Примерная схема психологического заключения для ПМПК
материал
Примерная схема психологического заключения для ПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_psihologicheskogo_zaklyucheniya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Реквизиты образовательного учреждения
Примерная схема психологического заключения для ПМПК
Ф.И.О. ребенка:
Возраст:
Класс:
I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.
Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).
Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.
II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.
«В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».
Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.
Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого. Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).
Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия
Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться, или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.
Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.
Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.
Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.
У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.
У детей с аутистическими проявлениями:
повышена ли сенсорная чувствительность, имеется ли игнорирование воздействий, отрицательное реагирование на новизну;
был ли заинтересован яркими предметами;
вызывает ли лицо педагога уход от контакта;
реагировал ли плачем, криком на звуковые раздражители;
обследовал ли предметы с помощью облизывания, обнюхивания;
раскачивался всем телом, совершал однообразные прыжки, кружился и т.д.;
имеется ли склонность к нанесению себе повреждений;
восприятие фрагментарное (упускает мелкие детали);
предпочитает ли зрительные и осязательные стимулы.
Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно - нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).
Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.
Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.
Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.
Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.
Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.
Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания. Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.
Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.
Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут отмечаться колебания работоспособности.
Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.
Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.
Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.
Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.
Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.
Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.
Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.
Концентрация внимания практически невозможна.
Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.
Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.
Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.
Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.
У детей с аутистическими проявлениями можно отметить:
Действует ли совместно с педагогом. Не нарушено ли развитие взаимной координации внимания: умение следовать взгляду и указанию взрослого. Достаточно ли сформировано произвольное внимание. Сформировано ли речевое внимание, прислушивается к голосу педагога, к его просьбам и указаниям, владеет ли обследовательскими действиями.
Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма - 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении – 5-6 слов.
Нарушения запоминания могут быть следующими:
Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.
Незапоминание последовательности элементов.
Трудности усвоения двигательной программы.
Необходимость подсказки для воспроизведения.
Неуверенное воспроизведение.
Снижение объёма запоминания.
Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.
Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.
Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.
Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.
Недостаточная сформированность произвольной памяти.
Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.
Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.
Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.
Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.
Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.
Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.
С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.
Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.
Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.
С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.
Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.
Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.
Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.
Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.
Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.
У детей раннего и младшего дошкольного возраста, у детей с аутистическими проявлениями можно описать:
Знает ли родных и близких, отличает ли их от посторонних, чувствует ли себя спокойно в их присутствии.
Узнаёт ли свои вещи и игрушки.
Подбирает ли парные картинки.
Понимает ли простые жесты: «до свидания», «нельзя», «дай», «на» и т.д.
Узнаёт ли изображения на картинках.
Выполняет ли простые просьбы взрослого.
Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже - выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.
Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.
Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно; с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений - с затруднениями, обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.
Можно описать следующие нарушения мышления:
Не владеет соотносящими действиями (младшим дошкольникам)
Применяет способ проб и ошибок.
Не может понять смысл сюжетной картинки.
Импульсивность при анализе картинки и рассказа.
Замедленное понимание с подсказкой.
Несформированность процесса обобщения.
Импульсивное решение задач на обобщение или выделение аналогий.
Инертность в сфере решения задач.
Некритичность, невозможность оценить свою работу.
Операции классификации выполняет с ошибками. Наблюдаются ошибки при выделении лишнего предмета. Ошибки самостоятельно не исправляет.
При выполнении классификации предметов не может отвлечься от второстепенных признаков, необходима помощь психолога.
Внимательно выслушивает условие задачи, целенаправленно и активно начинает действовать, но с заданием не справляется.
Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны при постоянной помощи взрослого.
Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности.
Не может устанавливать смысловые связи.
Мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо. Учебная мотивация отсутствует.
Дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность. Избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.
С трудом осмысливает и выделяет проблемную ситуацию, анализирует её условия.
Проводит сравнение по несущественным признакам. Затрудняется в установлении сходства и различия предметов.
Отсутствует потребность ставить цель и планировать деятельность.
Низкая способность к рассуждению и выстраиванию доказательств. С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания.
Имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Затрудняется в решении простых наглядно-действенных задач.
Решает наглядно-действенные задачи с большим количеством ошибок после ряда попыток. Повторяет одни и те же ошибки, так как не меняет способ действия.
Задания, требующие наглядно-действенного мышления, вызывают большие трудности. Не может сохранить в памяти показанный образец и действует ошибочно.
Задания, выполнение которых основано на логическом мышлении вызывают большие трудности или оказываются недоступными.
Наиболее доступна наглядно-действенная форма мышления.
Действия с предметами носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Мыслительный анализ отличается бедностью и фрагментарностью.
Анализ объектов осуществляется по вопросам взрослого.
Сравнивая предметы, обращает внимание только на различия, не замечая сходства.
Находит отличия между предметами опираясь на непостоянные признаки.
Не удерживается, «соскальзывает» в русле сложного для него задания и заменяет его более простым, не замечая этого.
Обобщая, берёт во внимание несущественные признаки, действует необоснованно, вопреки логике вещей.
Затрудняется изменить однажды выбранный способ обобщения, проявляет инертность мыслительных процессов.
Мышлению свойственна стереотипность, тугоподвижность, недостаточная гибкость. Применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает затруднения.
Мыслит конкретно, обобщения недоступны.
Активность мыслительных процессов снижена. Наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный.
Неосознанность и хаотичность действий в процессе решения. Некритичность мышления.
Низкая мотивация мыслительной деятельности.
Анализ характеризуется бессистемностью, непоследовательностью, хаотичностью. Синтез предметов затруднён. Затрудняется в установлении логических связей.
Обобщение основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов.
С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений.
Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.
По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….
Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.
III. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.
Тип психического дизонтогенеза.
Дата
Подпись педагога – психолога
Подпись руководителя ОУ
Печать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое заключение по результатам обследования профессионального выгорания педагогов ДОУ
Проблема "профессионального выгорания" представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психо...
Психологическое заключение по определению типа мышления педагогических работников ДОУ
Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющий его стиль деятельности, склонности, интересы и профес...
Психологическое заключение по результатам проведения диагностических методик педагогического коллектива ДОУ
В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом не оценивает...
Психологическое заключение по проведению диагностических методик по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми
Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для люб...
Психологическое заключение по результатам диагностики
Пример психологического заключения на ребенка младшей группы детского сада по результатам комплексной диагностики...
Схема (шаблон) примерного составления психологического представления на ребёнка для ПМПК
Шаблон примерного составления психологического представления на ребёнка для психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)...
Основные показатели, которые учитываются при составлении заключения на ПМПК
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — это команда специалистов, которая помогает детям и родителям в организации обучения и воспитания ребёнка.Задачи ПМПК:определение готовности...