Адаптация детей к ДОУ
презентация

Опыт работы по адаптации детей к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aaptatsiya_detey_k_dou.docx21.97 КБ
Файл adapt_dou_-_kopiya.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация детей  к условиям ДОУ"(Из опыта работы)

     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение  все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационный период - серьезное  испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

       Именно в это время психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении

Слайд №2 В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Вся работа проводится в три этапа:

  1. Первичная диагностика 
  2. Психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу
  3. Контрольная диагностика

Слайд №3 Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей;)

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; )

- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации).

   По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются  семьи воспитанников с повышенной тревожностью Родители приглашаются на индивидуальных консультациях .Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей.

Слайд №4 В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Слайд №5 Воспитатели и психолог совместно наблюдают за ребенком, и заполняют листы адаптации. В неделю один раз.

   На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Слайд № 6. Второй этап включает в себя психопрофилактическую икоррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

     Психопрофилактическая работа проводится с  родителями, воспитателями и детьми.

    Профилактическая работа с родителямипредставлено в виде психологической информации в родительских уголках, на стенде психолога, в папках адаптационных групп, буклетах.Педагог-психолог совместно с воспитателямипроводят с родителями родительские собрания,консультации,  совместные  игры с детьми .

С  педагогами адаптационных групп профилактическая работапредставляет собой цикл  бесед  на педагогических часах – 1 раз в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). Это обсуждение с воспитателями текущих вопросов о работе с детьми в период адаптации .В ходе бесед разрабатываются рекомендации, касающиеся эффективного сотрудничества с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада.

Профилактическая работа с детьми заключается в проведении групповых и индивидуальных игровых сеансов с детьми

Слайд №7Для того ,чтобы дети легче адаптировались в группе, после летних каникул, во всех  возрастных группах в сентябре проводятся психопрофилактические игры-занятия ,основная цель которых  снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Слайд №8 В ходе профилактических занятии  выделяются дети с проблемами адаптации,  и уже с ними проводятся подгрупповыекоррекционно-развивающие занятия.

В старшей и средней группе эти дети включаются в подгруппы по развитию эмоциональной сферы  детей.

Во 2 младшей  проводятся занятия по программе  Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. В 1мл.так же из этой программы некоторые занятия,которые повторяются 2-3 раз.Занятия проводятся с ноября по апрель). Проходят они 1 раз в неделю.

Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.

 Слайд №9.На третьем этапе проходит контрольная диагностика. Через три недели после начала процесса адаптации проводится повторное анкетирование, а так же воспитателями и психологом  проводится наблюдение и заполнение листов адаптации. После получения результатов проводитсясравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик,составляется вывод об уровне адаптированности  детей. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация детей к условиям ДОУ "

Слайд 2

Работа по проводится в три этапа : Первичная диагностика П сихопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу К онтрольная диагностика

Слайд 3

Первый этап Первичная диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей) оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (лист адаптации) оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации ). !!!

Слайд 4

Данные анкетирования дополняются беседой с родителями. Задачи первой встречи с семьей: выявить особенности семейного воспитания; дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду; дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада. !!!

Слайд 5

Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации : - беспричинный плач; - двигательное возбуждение; - отсутствие самостоятельной активности; - навязчивые движения или действия; - вредные привычки; - нарушения тактильных контактов со взрослым.

Слайд 6

Второй этап Психопрофилактическая работа А) с родителями: в виде психологической информации в родительских уголках, на стенде психолога, буклетах, в папках адаптационных групп. Б) с педагогами : консультации ,беседы на педагогических часах – 1 раз в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). В) с детьми: групповые занятия во всех возрастных группах(сентябрь) Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов . !!!

Слайд 7

Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей; развитие навыков взаимодействия друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Слайд 8

Коррекционно-развивающая А)работа в подгруппах; Б) индивидуальная работа Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап­тации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб , 2003 ( Домодедово : ДПК ).- 72 с.

Слайд 9

Третий этап Контрольная диагностика повторное анкетирование родителе й наблюдение

Слайд 11

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....