План по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
календарно-тематическое планирование
План самообразования на 5 лет (2022-2027гг.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 56.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №87 «Акварелька» комбинированного вида
План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
Воспитатель: Каримова А.Г.
Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027гг.
воспитателя Каримовой Алии Габдельнуровны.
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Актуальность. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы,
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интерактивности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
-литература и карточки - схемы;
-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Работа с семьей |
организационные формы работы по направлениям | ||
* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). | * открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. | * открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др. |
Перспективное планирование по теме самообразования
1 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Май | |
Работа с педагогами | 1.Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Ноябрь |
2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Декабрь | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
2 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| В течении года | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
2. «Холодный – горячий». Цель: Учить определять температуру воды. 3. «Чудесный мешочек». Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 4. «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды. 5. «Откуда сосулька». Цель: Познакомить детей об образовании льда.
7. «Мутная водица». Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. 8. «Сладкая водичка». Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются | Октябрь Декабрь Январь Февраль Апрель |
Работа с родителями |
| Октябрь |
2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования» | Ноябрь | |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
4. Презентация проекта «Огород на подоконнике» | Апрель | |
| Май |
3 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| В течение всего периода |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
| Май | |
Работа с детьми | 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования 2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. | Сентябрь Октябрь Январь Март |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Апрель | |
| Март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| В течение всего периода |
4 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Март | |
| Апрель | |
| Май | |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Февраль | |
| март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Май | |
| март |
5 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Сентябрь Май | |
| май | |
Работа с детьми |
| сентябрь |
| октябрь декабрь февраль | |
| Март | |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
| В течение всего периода | |
Работа с педагогами |
| Сентябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
слуга, но плохой хозяин». | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г.
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г....
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
План по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"
В статье представлен план по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"...
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
План работы по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через экологическое воспитание (растительный мир и объекты неживой природы)
План рабоы по самообразоваию в средней группе по теме "Развитие познавателных способностей детей средненго возраста через экологическое воспитание (растителный мир и объекты неживой природы)"...
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»
На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...
План работы с родителями по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Перспективный план работы с родителями по теме "Нетрадиционная техника рисования"...