Тема по самообразованию
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Отчёт воспитателя МДОУ «Детский сад №5» Безруковой Д. А. по самообразованию за 2020-2021 учебный год.
Изучаемая тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы».
Для себя сформулировала цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи самообразования:
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Актуальность:
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Раздел плана Сроки проведения Формы работы. Этапы работы Практические результаты
Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Сентябрь - октябрь
Самостоятельная деятельность педагога.
1. изучение традиционных методик;
2. современный взгляд на проблему;
3. Опыт работы педагогов других ДОУ.Изучила дополнительную литературу:
1. Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Нищева Н. В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
3. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
4. Нищева Н. В. Проектный метод в Организации познавательно-
Исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013.
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия для детей 5-6 лет.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
Также использовала в изучении электронные ресурсы: 1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/18/kartoteka-issledovatelskoy-deyatelnosti-podgotovitelnaya-gruppa
2.https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe.html
3.https://uchitelya.com/pedagogika/192296-kartoteka-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-podgotovitelnoy.html
4.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/432705-kartoteka-poznavatelnoissledovatelskoj-dejat
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Ноябрь Совместная деятельность педагога с детьми, педагогами, родителями
В ноябре мною были запланированы и проведены следующие виды работы по самообразованию:
1. Разработала тематический план занятий с детьми;
2. Подготовила конспекты занятий;
3. Разместила в уголке для родителей консультацию и памятку по теме «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»;
4. Оформили вместе с напарницей уголок «Экспериментариум»
5. Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие». Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс
Декабрь Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В декабре мною были запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности (вода – растворитель, очищение воды)
2.Провела ряд бесед на тему: «Берегите воду», «Вода в нашей жизни», «Вода вокруг нас». Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
3.Просмотр ряд видеофильмов о воде и ее свойствах на интерактивной доске: «Сколько весит вода?», «Зачем деревьям снег», «Круговорот воды в природе»
4. Провела совместно с детьми и напарницей ряд опытов «Можно ли склеить бумагу водой», «Фильтрация воды», «Соленая и пресная вода на морозе» (приобщила к проектной деятельности). Выявили вещества, которые растворяются в воде; познакомили со способом очистки воды-фильтрованием; закрепили знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Январь Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В январе мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Подготовила консультацию для родителей «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»
2. Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея.
3. Нужен ли растениям снег? Доказала, что снег сохраняет тепло.
4. Таяние льда в воде. Показала взаимосвязь количества и качества от размера.
5. Показала детям видеофильм «Природные явления. Горный иней»
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Февраль Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В феврале мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Подготовила консультацию для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
2. Соль растворяется в воде. Познакомила детей со свойствами соли.
3. Соль выпаривается и кристаллизуется.
4. Сортировка. Выяснили – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
5. Подготовила ряд бесед «По следам соли», «Белое золото».
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Март Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В марте мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Свет и тень. Познакомила детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
2. Солнечные зайчики. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научили пускать солнечных зайчиков.
3. Знакомство с лупой. Познакомила детей с помощником-лупой и ее назначением.
4. Подготовила для детей ряд бесед: «Что такое тень», «Как появляется тень», «Волшебное стеклышко».
5. Подготовила конспект НОД «Увеличительные приборы».
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс Апрель Совместная деятельность педагога с детьми, родителями, педагогами В апреле мною запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Опыты с бумагой. Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
2. Подготовила ряд бесед «История возникновения бумаги», «Свойства бумаги».
3. Показала видеофильм «Бумага и ее свойства»
4. Провела ряд экспериментов «Безграничная бумага», «Пластичная бумага», «Рекордный вес бумаги», «Лотос», «Лента Мебиуса».
Анализ работы по самообразованию Май - август Отчет о результатах работы по самообразованию на педсовете В мае – августе мною были запланированы и проведены следующие виды работ по теме самообразования:
1. Используя метод наблюдения, выявила положительные результаты проделанной работы, проанализировала недостатки
2. Подготовила фотоотчет о реализации проекта по исследовательской деятельности
3. Публикации в социальных сетях для педагогов.
+❤ В Мои закладки
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы»
Разработала воспитатель:
Умурзакова Алма Бахитовна
Подготовительная группа № 10
2021-2022 учебный год.
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»
Дата начала работы над темой: 01.09.2021год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022 год
Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Практический выход: конспект, фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Перспективный план самообразования
РАЗДЕЛ ПЛАНА | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Подбор и изучение методической литературы | Сентябрь | 1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013 3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно- Исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б , О О О "Издательство Детство-Пресс», 2013. 4. Нищева Н.В. Проектный метод в Организации познавательно- Исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013. 5. Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002. 6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М.2004 7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013. 8. Детские учебно-развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г. 9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г. 10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006. | Изучение методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта |
Работа с детьми | Сентябрь | Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» | Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования |
Сентябрь | Эксперименты с камнями | Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней | |
Октябрь | Путешествие за секретами Здоровья | Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. | |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. - Вода растворитель. Очищение воды - Водяная мельница | Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | |
Ноябрь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности -Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
- Почему дует ветер? | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый | |
Декабрь | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. -Испытание магнита
- Компас. - Мир металлов. | Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве | |
Декабрь | Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» | Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения | |
Январь | Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно- экспериментальной деятельности по проекту | |
Февраль | Игра-путешествие в страну «Витаминия» | Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе | |
Март | Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» | Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей | |
Апрель | Сила тяготения. Упрямые предметы. | Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
| |
Май | Познавательный проект «Чудо пуговка» | Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц | |
Работа с Родителями | Сентябрь | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию |
Сентябрь | Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование» | Дооформление Центра | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом | Набор пособий для опытов с воздухом | |
Декабрь | Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» | Участие в конкурсе | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» | |
Февраль | Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» | Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» | |
Март | Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» | Оформление «Витаминного» уголка в группе | |
Апрель | Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома | Фотоальбом «Юные исследователи» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Папка-передвижка «Эксперименты на кухне | |
Ноябрь | Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу». | выступление на педсовете | |
Март | Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов | |
Ноябрь-май | Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности | Публикации в социальных сетях для педагогов | |
май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации | выступление на педсовете |
Используемая литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»
Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...
Тема по самообразованию
Тема самообразования по патриотическому воспитанию "Москва. История и современность", подготовительная группа....
Тема по самообразованию 2
Тема самообразования по духовно-нравственному воспитанию "И в Родине моей узрел я красоту..." (старшая группа)...
Презинтация на тему экологическое воспитание для детей 5-7 лет (тема по самообразованию, итоговая работа)
Итоговая презинтация по теме самообразования, экологическое воспитание детей 5-7 лет...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....