Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы
Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждении
на тему:
"Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Воспитатель:
Белозерова Александра Васильевна
г. Югорск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении
«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Рефлексия
Крикните громко и хором, друзья!
Деток вы любите?
Нет? Или Да?
Пришли на собрание,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…
Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ!
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
Тема нашего мастер-класса
«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.
«Прекрасна речь,
Когда она как ручеек,
Бежит среди камней,-
Чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать:
О, как же ты красива!..»
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
- Бедность речи;
- Несформированность грамматического строя речи;
- Нарушение звукопроизношений;
- Бедная диалогическая речь;
- Трудности в построении монологов;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Отсутствие навыков культуры речи;
- Плохая дикция.
Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).
3. Словесные игры (без наглядного материала).
Остановимся на словесных играх. А также поиграем в некоторые из них.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными
Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Воспитатель В): Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная
В. Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
В. Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, модным…
В. Что еще может быть модным? и т. д.
Игра «Что с чем делают?
Цель: Обогащение словаря глаголами.
Песок сыплют, а воду…
Котлеты жарят, а суп…
Стол накрывают, а постель…
Цветы водой поливают, а огонь…
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…
Стол можно сломать, а стакан…
Воду можно разлить, а горох…
Сено косят, а волосы…
Платье шьют, а шарф…
Игра «Эстафета»
Цель: Активизация глагольного словаря.
Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.
Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…
Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…
Игра «Назови три предмета»
Цель: Упражнять в классификации предметов
Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.
Игра «Подбери слово»
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Воспитатель спрашивает: «Вспомните, что можно шить?» (платье, пальто, сарафан, рубашку)
Что можно завязывать?
Что можно чистить? И т. д.
Игра «Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес с собой игрушки в подарок для детенышей, в названии которой есть звук «А». Все были рады.
Давайте мы вернемся в детство. Вы помните свое детство? Вспомните, во что вы верили в детстве? В волшебство дети верят все… Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника.
«Вся наша жизнь — игра» Б. Грасиан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»
Задачи:1. помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2. создать доверительную атмосферу в группе родителей;3. оказ...

Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"
Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей«Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста»...

Мастер- класс "Создание мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста"
С помощью пособия педагоги смогут познакомиться с правилами оформления электронных игр, с процессом использования эффектов анимации и триггеров в программе PowerPoint....

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развитие речи» детей дошкольного возраста"
вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству....

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Зад...