Адаптация детей к ДОУ
презентация
Опыт работы по адаптации детей к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aaptatsiya_detey_k_dou.docx | 21.97 КБ |
adapt_dou_-_kopiya.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Адаптация детей к условиям ДОУ"(Из опыта работы)
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Именно в это время психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении
Слайд №2 В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.
Вся работа проводится в три этапа:
- Первичная диагностика
- Психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу
- Контрольная диагностика
Слайд №3 Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей;)
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; )
- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации).
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью Родители приглашаются на индивидуальных консультациях .Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей.
Слайд №4 В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.
Слайд №5 Воспитатели и психолог совместно наблюдают за ребенком, и заполняют листы адаптации. В неделю один раз.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Слайд № 6. Второй этап включает в себя психопрофилактическую икоррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
Психопрофилактическая работа проводится с родителями, воспитателями и детьми.
Профилактическая работа с родителямипредставлено в виде психологической информации в родительских уголках, на стенде психолога, в папках адаптационных групп, буклетах.Педагог-психолог совместно с воспитателямипроводят с родителями родительские собрания,консультации, совместные игры с детьми .
С педагогами адаптационных групп профилактическая работапредставляет собой цикл бесед на педагогических часах – 1 раз в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). Это обсуждение с воспитателями текущих вопросов о работе с детьми в период адаптации .В ходе бесед разрабатываются рекомендации, касающиеся эффективного сотрудничества с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада.
Профилактическая работа с детьми заключается в проведении групповых и индивидуальных игровых сеансов с детьми
Слайд №7Для того ,чтобы дети легче адаптировались в группе, после летних каникул, во всех возрастных группах в сентябре проводятся психопрофилактические игры-занятия ,основная цель которых снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Слайд №8 В ходе профилактических занятии выделяются дети с проблемами адаптации, и уже с ними проводятся подгрупповыекоррекционно-развивающие занятия.
В старшей и средней группе эти дети включаются в подгруппы по развитию эмоциональной сферы детей.
Во 2 младшей проводятся занятия по программе Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. В 1мл.так же из этой программы некоторые занятия,которые повторяются 2-3 раз.Занятия проводятся с ноября по апрель). Проходят они 1 раз в неделю.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Слайд №9.На третьем этапе проходит контрольная диагностика. Через три недели после начала процесса адаптации проводится повторное анкетирование, а так же воспитателями и психологом проводится наблюдение и заполнение листов адаптации. После получения результатов проводитсясравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик,составляется вывод об уровне адаптированности детей. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа по проводится в три этапа : Первичная диагностика П сихопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу К онтрольная диагностика
Первый этап Первичная диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей) оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (лист адаптации) оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации ). !!!
Данные анкетирования дополняются беседой с родителями. Задачи первой встречи с семьей: выявить особенности семейного воспитания; дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад; прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду; дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада. !!!
Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации : - беспричинный плач; - двигательное возбуждение; - отсутствие самостоятельной активности; - навязчивые движения или действия; - вредные привычки; - нарушения тактильных контактов со взрослым.
Второй этап Психопрофилактическая работа А) с родителями: в виде психологической информации в родительских уголках, на стенде психолога, буклетах, в папках адаптационных групп. Б) с педагогами : консультации ,беседы на педагогических часах – 1 раз в неделю в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь). В) с детьми: групповые занятия во всех возрастных группах(сентябрь) Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов . !!!
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей; развитие навыков взаимодействия друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Коррекционно-развивающая А)работа в подгруппах; Б) индивидуальная работа Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб , 2003 ( Домодедово : ДПК ).- 72 с.
Третий этап Контрольная диагностика повторное анкетирование родителе й наблюдение
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....