Технология Тико – моделирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (статья)
статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)
Целесообразность использования ТИКО конструктора с детьми дошкольного возраста.
- Инновация конструктора ТИКО:
- Использование ТИКО в качестве наглядного материала:
- Что развивает ТИКО:
- Интеграция образовательных областей:
- Наборы конструктора ТИКО:
- Этапы работы по ТИКО – моделированию:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология Тико – моделирование для детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Конструктор является универсальным средством для развития детей.
Технология Тико-моделирование является инновационной технологией в линейке конструкторов.
ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения
Экскурс в историю:
По рекомендации Российской Академии Образования с 2002 года ЗАО, НПО «РАНТИС» начинает производить конструктор для объемного моделирования (ТИКО).
Автор технологии ТИКО-моделирование Логинова Ирина Викторовна.
Данная технология была основана на практической работе детей с предметно-дидактическим материалом, конструктором ТИКО и получила высокую оценку специалистов Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и др.
Инновация конструктора ТИКО:
ТИКО - Это набор ярких разноцветных плоскостных фигур (многоугольников) из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пищевой пластмассы. Выдерживают многократную сборку-разборку. Фигуры шарнирно соединяются между собой, под небольшим углом их можно вращать в любом направлении, имеют гладкую и шершавую сторону. Собранные фигуры обладают максимальной прочностью и трансформируемостью. Инновация ТИКО технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки к объёмной фигуре. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорог и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, машины и т. д. В наборах дополнительно могут быть представлены глазки и носики на липучках, колеса для придания фигурам движения.
Использование ТИКО в качестве наглядного материала
в процессе НОД:
Педагогам конструктор полезен для быстрого создания наглядных пособий.
Из ТИКО деталей можно сконструировать, практически весь спектр геометрических фигур и тел.
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, равносторонние треугольники, равнобедренные, прямоугольные; квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники. Ребенку открывается мир пирамид, призм, звезд Кеплера и становится посильным выговорить, не каждому взрослому, знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Дети играют со всем, что попадается под руки, поэтому для игр им нужны безопасные и прочные вещи, и конструктор ТИКО дет возможность экспериментирования и самовыражения.
Что развивает ТИКО:
Творческие умения - дети придумывают, фантазируют, тем самым развивается творческое мышление и воображение.
Интеллектуальные умения - Дети осмысливают, какие детали нужны, в какой последовательности их соединять, что нужно для прочности фигуры и т.д.
Коммуникативные умения - в процессе конструирования дети увлекаются, активно общаются, совместно решают, возникшие в процессе конструирования проблемы.
Организационные и оценочные умения - развиваются, когда дети отвечают на вопросы- как организовать собственную деятельность, чтобы вовремя в срок закончить работу? Чья фигура собрана без ошибок? Кто придумал самую оригинальную фигуру?
Интеграция образовательных областей:
Технология ТИКО значима в свете внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта и является средством развития интеллекта, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
По ФГОС конструирование относится к Образовательной области Художественно-эстетическое развитие Ребенок, занимаясь продуктивными видами деятельности проявляет активность, которая является основой развития. Знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Следовательно, задача педагога заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится, именно продуктивным видам деятельности, к которым и относится конструирование.
Конструирование способствует познавательному развитию. Созидательное творчество в окружающем мире расширяет познания. Основная задача родителей и воспитателей - показать детям окружающий мир «изнутри» и понять свое место в этом мире, как его полноправного участника изобретателя и преобразователя.
На занятиях по формированию элементарных математических преставлений дети познают геометрические фигуры, объемные тела; развивается элементарное логическое мышление, начинает формироваться основы инженерно-конструктивного мышления – дети пытаются понимать, как все устроено.
Активизируется левое и правое полушарие головного мозга за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объемных фигур.
Штриховка схем обеспечивает развитие зрительно-моторной координации, развивается мелкая моторика - укрепляются пальцы и кисти рук т.е. задействована образовательная область Физическое развитие.
Конструирование, как вид детской деятельности, включает в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие –это неоспоримое средство развития речи дошкольника.
Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, дети активно взаимодействуют развиваются навыки общения и сотворчества, что способствует воспитанию социально активной личности в целом.
Все образовательные области тесно связаны и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Таким образов в режиме игры происходит интеграция образовательных областей и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью ТИКО – конструктора. Причем Тико конструктор можно использовать в разных направлениях:
- в Центре математического развит - составление различных фантазийных и геометрических фигур, конструирование чисел, числовых выражений на сложение, вычитание с помощью наборов «Арифметика», «Геометрия»
- в Центре театрализованной деятельности можно конструировать детали декораций и персонажей для сказок;
- в Центре сюжетно - ролевой игры можно конструировать мебель, дома, обыгрывая постройки;
- в физкультурном центре - для спортивных игр и соревнований, подвижных игр можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО деталей;
- в Центре продуктивной деятельности также можно конструировать красочные узоры и орнаменты;
- в Центре чтения - буквы из набора «Эрудит», «Грамматика»;
- оформлять тематические выставки к праздникам, и т. д.
Таким образом, созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх –театрализациях, используют ТИКО элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.
Наборы конструктора ТИКО:
Существует 12 наборов конструктора ТИКО
- Фантазер
- Геометрия
- Школьник
- Архимед
- Класс
- Шары
- Платоновы тела
- Малыш
- Арифметика
- Грамматика
- Эрудит
- Английский язык
Наборы имеют возрастную адресованность и могут использоваться с дошкольниками от 3-х лет, а также со школьниками в зависимости от поставленных целей и задач. Могут различаться количеством деталей и комплектацией, наборы, можно использовать для сборки различных геометрических и игровых конструкций.
Этапы работы по ТИКО – моделированию:
Существует II этапа работы по данной технологии:
I Плоскостное моделирование.
II Объемное моделирование.
На подготовительном этапе дети знакомятся с конструктором, исследуют тактильно, классифицируют по форме, цвету, учатся способам соединения.
Далее преступают к первому этапу, который может включать в себя: следующие виды заданий:
- плоскостное моделирование по полной схеме в натуральную величину;
- плоскостное моделирование по полной схеме уменьшенного масштаба;
- логические задачи
- конструирование по контурным схемам;
- конструирование с помощью слухового диктанта;
На втором этапе дети переходят к объемному моделированию, которое включает в себя:
- «развертки»
- моделирование по технологическим картам (объемное, сюжетное).
- конструирование по собственным представлениям.
Конструктор ТИКО- игра, или обучение?
Российские педагоги считают, что один из девизов обучения
«Обучаемся, играя». Занимаясь с ребенком конструированием, незаметно переключайте его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребенка — это тоже игра для взрослых, ставка в которой будущее ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...
«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Консультация для педагогов «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...
Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образо...
Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...