Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
методическая разработка
Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация
муниципального образования «Родниковский муниципальный район»
Ивановской области
Управление образования
155250, г. Родники, Ивановской обл., ул. Советская, 15
тел. (49336)2-54-71, факс (49336)2-06-36
Муниципальный этап областного конкурса «Педагог года»
Обобщение инновационного педагогического опыта на тему:
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Участник:
воспитатель I квалификационной категории
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 «Ласточка», г. Родники, Ивановская обл.
Зотова Вера Александровна
Родники 2020
Содержание
Введение…………………………………………….……………………………..2
I. Совместные с родителями мастер-классы………………………….…………2
II. Работа с родителями в семейном клубе «Ласточка»……………………..….4
III. Совместная проектная деятельность…………………………………..…….4
IV. Повышение информационной и педагогической культуры родителей…………………………………………………………………………..6
V. Преимущества работы через приложение-мессенджер Viber……………………………………………………………………….…….…6
VI. Дистанционная образовательная деятельность……………………………..7
Вывод…………………………………………………………………………..…..8
Список использованной литературы…………………………………………….9
Введение
Современное дошкольное образование идет в ногу со временем. Появляются новые тенденции, инновационные методы и средства обучения, соответствующие современным реалиям. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
В последнее время у родителей сложилось мнение о том, что мероприятия в детском саду – это неинтересная и пустая трата времени. Поэтому на сегодняшний день нужны новые, нетрадиционные, яркие формы работы, которые могли бы удивить родителей и показать то, как можно, вместе с ребенком, интересно проводить время.
Заинтересовать законных представителей в совместной работе и сделать их полноценными участниками воспитательного процесса, помогают такие формы взаимодействия, как мастер-классы, проектная деятельность, работа семейного клуба, повышение информационной и педагогической культуры родителей с помощью интернет-ресурсов.
I. Совместные с родителями мастер-классы
Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи - это использование активных форм и методов.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, а также позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.
Творческие и совместные с детьми мастер-классы вызывают у родителей гораздо больший интерес, чем обычная встреча для обсуждения какого-либо вопроса. Эффективным методом развития творческих способностей детей является знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования такими, как:
- рисование объемными пенно-клеевыми красками;
- рисование пищевыми пальчиковыми красками;
- рисование слаймом;
- рисование с помощью шприца и другими подручными средствами.
Кроме нетрадиционного рисования можно знакомить родителей с такими творческими направлениями, как скрапбукинг – изготовление праздничных открыток и аэродизайн – изготовление изделий из воздушных шаров.
Но самым интересным направлением являются кулинарные мастер- классы, а именно:
- изготовление фруктово-цветочных букетов;
- изготовление тортов и пирожных;
- изготовление различных салатов.
Проведенные, среди родителей, опросы показывают, что мастер-классы действительно являются одной из самых интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников, благодаря появлению интереса к совместной образовательной деятельности детей происходит гармонизация внутрисемейных отношений. Родители, после проведенных мастер-классов, могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок.
II. Работа с родителями в семейном клубе «Ласточка»
Уже не первый год на базе нашего детского сада функционирует семейный клуб «Ласточка». Целью семейного клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Работа семейного клуба осуществляется по двум направлениям:
- встреча с интересными людьми;
- участие в спортивных мероприятиях.
В клубе родители имеют возможность встречаться с различными специалистами – врачами, учителями, представителями правоохранительных органов, волонтерами, спасателями, психологами; задавать им вопросы, овладевать конкретными знаниями, обсуждать проблемные ситуации, делиться советами.
Еще одна эффективная форма, используемая в работе семейного клуба – спортивные мероприятия, цель которых – приобщение детей и родителей к культуре здорового образа жизни. Молодые семьи на своем примере показывают, как они с детства прививают ребенку интерес к спорту и здоровому образу жизни. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия: фитнес-фестивали, лыжные забеги, турслеты, забеги, марафоны - помогают еще больше сблизить и сплотить семьи воспитанников, обеспечить преемственность в соблюдении единства требований в воспитании здорового ребенка.
III. Совместная проектная деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие дошкольного учреждения с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Проектная деятельность — современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволяет наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Реализуемые нами проекты: «Лук – наш друг», «Профессии наших родителей», «Вы и я – мы друзья», «В гостях у сказки», «Покормите птичек зимой», «Волшебница Весна», «Посткроссинг. Мы дружны» позволили
сблизить педагога и родителей, родителей и детей, то есть включить их в образовательную деятельность. Совместная подготовка к проектам вызывает у родителей и детей положительные эмоции.
В 2019 мы начали реализовывать очень интересный и необычный проект по обмену письмами и открытками с другими детскими садами России «Посткроссинг. Мы дружны».
Цель проекта: познакомить детей с географией России посредством почтовой переписки, воспитывать интерес к родной стране, природе, истории, достопримечательностям.
Проект долгосрочный и планируется к дальнейшей реализации еще 2 года. Мы уже мы имеем хорошие результаты и продолжаем работать дальше.
В этом непростом, но очень интересном деле, нам помогают родители. Благодаря семьям воспитанников наша переписка проходит намного быстрее, так как многие родители готовят творческие ответы для других детских садов самостоятельно. Организованный, перед новогодними праздниками, мастер-класс позволил отправить почтовые открытки с поздравлениями в разные уголки страны. На сегодняшний день нашими соучастниками, друзьями по переписке, стали уже 12 городов: Санкт-Петербург, Уфа, Архангельск, Великий Новгород, Королев, Челябинск, Пенза, Саратов, Краснодар, Мурманск, Казань, Владивосток. Коллеги из других городов щедро делятся с нами фотоколлажами групп, открытками, рассказами об организации предметно-пространственной среды и своим опытом работы. Мы, в свою очередь, также отвечаем взаимностью и активно рассказываем про наш город, сад, проекты и мероприятия, которые проходят в стенах нашего учреждения. Обмен опытом и совместная, с коллегами из других городов, реализация одного и того же проекта, помогает всем педагога по-новому организовать свою работу.
Проектная деятельность позволяет более глубоко окунуться в творческую деятельность.
Успех реализации проектов во многом зависит от использования информационно-коммуникационных ресурсов (ИКТ), а именно через сайт ДОУ на портале департамента образования, тематические закрытые группы ВКонтакте и Viber. С помощью этого педагоги могут информировать родителей о ходе проведения проектов, выкладывая необходимую информацию для ознакомления (консультации, мультфильмы, интерактивные игры), фото и видео отчеты, проводя опросы и т.д. Родители активно участвуют в общении, они могут комментировать, задавать вопросы, оценивать, выкладывать фото и видео отчеты.
Умело формируя систему работы через проектную деятельность, мы добиваемся того, что законные представители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, которые умеют взаимодействовать друг с другом.
IV. Повышение информационной и педагогической культуры родителей
Наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ становится актуально общение с законными представителями через инновационные интернет-ресурсы, а именно:
- работа через сайт ДОУ на портале департамента образования;
- взаимодействие через закрытое сообщество по интересам – воспитание и детский сад – «3 группа МКДОУ детского сада №6 «Ласточка»» в социальной сети «ВКонтакте» - https://vk.com/club170699294;
- взаимодействие через приложение-мессенджер Viber.
Следует отметить неоспоримые преимущества работы через сообщество в социальной сети ВКонтакте:
1. Простота обращения с софтом. Преимущество сообщества общедоступной социальной сети состоит в простоте использования: привычный интерфейс, простота обратной связи, отсутствие особенностей расположения и доступа не предполагает сложностей во взаимодействии всех участников.
2. Быстрота оповещения. В отличие от профильных сайтов, социальные сети общедоступны и мобильны, и вся информация размещающаяся в сообществе сразу отображается в ленте участников;
3. Открытость. Наше сообщество (в отличие от сообществ других ДОУ) не имеет ограничений доступа участников к любым разделам, то есть все участники могут добавлять любой контент;
4. Многофункциональность. Кроме новостей, стандартных объявлений и информировании участников, мы открыли и другие возможности. Так использование специальных (бесплатных) приложений даёт возможность проводить открытые или анонимные опросы, в том числе открытое анкетирование, так же удаленно проводить автоматическую рассылку уведомлений о мероприятиях ДОУ или других важных событиях.
Результаты работы: активность родителей составляет 93%, что открывает множество возможностей для разработки различных проектов с удаленным интерактивным участием родителей.
V. Преимущества работы через приложение-мессенджер Viber
Приложение «Viber» сегодня с каждым днём получает всё большую популярность. Новшеством нашей группы стало создание в «Viber» личной страницы «3 группа МКДОУ №6 «Ласточка».
Создание в Viber личной группы предоставляет пользователям следующие возможности:
- обеспечивать обратную связь с родителями через раздел «Вопрос - Ответ» («Форум», где родители задают вопросы, интересующие их);
- размещать фото и видеоматериалы группы (праздники, досуги, прогулки и т. д.);
- опубликовывать творческие работы;
- своевременно информировать родителей о происходящих в группе событиях.
Использование информационно - коммуникативных технологий, во взаимодействии педагогов и родителей, позволяют получить следующие результаты:
- достичь наилучшего контакта с родителями;
- повысить уровень компетентности родителей;
- создать систему поддержки семейного воспитания;
- обеспечить участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада, группы.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
VI. Дистанционная образовательная деятельность
В период сложной эпидемиологической обстановки в стране мы активно начали внедрять новые решения педагогических задач для реализации образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников в формате дистанционного образования с применением дистанционных образовательных технологий. В период самоизоляции мы создавали условия для предоставления детям образовательных возможностей на основе включения родителей в образовательную деятельность.
Для того, чтобы создать единый образовательный контент, нами было принято решение воспользоваться нашей тематической группой «3 группа МКДОУ детского сада №6 «Ласточка»» в социальной сети «ВКонтакте» - https://vk.com/club170699294 и мессенджером «Viber» для моментального оповещения родителей о новых постах. Весь период самоизоляции, для удобства, был разделен на тематические блоки (недели).
Каждый блок был косвенно связан с домом, семьей, родителями, бытом и включал в себя всю сетку образовательной деятельности за неделю. Образовательный материал преподносился родителям в виде видео и фото мастер-классов, тестов, аудио и текстовых файлов. Публикации маркировались хэштегами #ЛасточкаСидитДома, #ЗанимаемсяСМамой, #ДеньПобеды #Помню_и_горжусь_МКДОУ_Ласточка_Родники. Для удобства всех родителей мы сделали группу открытой, ссылки-доступы к новым постам рассылались в мессенджере Viber.
Информационный охват родителей группы, в период самоизоляции, составил 100% (75% «Вконтакте», 100% «Viber»).
Вывод:
В результате внедрения нетрадиционных форм работы у родителей появляется интерес к жизни детей в группе и ответственность за воспитание ребенка в семьях.
Отмечается повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
Постепенно складываются доверительные отношения. Законные представители становятся активными участниками всех дел детского сада, нашими помощниками.
Все это мотивирует педагогов не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества.
Данный опыт работы уже был успешно презентован нами на следующих площадках области:
- Х Фестиваль педагогических идей «Вдохновение», 2018 г.
- II межрегиональная научно-практической конференции «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО: эффективные инновационные и традиционные педагогические технологии», 2019 г.
- Областной конкурс «Лучшие практики дошкольного образования: инновации и традиции», 2018 г.
- Областной конкурс «С любовью о селе, школе, людях…», 2018г.
- Районного аукцион педагогических идей среди молодых педагогов «Молодые - молодым», 2019 г.
- Региональный этап VII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 2019 г.
Опрос, проведенный среди законных представителей, показал, что использование всех нетрадиционных способов воздействия позволило, на сегодняшний день, 93 % родителей заинтересовать и сделать активными участниками жизни детского сада.
Список использованной литературы:
1. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2012. №4.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2012.
3. Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2012 г.
4. Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует и ...
«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн
laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...
Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Технология Тико – моделирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (статья)
Целесообразность использования ТИКО конструктора с детьми дошкольного возраста. - Инновация конструктора ТИКО:- Использование ТИКО в качестве наглядного материала:- Что развивает ТИКО:- Интеграци...