Психологическая характеристика личности
статья
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика личности
Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живёт и развивается из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нём. В процессе исторического развития круг того, в чём человек нуждается, расширяется. Таким образом , испытываемая человеком нужда в чём либо, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.[5 стр.518]
Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей и способности человека.
Личность, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания. При этом психический аспект личности не расположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей.
Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум интереса по отношению ко всему общественно значимому.
Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строения самой личности. При всей многоплановости целостность психического склада человека сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций, которые в свою очередь определяют направленность личности.
Направленность личности включает два тесно связанных между собой момента : а) предметное содержание, поскольку направленность-это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.[5 стр. 519]
Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь могут выступать как влечения и как желания.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. [5 стр. 533]
Облик личности существенно определяется уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим определяется убогость или богатство её внутреннего содержания.
Для облика личности огромное значение имеет круг её потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон (кругозор) человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности. Увеличение широты, богатства интересов может произойти только при переходе к высшим уровням развития личности.
Потребности, интересы и идеалы определяют, что человек хочет; его способности-что он может. Есть ещё вопрос о том, каковы основные, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и поведение. Это вопрос о характере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка
Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....
Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"
В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...
Самостоятельность и её взаимосвязь с другими характеристиками личности.
что такое самостоятельность и как она связана с другими характеристиками личности...
"Возрастной период - Образ - Характеристика - Личность".
Знание даёт возможность анализа, сравнения, возможность всё взвесить и рассчитать заранее. Знание - великая сила! А только вера - сильнее!!!...
Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности
данная статья вошла в сборник статей региональной научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...
Семинар-практикум для педагогов «Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»
laquo;Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»...
Психологическая безопасность среды - психологическая безопасность личности.
Презентация знакомит читателя с опытом выстраивания психологически безопасной среды в МАОУ д/с № 210 "Ладушки" г. Тольятти...