План по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"
материал

В статье представлен план по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Ромашка»

План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

Воспитатель: Сулейманова Э.Р.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.

воспитателя Сулеймановой Эльмиры Рамзилевны

То, что я услышал, я забыл

 То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

 Актуальность. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы,

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интерактивности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.


Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме. Оформление картотеки экспериментов

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности;

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

Октябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды;

Ноябрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования
  2. 2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
  3. 3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.
  4. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  5. 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

   

     Январь

     Апрель

 

 

 

Работа с родителями

  1. 1. Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь

  1. 2. Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Октябрь

  1. 3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 

Декабрь

  1. 4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Работа с педагогами

 1.Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Ноябрь

2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Декабрь

3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности.

Май

2 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. 1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. 2. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. 3. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. 5. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течении года

  1. 6. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. 7.Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. 1. Какая бывает вода». Цель:  Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Холодный – горячий».  Цель:  Учить определять температуру воды.

3.  «Чудесный мешочек».  Цель:  Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

4.  «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды.

5.  «Откуда сосулька».  Цель:   Познакомить детей об образовании льда.

  1. 6. «Игры с султанчиками». Цель: Познакомить со свойством воздуха – движение.

7. «Мутная водица». Цель:  Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

8. «Сладкая водичка».  Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Апрель

Работа с родителями

  1. 1. Консультация для  родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты».

Октябрь

2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание

«Центра экспериментирования»

Ноябрь

  1. 3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Ноябрь

  1. 4. Открытое заседание клуба «Юный исследователь»  по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.

Декабрь

  1. 5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Работа с педагогами

  1. 1. Консультация для педагогов: Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. 2. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну математики».

Декабрь

  1. 3. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  4. Презентация проекта «Огород на подоконнике»

Апрель

  1. 5. Изготовление и распространение памяток

Май

3 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. 1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

В течение всего периода

  1. 2. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. 3. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. 4. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. 5. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. 6. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

1.  Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2.  Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.

4.  Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.

5.  Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

Сентябрь

Октябрь

Январь

Март

Работа с родителями

  1. Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Ноябрь

  1.  Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Декабрь

  1. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

В течение всего периода

  1. Консультация «Организация детского экспериментирования»

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

Март

Работа с педагогами

  1. 1. Консультация для педагогов: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. 2. Мастер-класс для педагогов: «Опыты с водой»

Декабрь

  1. 3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ

Декабрь

  1. 4. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. 5. Изготовление и распространение памяток

В течение всего периода

 

        4 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?

Октябрь

  1. НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Декабрь

  1. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода

Март

  1. НОД: «Соль и его свойства»

Апрель

  1. Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей ….

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение всего периода

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Проект «Огород на подоконнике». Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

март

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Изготовление и распространение памяток

март

5 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. Выступление на педсовете.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

сентябрь  

  1.  Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.
  2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  3. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

октябрь

декабрь

февраль

  1. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода        

Март

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

  1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

Февраль

  1. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего периода

Работа с педагогами

  1. 1.Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Сентябрь

  1. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Декабрь

  1. Презентация проекта «Хочу всё знать!»

Февраль

  1. Показательная НОД: «Огонь – хороший

слуга, но плохой хозяин».

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей  посредством детского экспериментирования»...

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».

Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает  развиватьв детях познавательный интере...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"

Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Самообразование очень важно для педагога. Через неё ты раскрываешь свои способности и познаешь новое для себя и в дальнейшем преподносишь своим воспитанникам....