинокль, 2 листа белого плотного картона.
Ход эксперимента
Взять квадратный кусок картона размером 40х40, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна из линз бинокля. Положить кусок картона на стол и установить бинокль так, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно прикрепить бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Роль экрана будет выполнять этот картон. Прислонить его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установить бинокль на беспредельность и направить на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.
2.Тема: «Почему солнце можно увидеть до того, как оно появится над горизонтом?»
Материал: чистая литровая банка с крышкой, стол, линейка, книги.
Ход эксперимента
Наполнить банку водой, пока не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку с водой в 30 см от края. Сложить перед ней книги так, чтобы четверть банки осталась видимой. Слепить из пластилина шарик размером с орех. Положить его на стол в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден, нужно немножко пододвинуть его. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.
Вывод: шарик можно увидеть только через банку с водой. Почему?
Банка с водой позволяет видеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет, отражаясь от шарика, проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также как банка с водой. Именно поэтому солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.
3. Тема: «Почему мы видим разные части Луны?»
Материал: фонарик, 2 круглых предмета (маленький мячик и грейпфрут).
Ход эксперимента
Фонарик нужно установить на столе так, чтобы он не падал, или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить грейпфрут (Землю) и мячик (Луну). Убедиться, что фонарик (Солнце) освещает оба этих предмета. Начинать передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли она то заходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу. Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в тени, происходит рождение Луны (новолуние).
Тема «Невидимое письмо»
Воспитатель подносит рисунок Солнца к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на листе появляются буквы.
Предложить детям зарисовать проведенный опыт.
Тема «Лунные кратеры»
В тарелку насыпать немного муки. Отпечатком кратера послужит небольшой грузик, который необходимо бросить с расстояния поднятой руки. Образовавшиеся ямки будут лунными кратерами.
Продуктивная
Деятельность
Рисование
Задачи:
- учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его; рисовать акварелью на влажной бумаге,
- передавать мягкие переходы одного цвета в другой, способом тонирования листа бумаги, смешивания красок, рисование кистью по мокрой бумаге.
1. Тема «Небо при закате солнца»
2. Тема «Звездное небо»
- Тема «Ясный день»
- Тема «Как море с солнцем и ветром дружило»
- Тема «Солнышко лучистое, почему ты прячешься» (оттиск печатками из картофеля)
- Тема «Солнышко» (рисование ладошками)
Аппликация на тему: «Этот загадочный космос»
Задачи:
- систематизировать знания детей о солнечной системе;
- развивать детское творчество.
Лепка на тему: «Ракета к запуску готова»
Задачи:
- активизировать фантазию и творческие способности;
- закрепить такие понятия как скафандр, иллюминатор, космонавт;
- развивать мелкую моторику.
Стихи на тему «Космос»
Нам солнце светит ярко,
Теплом своим маня,
Вокруг ее, в движенье,
Кружится звезд страна.
И есть планет там много:
Сатурн, Уран, Нептун,
Меркурий, Марс, Юпитер,
И крошечка-Плутон.
Есть одна планета в небе.
Нет другой такой на свете,
Называется Луна,
Светит по ночам она.
Есть еще планет не мало,
И Венера и Земля,
Радует нас звездным светом,
Неземная красота.
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.
Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.
Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.
Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.
Список литературы:
- Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
- Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
- Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Авторская программа "Мой край родной - далёкий, близкий"
Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали...
Проект «Далёкий и близкий космос»
Проект «Далёкий и близкий космос» Шарафан Ольга Григорьевна Актуальность проекта:Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат ...
Проект на тему :"Космос :далёкий и близкий""
Ознакомление детей с окружающим миром.....
Арт – проекту «Такой близкий космос»
КонспектНепосредственно-образовательной деятельностив средней группеПо теме:«12 апреля - День космонавтики»ПосвященногоАрт – проекту «Такой близкий космос»[[{"type":"medi...
Практико-ориентированный проект "Далёкий Космос" в смешанной группе дошкольного возраста
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....
Далёкий близкий космос
буктрейлер, как инновационная форма подачи материала о космосе в работе с детьми старшего дошкольного возраста...