План по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"
материал
В статье представлен план по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 56.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Ромашка»
План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
Воспитатель: Сулейманова Э.Р.
Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.
воспитателя Сулеймановой Эльмиры Рамзилевны
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Актуальность. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы,
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интерактивности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
-литература и карточки- схемы;
-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Работа с семьей |
организационные формы работы по направлениям | ||
* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). | * открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. | * открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др. |
Перспективное планирование по теме самообразования
1 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Май | |
Работа с педагогами | 1.Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Ноябрь |
2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Декабрь | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
2 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| В течении года | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
2. «Холодный – горячий». Цель: Учить определять температуру воды. 3. «Чудесный мешочек». Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 4. «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды. 5. «Откуда сосулька». Цель: Познакомить детей об образовании льда.
7. «Мутная водица». Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. 8. «Сладкая водичка». Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются | Октябрь Декабрь Январь Февраль Апрель |
Работа с родителями |
| Октябрь |
2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования» | Ноябрь | |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
4. Презентация проекта «Огород на подоконнике» | Апрель | |
| Май |
3 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| В течение всего периода |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
| Май | |
Работа с детьми | 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования 2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. | Сентябрь Октябрь Январь Март |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Апрель | |
| Март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| В течение всего периода |
4 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Март | |
| Апрель | |
| Май | |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Февраль | |
| март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Май | |
| март |
5 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Сентябрь Май | |
| май | |
Работа с детьми |
| сентябрь |
| октябрь декабрь февраль | |
| Март | |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
| В течение всего периода | |
Работа с педагогами |
| Сентябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
слуга, но плохой хозяин». | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»...
Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».
Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает развиватьв детях познавательный интере...
Презентация на тему Познавательная активность детей посредством детского экспериментирования
¢Познавательная активность является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаетс...
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»
Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....
Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"
Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
План по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
План самообразования на 5 лет (2022-2027гг.)...