"Русская народная игрушка"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Русская народная игрушка»
Автор проекта:
Солдатова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационная категория.
МБДОУ № 89 Г. Мурманск
Тип проекта: познавательно-творческий
Возраст детей: 3-5 лет
Период реализации: 1 месяц
Участники проекта: Солдатова Татьяна Александровна, воспитатель ,воспитанники ,родители.
Цель: формировать и расширять знания детей о русской народной игрушке, русском быте используя продуктивную деятельность, развитие детского творчества.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с бытом русского народа, раскрыть детям суть народной игрушки и закрепить связь между игрушкой и бытом своего народа.
2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, активизировать творческое мышление.
4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
5.Способствовать повышению педагогической компетентности родителей по данной теме и по проблеме активизации игровой деятельности детей..
Актуальность:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки. Так исторически сложилось ,что с их помощью дети готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Вот и нам с ребятами захотелось, перенимая опыт у наших предков, приобщиться к народной игрушке, познакомиться с русским бытом, узнать , какие игры нравились нашим предкам и помогали им готовиться к взрослой жизни.
Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Дошкольники являются носителями русской народной культуры. Это необходимо донести до их сознания. Педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные нормы поведения.
Ожидаемые результаты:
- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; повышение компетентности родителей по данной теме и использованию знаний для совместной деятельности с детьми;
- активизация творческой и продуктивной деятельности детей.
Мероприятия по реализации проекта;
Этапы реализации проекта;
Первый этап.
Примерное содержание трех вопросов:
Что мы знаем?
-игрушки делали своими руками;
-игрушки делали из ниток, ткани, дерева, глины;
-игрушку можно связать;
-можно сделать из бумаги, картона, природных материалов.
Что мы хотим узнать?
-как делали игрушки из ниток;
-как делали игрушки –обереги из ткани;
-как делали игрушки из глины;
-как украшали игрушки;
-как играли с игрушками;
-во что играли дети наших предков.
Как узнать?
-спросить у родителей;
-почитать книги, энциклопедии дома и в библиотеке;
- из интернет-ресурсов в детском саду и дома.
Второй этап ( подготовительный).
1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
2.Анкетирование родителей.
3.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.
4. Помощь детям в поиске информации.
5. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», коллекции, подбор детской художественной литературы, создание презентации и др.).
Третий этап (практический)
- Утренние беседы, «Что ты знаешь о русских народных игрушках»
- НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами.
- НОД « Золотая хохлома.»
- НОД « В гости к матрешке.»
- Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
- НОД «Дымковская игрушка,» Продуктивная деятельность (лепка.)
- Подвижные игры « Народные игры»; « Ручеек», « Гори, гори ,ясно», « Два Мороза».
- Дидактические игры. « Составь узор.», « Найди отличия.», « Какая лишняя?»
- Продуктивная деятельность ( рисование ): « Элементы саамского узора.»
- Продуктивная деятельность : Изготовление куклы из ткани.
- Сюжетно – ролевые игры: « Магазин игрушек.» «Экскурсия в музей.»
- Слушание русских народных песен.
- Художественная литература: чтение пословиц, рассказов, стихов, сказок.
- Индивидуальные беседы с родителями о значимости совместной творческой деятельности с детьми.
- Консультация для родителей: « Народная игрушка в жизни дошкольников.»
- Раскрашивание матрешек с родителями.
- Фотовыставка « Игрушки наших мам и пап.»
- Привлечение родителей к сбору и изготовлению экспонатов в мини-музей.
Итоговый этап.
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.
Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Результативность проекта:
По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».
Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта.. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"
Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...