Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]
Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]
Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:
- формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам, традициям, художественно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа написано очень много. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, искусство, верования, историю предков. Именно знание истории народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других народов[Маханева с.3].
- организовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - доброта, вежливость, бескорыстие, тактичность, верность, трудолюбие, отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в дошкольном возрасте.
В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:
- Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах : «Я люблю Родину, за что не знаю сам».
- Потребность в любви к ближним. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [Свадковский с.50].
- Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.
- Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина с.50].
- Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.
- Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.
Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...
Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...
План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"
материал для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....
Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...
Формирование и развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с музыкальной культурой народов Урала.
Развитие чувства патриотизма у детей в детском саду....
"Развитие экологических представлений, чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выроботка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важне...