Самостоятельность и её взаимосвязь с другими характеристиками личности.
статья

Ус Вероника Георгиевна

что такое самостоятельность и как она связана с другими характеристиками личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность и ее взаимосвязь с другими характеристиками личности.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность – это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих.

Самостоятельность - -способность рассчитывать только на свои силы.

Самостоятельность – независимость от мнения окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество.

Самостоятельность – умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью.

Самостоятельность – умение ставить перед собой такие задачи, которые никто не ставил, и решать их самому.

Самостоятельность неразрывно связана с таким психологическим аспектом как воля, где ребенок сознательно регулирует свое поведение и деятельность, которая выражается в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели. У детей дошкольного возраста воля связана с задачей овладения собой, то есть развития самостоятельности, сознательного управления своими психическими процессами: (вниманием, памятью, поведением).

Также важны самообслуживание:

  • Система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя, личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам.
  • Вид детского труда, который направлен на уход за собой (умывание, одевание, уход за волосами, уборка, уход за обувью, подготовка рабочего места и т.д.) и включает комплекс культурно-гигиенических навыков.

Самоорганизация – деятельность и способность дошкольника связанная с умением организовывать себя, которая позволяет целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстрое принятие решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Самопознание – процесс осознания, осмысления дошкольником самого себя, причин своих поступков, действий, переживаний, характерных для него форм и способов реагирования на различные ситуации.

Самосознание – осознанное отношение ребенка к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Самосознание тесно связано с самооценкой ребенка дошкольного возраста, эти характеристики проявляются в том, что ребенок стремится выполнять деятельность значимую для него самого, и окружающих, осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, адекватно оценивает результаты своей деятельности. Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом поддержания положительного отношения к себе (самоуважение).  На основе самосознания и самооценки к 7 годам у ребенка формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми, взрослыми и отстаивать свою позицию в совместной деятельности.

Самостоятельная речь – речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных слов, фраз, предложений.

Свобода – нужна для того, чтобы ребенок в полной мере проявил свою волю.

Самоуверенность – черта формирующая также у ребенка одновременно особенность поведения, придает своему «Я»  своей личности чрезмерной значимости в системе межличностных отношений или в конкретной деятельности. Самоуверенность способствует преобладанию положительной оценки действий и деятельности детей, которое переносится ими на оценку своей личности в целом.

Самоутверждение – стремление к реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение. В идеальном варианте самоутверждение заканчивается самореализацией. Самореализация – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности (в иерархии потребностей А. Маслоу).

Также самостоятельность связана с ответственностью ребенка дошкольного возраста – это проявляется в том, что ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушение порядка в быту и природном окружении, способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в преддошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поис адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается в самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.    

Воспитатели весьма субъективно и порой ошибочно делят детей на «умелых, самостоятельных, хороших помощников» и «беспомощных неумех». Часто самостоятельность подавляется излишней опекой, регламентацией действий, исправлением взрослыми на глазах у детей результатов их труда низкого качества, недоброжелательной оценкой детской трудовой деятельности, игнорирующей чувства и эмоции ребенка, унижающей его достоинство. Недостаточное внимание уделяется субъектной позиции ребенка в труде, формированию мотивации, целеполагания, контрольно-оценочных умений.

В совместной трудовой деятельности взрослых и детей далеко не всегда наблюдается подлинное сотрудничество. Это обусловлено тем, что воспитатели, руководя детским трудом, выбирают учебно-дисциплинарную модель педагогического воздействия.

Недостаточный уровень самостоятельности дошкольников в повседневном труде обусловлен также просчетами в построении развивающей среды в детских садах. Опыт проживания ребенка в детском саду недостаточно готовит его к жизни в современном мире, а труд носит искусственный характер.

В детском саду и в семьях воспитанников следует создавать ситуации требующие внимания включения ребенка в трудовые действия обусловленные значимым для ребенка мотивом. Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно-бытового труда в воспитательной работе с ними используем соответствующую по содержанию художественную литературу («Полюбуйтесь-ка, игрушки» Е. Балагиной и др.), иллюстрации к книгам, картинки (например, «Дежурство», «Подготовка в семье к празднику»), беседы по этим материалам.

Высокая вариативность моделей и богатое содержание повседневной трудовой деятельности позволяют каждому ребенку проявлять свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получать положительные эмоции от признания своей умелости взрослыми.

К 6 годам дети овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могут обслуживать себя сами, делать за них считается предосудительным.

Интересны в этом отношении наблюдения за поведением детей. Мальчику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем попадали в петлю. Девочка предложила мальчику помочь застегнуть пальто. Мальчик охотно согласился, но потом расстегнул все пуговицы и начал застегивать снова. На вопрос, зачем он это сделал, мальчик заявил: «Я сам, я теперь умею».

Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык. Упражнения, которые постоянно  проделывают они, игра с куклами, - застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание, - содействует развитию у них мелкой мускулатуры рук, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.

Роль воспитателя – руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки, завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих ровесников и ревниво следят за их успехами.

Иногда у детей к 6 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности, чистоты. Поэтому необходимо больше уделять внимания упражнению детей в самообслуживании, заинтересовать их разнообразием этого труда, создавать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействует те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности. Воспитатели постепенно учат детей самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.

Список литературы

  1. Божович  Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.//  СПб.: «Питер» -  2008 г.
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка.// М.: Вест. Моск. ун-та - 1991 г.
  3. Маслоу А. Г. Мотивация и личность.// СПб.: Евразия, 1999 г.
  4. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — М., 1981 г.
  5. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития речи и личности детей дошкольного возраста.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи нахо...

"Возрастной период - Образ - Характеристика - Личность".

Знание даёт возможность анализа, сравнения, возможность всё взвесить и рассчитать заранее. Знание - великая сила! А только вера - сильнее!!!...

ПЛАН-КОНСПЕКТ «Методика развития детской речи в виде занятия и взаимосвязь с другими видами деятельности по писателю Толстому Алексею Николаевичу (1882-1945гг.)»

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русские – единый восточнославянский народ, т...

Семинар-практикум для педагогов «Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»

laquo;Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»...

Психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика личности...

Формы работы по физическому воспитанию и их взаимосвязь с другими видами деятельности

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Известный русский писатель и врач В.Вересаев особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека: «&helli...

Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.

Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, зада...