"Русская народная игрушка"
проект (средняя группа)

Т.А.Солдатова

Проект в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Русская народная игрушка»

Автор проекта:

Солдатова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационная категория.

МБДОУ № 89 Г. Мурманск

Тип проекта: познавательно-творческий

Возраст детей: 3-5 лет

Период реализации: 1 месяц

Участники проекта: Солдатова Татьяна Александровна, воспитатель  ,воспитанники ,родители.

Цель: формировать и расширять знания детей о русской народной игрушке, русском быте используя продуктивную деятельность, развитие детского творчества.

Задачи:

 1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с бытом русского народа, раскрыть детям суть народной игрушки и закрепить связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, активизировать творческое мышление.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать повышению педагогической компетентности родителей по данной теме и по проблеме активизации игровой деятельности детей..

Актуальность:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

    Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки. Так исторически сложилось ,что с их помощью дети готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Вот и нам с ребятами захотелось, перенимая опыт у наших предков, приобщиться к народной игрушке, познакомиться с русским бытом, узнать , какие игры нравились нашим предкам и помогали им готовиться к взрослой жизни.

    Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Дошкольники являются носителями русской народной культуры. Это необходимо   донести до их сознания. Педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные нормы поведения.

Ожидаемые результаты:

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;                                                                                                

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; повышение компетентности родителей по данной теме и использованию знаний для совместной деятельности с детьми;

- активизация творческой и продуктивной деятельности детей.

Мероприятия по реализации проекта;

Этапы реализации проекта;

Первый этап.

Примерное содержание трех вопросов:

Что мы знаем?

-игрушки делали своими руками;

-игрушки делали из ниток, ткани, дерева, глины;

-игрушку можно связать;

-можно сделать из бумаги, картона, природных материалов.

Что мы хотим узнать?

-как делали игрушки из ниток;

-как делали игрушки –обереги из ткани;

-как делали игрушки из глины;

-как украшали игрушки;

-как играли с игрушками;

-во что играли дети наших предков.

Как узнать?

-спросить у родителей;

-почитать книги, энциклопедии дома и в библиотеке;

- из интернет-ресурсов в детском саду и дома.

Второй этап ( подготовительный).

1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Анкетирование родителей.

3.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

4. Помощь детям в поиске информации.

5. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», коллекции, подбор детской художественной литературы, создание презентации и др.).

Третий этап (практический)  

  1. Утренние беседы,  «Что ты знаешь о русских народных игрушках»
  2. НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами.
  3. НОД « Золотая хохлома.»
  4. НОД « В гости к матрешке.»
  5. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
  6. НОД «Дымковская игрушка,» Продуктивная деятельность (лепка.)
  7. Подвижные игры « Народные игры»;  « Ручеек», « Гори, гори ,ясно», « Два  Мороза».
  8. Дидактические игры. « Составь узор.», « Найди отличия.», « Какая лишняя?»
  9. Продуктивная деятельность ( рисование ): « Элементы саамского узора.»
  10. Продуктивная деятельность : Изготовление куклы из ткани.
  11.  Сюжетно – ролевые игры: « Магазин игрушек.» «Экскурсия в музей.»
  12. Слушание русских народных песен.
  13. Художественная литература: чтение пословиц, рассказов, стихов, сказок.
  14. Индивидуальные беседы с родителями о значимости совместной творческой деятельности с детьми.
  15.  Консультация для родителей: « Народная игрушка в жизни дошкольников.»
  16. Раскрашивание матрешек с родителями.
  17. Фотовыставка « Игрушки наших мам и пап.»
  18. Привлечение родителей к сбору и изготовлению экспонатов в мини-музей.

Итоговый этап.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки  совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

 Результативность проекта:

         По результатам проекта у  детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась  и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр  по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ,  фотоколлажи по теме проекта.. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...