ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
тест

Баранова Ксения Викторовна

Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rannego_vozrasta.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей.

Методики, используемые в психологических исследованиях, преимущественно разработаны ведущими специалистами в этой области Ю.А. Разенковой, Е.А. Стребелевой [12, 14, 38, 47, 56, 59, 63]. Согласно рекомендациям из общеизвестных в стране учебников и руководств под ред. С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой при обследовании детей раннего возраста, как и в более поздние периоды онтогенеза, внимание обращается на:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Ориентироваться на степень отставания можно, ориентируясь на понятие эпикризного срока, соотнося показатели с указанными в разработках Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» или же используя «Критерии нормального развития детей от рождения до 7 лет». Однако я руководствуюсь пособием «Дети-сироты» под ред. Е.А. Стребелевой.

Нормативным для второго года жизни является овладение предметной деятельностью и ситуативно-деловым общением. Предметная деятельность реализуется в форме как самостоятельных действий с предметами, так и в сотрудничестве со взрослым.

В процессе ситуативно-делового общения ребенок овладевает культурно нормативными (культурно-фиксированными) действиями. Важнейшим механизмом является подражание действиям взрослого. Отсутствие подражательных действий, игнорирование обращений взрослого (например, взрослый предлагает совместную игру, а ребенок продолжает свое занятие), непонимание простейших инструкций (например, на просьбу дать определенный предмет дает все подряд), а также отсутствие адекватных средств общения (не смотрит на взрослого, не выражает мимикой своих чувств, не протягивает игрушки, не обменивается ими, не произносит слов, не лепечет, не издает выразительных звуков) свидетельствует о выраженном отставании и в познавательном и в социально-эмоциональном развитии.

У ребенка раннего возраста ведущей является ПРЕДМЕТНАЯ деятельность.

Обследования ребенка от 1 года до 1 г.6 мес.

Диагностика рассчитана на 10-15 минут взаимодействия.

1. «Каталка».

Цель: Методика оценивает принятие и понимание задания, возможность подражания, наличие навыка ходьбы, согласованность действий рук и ног.

Инструкция: Ребенку предлагается каталка с длинной ручкой, к которой прикреплена любая подвижная игрушка. Психолог показывает, как можно катить впереди себя каталку. Предлагает ребенку сделать так же или действует вместе с ним.

2. «Ситуативно-деловое общение» (по Е.О. Смирновой и соавт).

Инструкция: Психолог предлагает ребенку совместную игру, предполагающую обмен действиями, их согласование. Например, он говорит: «Давай катать машинку. Смотри, вот она покатилась к тебе, доехала. А теперь толкай ее ко мне. Вот так, хорошо. Теперь снова я. Катись, машинка, к (имя). После катания машинки ребенку предлагается покатать мячик (10-15 см в диаметре).

3. «Поможем кукле».

Цель: Оценивается наблюдательность, точность выполняемых движений, возможности подражания (если ребенок сам не вытирает), звукоподражание («ай-яй-яй», «ах»).

 Обращается внимание на то, заметит ли ребенок непорядок. Если заметил, то дается влажная салфетка, если нет, обращается внимание на испачканную щеку и предлагается вытереть ее салфеткой.

 4. «Пирамидка»

Инструкция: ребенку дается пирамидка из одинаковых шариков, которые надо надеть на стержень. Оценивается возможность соотносящих действий (надевание шарика на стержень), подражания.

Приводим ориентиры для оценки результатов.

Каталка:

4 балла – легко принимает задание, действия рук и ног согласованы.

3 балла – выполняет задание недостаточно ловко.

2 балла – выполняет задание недостаточно ловко после длительных уговоров.

1 балл – не принимает задание (или нет достаточных предпосылок к его выполнению, например, не ходит самостоятельно).

Ситуативно-деловое общение:

4 балла – без затруднений включается в задание, катает машинку и мячик.

3 балла – выполняет задание с различными небольшими недочетами, мячик катает лучше машинки.

2 балла – выполняет задание недостаточно ловко после длительных уговоров, показа.

1 балл – не принимает задание (или нет достаточных предпосылок к его выполнению, например, не может прокатить, только бросает предмет).

Поможем кукле:

4 балла – сам проявляет инициативу в устранении непорядка и справляется с этим.

3 балла – после привлечения внимания справляется с заданием, эмоции адекватны.

2 балла – после разнообразной стимуляции выполняет задание недостаточно ловко, иногда «рука в руке», эмоции отсутствуют.

1 балл – действия неадекватны, помощь не принимает.

Пирамидка:

4 балла – справляется с заданием без затруднений.

3 балла – справляется с заданием с небольшими затруднениями (неадекватных действий нет).

2 балла – требуется помощь «рука в руке»

1 балл – не принимает задание.

Нормативный результат – 14 баллов и выше. Если с самого начала обследования очевидно, что ребенок не может (или не желает) действовать в плане заданного, демонстрирует хаотичное полевое поведение или же полную безучастность и безразличие, следует посмотреть на его спонтанную активность, действия с предметами, общий рисунок поведения, обязательно проверить возможность удержания предмета, неспецифических манипуляций с ним, оценить ориентировочные реакции (реакцию на звук, голос, движение, поглаживание, сладкий вкус, запах). Чем меньше выражены подобные возможности, тем с более тяжелым нарушением мы имеем дело. Ухудшенные возможности подражания сами по себе могут свидетельствовать о наличии патологии мозга на уровне нейрона. Рекомендации по коррекции отставания адресуются семье ребенка и должны базироваться на руководстве Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Особо подчеркивается необходимость соблюдения онтогенетической последовательности формируемых умений.

Отсутствие культурно-нормативных действий (поведения) в первом полугодии считается легкой задержкой развития, результат в данном случае 6-8 баллов. Результат 9-13 баллов требует организации динамического наблюдения за ребенком.

Обследование ребенка с 1 г.6 мес. до 2 лет.

  1. «Принеси мяч»

Цель: оцениваем вступление в контакт, моторную ловкость.

Материал: диаметр мяча 20-25 см.

Инструкция: Взрослый катит мяч по ковру, просит ребенка догнать его и прокатить взрослому.

  1. «Игра и действия с предметами» (Методика  Ю.А. Разенковой).

Цель: оценка осведомленности, сформированности предметных орудийных действий, способности к подражанию.

 Материал:  кукла, носовой платок, расческа.

Инструкция: взрослый кладет перед ребенком куклу и носовой платок и говорит: «У ляли грязный носик. Вот платок». Затем говорит: «Кукла-ляля растрепанная, вот расческа».

 (Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи).

  1. «Достань птичку» (методика А.В. Запорожца).

Цель: методика оценивает сообразительность, сформированность наглядно-действенного мышления.

В обычной питьевой чашке с ручкой сидит игрушечная птичка (или другая игрушка). Через ручку чашки продернута ленточка (не привязанная). Чтобы подтянуть чашку с птичкой к себе, надо взяться за оба конца ленточки.

  1. «Построим домик»

Цель: методика диагностирует понимание словесной инструкции, осведомленность, поисковую активность, в ситуации обучения способность действовать по подражанию.

Материал: крупная плоскостная мозаика. Две геометрических фигуры: квадрат, треугольник, длина стороны которого соответствует длине стороны квадрата.

Инструкция: ребенку предлагается построить домик (треугольник должен оказаться на квадрате). Если он не справляется, проводится обучение.

  1. «Перцептивная идентификация»

Цель: методика оценивает сформированность перцептивной идентификации, целенаправленность, в ситуации обучения способность действовать по подражанию.

Материал: кубики и полоски из бумаги- красные, синие, желтые, зеленые.

Инструкция: перед ребенком ставят четыре кубика основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и кладут четыре полоски соответствующего цвета. Ребенок должен положить полоски к соответствующим по цвету кубикам. Называние цвета от ребенка не требуется, его произносит взрослый.

  1. «Пирамидка»

 Цель: методика оценивает сформированность соотносящих действий, целенаправленность, способность к подражанию.

Материал: пирамидка из 6-7 колец, одинаковых по размеру, заканчивающаяся обычно головой какого-либо животного или человека (колечки составляют его туловище).

Особое внимание обращается на неадекватные действия, т.е. надевание на стержень игрушечной головы прежде, чем будет собрана пирамидка.

Результат:

4 балла ребенок получает за самостоятельное выполнение,

3 балла – за некоторые недочеты в выполнении,

2 балла – за выполнение с массивной помощью,

1 балл – при непонимании, непринятии задания.

Нормативное развитие – 21 балл и выше,

Легкая задержка – 10-14 баллов,

группа «риска» - 15-20 баллов.

Если ребенок не справился с первыми двумя заданиями, сразу переходимк предыдущему протоколу, проводим методику «Ситуативно-деловое общение» (с машинкой) и предлагаем собрать пирамидку (шарики или кольца одинаковой величины). Если ребенок не справляется с первой методикой, на стол выкладываются погремушка, два кубика, машинка, куколка. Взрослый начинает катать по столу машинку (если обследуется мальчик), или качать куколку (если обследуется девочка), побуждает ребенка повторить действие.

Если ребенок действие не повторяет, а грызет или бросает игрушку, взрослый спокойно говорит: «Не так» и вновь повторяет действие. Второй попыткой  является предложение поставить кубик на кубик, если, и с этим не справляется, то последние задания - потрясти погремушкой, сделать «ладушки» (по подражанию), «сороку-ворону».

Если же ребенок справился с первыми двумя заданиями, то предлагаем ему методику «Построим домик» Обращаем особое внимание на то, выполнил ли ребенок у учителя-дефектолога «Доску Сегена». Если тот смотрел ребенка по предыдущему протоколу, либо еще не смотрел, обязательно предложить это задание. Если попытка предъявления этих методик успешна, то у ребенка легкая задержка развития.

Отсутствие культурно-нормативных действий (поведения) во втором полугодии второго года жизни считается грубой задержкой развития.

Обследование ребенка с 2 лет до 2 лет 6 мес.

Для вступления в контакт ребенка привлекают к столику, на котором находятся кукла, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник), машинка, кубик, шарик, веревочка, 2 тарелки из набора кукольной посуды, карандашик, лоскуток ткани, коробочка типа спичечного коробка, двухсоставная матрешка, книжка с картинками (или набор картинок). Педагог-психолог привлекает внимание ребенка к игрушкам «Посмотри, какие красивые игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка?» Если ребенок проявляет интерес к другим игрушкам, то надо либо немного подождать, либо обыграть ситуацию с выбранной им игрушкой.

После окончания «кормления» игрушки рекомендуется убрать, чтобы не отвлекать внимание, оставив только книжку (картинки). Книжки или картинки в наборе должны включать следующие изображения: 4-5 знакомых ребенку животных, 4 изображения детей, совершающих определенные действия, 4 изображения транспортных средств разной величины: грузовик, легковая машина, автобус, самолет, 3 изображения одного и того же персонажа в разных пространственных положениях (птичка сидит на дереве, сидит под деревом, летит над деревом).

  1. «Покорми куклу».

Цель: Методика оценивает сформированность орудийного предметного действия, действий предметного замещения – начало формирования опосредованного действия, обучаемость.

Инструкция: Куклу предлагается покормить, но сначала ложка ребенку не дается. Ему предлагается на выбор палочка, шарик и веревочка. Если ребенок совершает неадекватный выбор, проводится обучение и ему предлагается покормить мишку (на выбор дается карандашик, коробочка типа спичечного коробка и лоскуток ткани). Если очевидно, что задание ребенком по уровню его развития не может быть принято, ему даются пластмассовые (одноразовые) ложка и ножик, кукольная тарелочка и предлагается покормить куклу.

  1. «Разрезная картинка» из 2 частей.

Цель: исследование актуального уровня развития наглядно- образного наглядно-действенного мышления.

Инструкция: Взрослый показывает ребенку сложенную из двух частей картинку с единичным предметом, спрашивает: «Кто это?», при отсутствии ответа сам называет предмет (лучше и правильно, и  облегченно), на глазах у ребенка разнимает картинку с восклицанием: «Поломалась! Почини!», кладет переставленные местами и одну из частей перевернутую перед ребенком. Действия ребенка фиксируются. Если они носят хаотичный характер, перед ним кладется целая картинка, и психолог просит собрать ее. Последним видом помощи становится наложение одной части картинки на образец и побуждение ребенка положить вторую часть.

  1. «Будь внимателен»

Цель: Методика оценивает зрительное внимание и запоминание, моторную ловкость (при открывании коробка).

Материал: из свободно выдвигающихся спичечных коробков склеивается ящик (в обсуждаемом возрасте целесообразно использовать ящики, склеенные из 3 коробков).

Инструкция: В один из коробков на глазах ребенка прячется мелкая игрушка. Коробок закрывается, конструкция показывается ребенку, который должен найти игрушку – показать на коробок, в котором она спрятана.

При неудаче даются еще 2 попытки. В третьей попытке ребенку дается вес ящичек, следовательно, он может найти предмет по звуку.

  1. Конструирование из палочек (молоточек)

Цель: задание направлено на выявление возможностей перцептивной аналитико-синтетической деятельности, умения действовать по подражанию, при самостоятельном выполнении – наглядно-действенного мышления.

Материал: счетные палочки.

Инструкция: у ребенка на глазах строят молоточек из двух перпендикулярно расположенных палочек и предлагают сделать такой же. Если ребенок сразу справляется с «молоточком», ему дают еще палочку и предлагают сделать «домик», если не справляется, проводится обучение (показ или «рука в руке» с предложением повторить действие самостоятельно). В последнем случае ограничиваются молоточком.

  1. Совместное разглядывание картинок (по Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой)

Инструкция: психолог привлекает внимание ребенка к книжке и предлагает ее «почитать». Сначала он дает возможность ребенку самому рассмотреть картинки, назвать те, которые он узнает, поощряя его похвалами и задавая вопросы. Если ребенок принимает эту форму взаимодействия, взрослый просит его назвать изображенные на картинках предметы (2-3 животных, самолет, большую и маленькую машину, ответить или показать, что делает тот или иной ребенок, показать птичку на дереве). Обучение заключается в вызывании жестового подтверждения. Например, психолог попросил показать зайку, ребенок бездействует. Тогда психолог начинает показывать на все картинки подряд с восклицаниями: «Это зайка? Нет, не зайка, это - киса! И т.д.). Если удалось добиться от ребенка самостоятельного кивка на нужную картинку, его просят показать картинку из тех, что только что назвал психолог. Продолжать ли поиск нужных картинок, психолог определяет самостоятельно. Если ребенок не справился с первыми двумя заданиями, переходим к предыдущему протоколу, предлагая методики «Игра и действия с предметами» и «Перцептивная идентификация». Если не справился с ними, действуем так, как описано выше. Проводим методику «Ситуативно-деловое общение» (с машинкой) и предлагаем собрать пирамидку (шарики или кольца одинаковой величины).  Если ребенок не справляется с первой методикой, на стол выкладываются погремушка, два кубика, машинка, куколка. Взрослый начинает катать по столу машинку (если обследуется мальчик), или качать куколку (если обследуется девочка), побуждает ребенка повторить действие. Если ребенок действие не повторяет, взрослый говорит: «Не так» и вновь его показывает. Второй попыткой является предложение поставить кубик на кубик, если, и с этим не справляется, то последние задания - потрясти погремушкой, сделать «ладушки» (по подражанию), «сороку-ворону». Если ребенок справился с предъявленными заданиями из предыдущего протокола, предлагаем ему методику «Рассматривание картинок». Соответственно, делается вывод о легкой или грубой задержке развития.

Обследование ребенка с 2 лет 6 мес. до 3 лет.

  1. Совместная игра.

Материал: кукла, деревянный прямоугольник, мяч, вилка.

Инструкция: Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от лица куклы, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку покормить куклу. Спрашивает: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста». Психолог перебирает предметы-заместители с восклицаниями: «Где же у нас конфетка»? Обращается к ребенку за помощью. Ребенок должен найти подходящий заместитель.

  1. Действия по образцу

Цель: методика диагностирует способность решения практических задач, возможности подражания.

Материал: надо иметь разборный грузовичок (колеса с которого снимаются и одеваются) или другую (не часто встречающуюся) разбирающуюся игрушку.

Инструкция: взрослый показывает, как предмет разбирается и просит починить, наблюдая за действиями ребенка. При их не успешности демонстрирует необходимые действия.

  1. Незнакомый предмет.

Цель: методика оценивает поисковую активность, способность решения практических задач, возможности подражания.

Инструкция: на стол выкладывается незнакомый ребенку предмет, внутри которого находится «секрет». Важно, чтобы способ открывания предмета не был знаком ребенку (может быть, он не умеет открутить крышку маленького контейнера или выдвинуть крышку пенала). Психолог сначала ничего не объясняет и не показывает. Если ребенок не пытается открыть предмет, а бездействует или просто манипулирует, психолог объясняет, как это сделать, показывает, закрывает и предлагает ребенку повторить.

  1. Разрезная картинка (из 3 частей)

Цель: методика диагностирует сформированность перцептивной аналитико-синтетической деятельности и в определенной мере наглядно-действенного мышления.

Материал: две одинаковые предметные картинки: одна – целая, а вторая разрезана на три части.

Инструкция: Психолог показывает ребенку сложенную из трех частей картинку с единичным предметом (платье), разрезанную на три треугольника. Спрашивает: «Что это?», при отсутствии ответа сам называет предмет, на глазах у ребенка разнимает картинку с восклицанием: «Поломалась! Почини!», кладет вразброс части перед ребенком. Действия ребенка фиксируются. Если они носят хаотичный характер, перед ним кладется целая картинка, и психолог просит собрать ее. Последним видом  помощи становится наложение одной части картинки на образец и побуждение ребенка положить остальные.

Если ребенок не справился с первыми двумя заданиями, переходим к предыдущему протоколу, предлагая методики «Совместное рассматривание картинок» и «Разрезная картинка из 2 частей».

Если справился, то даем ему незнакомый предмет, при успешных действиях с которым предполагаем наличие трудностей развития и адаптации из-за отставания в социально-эмоциональном развитии.

Если не справился с предложенными заданиями, проводим методику «Игра и действия с предметами» и предлагаем собрать пирамидку (шарики или кольца одинаковой величины), называя при этом цвет шариков. Если ребенок с помощью справляется с этими методиками, делаем вывод о легкой задержке развития, если справляется с большим трудом, о выраженной задержке. Если ребенок не справляется с методикой «Игра и действия с предметами», организуем «Ситуативно-деловое общение» (с машинкой). Успешность этого общения также позволяет сделать вывод о выраженной, а не успешность – о грубой задержке развития. Предъявлять ли другие задания – зависит от складывающейся ситуации. Если обследование продолжается (иногда этого требует агрессивный настрой родителей), задания указаны выше, предметная среда создается, но педагог-психолог занимает отстраненную позицию и просит родителя показать, что умеет ребенок.

Основания диагностического вывода

Перечень показателей для уточнения степени отставания ребенка от возрастных нормативов.

Познавательное развитие.

Способность самостоятельных действий в плане заданного: все методики. Эти же методики показывают возможность подражания.

Стремление подражать: достаточное / слабое / отсутствует

Обучаемость: принятие помощи, оцениваемое во всех без исключения заданиях. Что эффективно: словесное побуждение, прямой показ требуемого действия, действия «рука в руке». Маркером обучаемости является только перенос на специально продуманные аналогичные задания.

Процессуальная игра и использование предметов-заместителей: «покорми куклу» (в первом полугодии), «совместная игра» (во втором полугодии): доступно / с помощью и стимуляцией / недоступно.

Виды действий с предметами: использует культурно-нормативные действия (в книжку смотрит, страницы переворачивает, машинку катает, контейнер открывает) / соседствуют с манипулятивными / только манипулятивные.

Познавательная активность: ребенок стремится решить задачу, обращается за помощью, принимает ее /теряет интерес и прекращает  деятельность / безразлично смотрит на предметы или выражает недовольство, отталкивает, бросает.

Наглядно-действенное мышление: методики «разрезная картинка», «конструирование из палочек» (в первом полугодии), «разрезная картинка», «незнакомый предмет», «действия по образцу», «матрешка» (во втором полугодии): по возрасту / отстает / не сформировано.

Речь понимаемая: понимание инструкций (словесная, словесная с указательным жестом / любая, только одноактная – указание на конкретное действие). Понимает значение, глаголов, предлогов / понимание существительных / очень плохое понимание.

Речь активная: самостоятельные высказывания (простая фраза, слова, слова автономной речи, звукоподражания).

Социально-эмоциональное развитие:

Вступление в контакт: предложенная игрушка привлекает внимание вызывает интерес / предложенная игрушка привлекает внимание, но ребенок не действует в плане заданного / предложенная игрушка не привлекает внимания / стремится к другим, субъективно привлекательным объектам / не хочет взаимодействовать.

Устойчивость контакта: контакт полноценный на протяжении всего обследования / контакт нестойкий, приходится прилагать усилия для привлечения ребенка к заданиям / контакт только через сопровождающего ребенка взрослого.

Инициативность: привлекает взрослого разными способами / привлекает взрослого однотипно / не обращается ко взрослому / пассивно подчиняется.

Чувствительность к воздействиям взрослого: легко откликается на новые предложения / требует настойчивых просьб / лишь изредка отвечает на обращения, не сразу принимает помощь / отсутствует.

Экспрессивно-мимические средства: часто поглядывает на взрослого, использует выразительную мимику и жесты / мимика преимущественно спокойная, иногда привлекает внимание с помощью указательного жеста / не смотрит на взрослого, не выражает своих чувств, равнодушен к обращениям, не пользуется указательным жестом.

Эмоциональное состояние в процессе исследования: спокоен, активен / проявления страха, эмоциональной напряженности / аффективно возбужден / безучастен.

Описательные характеристики вариантов социально-эмоционального и познавательного развития ребенка раннего возраста. Но надо помнить, что ориентироваться только на описание недостаточно, вывод должен базироваться на результатах обследования.

Социально-эмоциональное развитие соответствует норме: контакт устанавливается, полноценный или относительно полноценный, интерес к заданиям есть, эмоциональный фон благоприятный или легко корригируемый (тогда отмечается эмоциональная лабильность), навыки сформированы близко  к норме возраста (из беседы с родителями). Очевидных патологических поведенческих симптомов не наблюдается.

Социально-эмоциональное развитие отстает (искажено): контакт устанавливается с трудом, интерес недостаточный, фиксируется на предпочитаемом задании (ригидность аффекта), отклонения эмоционального фона, несущественно затрудняющие исследование. Иногда отмечаются патологические симптомы: стереотипии, «глухота» к просьбам, отсутствие признаков привязанности или наоборот, патологическая привязанность ко взрослому, выраженная гиперактивность, капризность и пр.

Социально-эмоциональное развитие существенно отстает (искажено):

Агрессивные либо разрушительные действия, эмоциональная интактность, патологическая зависимость от взрослого либо отсутствие дифференциации присутствующих взрослых. Может быть неуправляемое полевое поведение, крики и «истерики».

Социально-эмоциональное развитие грубо отстает (искажено): эмоциональное развитие ограничено проявлениями эмоций удовольствиянеудовольствия (либо, и они не проявляются), навыков нет, игры нет (хорошо, если берет игрушку и тянет в рот).

Познавательное развитие соответствует норме: задания по возрасту выполняет, игровая деятельность: предметно-процессуальная или сюжетно отобразительная игра, с предметами и игрушками специфические манипуляции после 2 лет может подбирать заместители. Выполняет действие по инструкции. Показывает картинки. Задания выполняет методом достаточно целенаправленных проб.

Познавательное развитие отстает: выполняет не все задания по возрасту, нужна помощь, эффективность которой различна.

Познавательное развитие существенно отстает: не выполняет задания по возрасту совсем, задания для более раннего возраста выполняет выборочно с большой долей помощи, действия с предметами преимущественно манипулятивные, иногда неадекватные. Познавательное развитие грубо отстает: деятельность фактически невозможна.

Представление на ребенка раннего возраста по результатам обследования педагогом-психологом

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Трудности в развитии: ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата / зрения / слуха / ТМНР / расторможенный-гиперактивный / негативистичный / аутичный

Социально-эмоциональное развитие

Контакт:

Устойчивость контакта: контакт полноценный на протяжении всего обследования / контакт нестойкий, приходится прилагать усилия для привлечения ребенка к заданиям / контакт только через сопровождающего ребенка взрослого / контакту практически недоступен.

Взаимодействие со взрослым: достаточно инициативен и чувствителен к обращениям / требует настойчивых просьб, уговоров / игнорирует просьбы взрослого, настаивает на своем / пассивно подчиняется / взаимодействие практически отсутствует.

Средства взаимодействия: речевые / жестово-мимические / только предметные действия.

Эмоциональное развитие:

Интерес к игрушкам, заданиям: выражен / не выражен / не проявляется.

Аффективный компонент продуктивности: адекватный / очень сердится при затруднениях / не выражен / не проявляется.

Эмоциональное состояние в процессе исследования: спокоен, активен / проявления страха, эмоциональной напряженности / аффективно возбужден / безучастен.

Вывод: соответствует возрастной норме / приближено к возрастной норме / дисгармонично (ребенок капризничает, гиперподвижен, аффективен или очень напряжен, напуган) /очевидно отстает от возрастной нормы (взаимодействие заключается только в единичных предметных действиях, требования понимает недостаточно) / искажено (рассматривает взрослого как инструмент или неодушевленный объект) / грубо отстает.

Познавательное, речевое развитие и психомоторика

Моторное развитие (общее): по возрасту / отстает / грубо отстает.

Мелкая моторика: по возрасту / отстает / грубо отстает.

Речевое развитие: по возрасту / отстает / грубо отстает.

Перцептивная деятельность:

Действие идентификации (такой же): сформировано / частично сформировано / недоступно.

Соотнесение по величине доступно / после показа / недоступно / не предъявлялось.

Перцептивная классификация: доступна / после показа / недоступна / не предъявлялась.

Перцептивное моделирующее действие (конструирование): доступно / после показа / недоступно / не предъявлялось.

Наглядно-действенное мышление: по возрасту или близко к нему / отстает / грубо отстает / не сформировано.

Предметная деятельность

Подражание: доступно / затруднено /в некоторых, наиболее простых заданиях / недоступно.

Орудийные предметные действия: доступны / с помощью / недоступны

Соотносящие предметные действия: доступны / с помощью / недоступны

Самостоятельная деятельность по заданию: доступна / в некоторых заданиях / недоступна.

Игровая деятельность

Игровые действия (процессуальные): доступны / после показа / недоступны.

Игровое замещение доступно / после показа / недоступно.

Изобразительная деятельность (из наблюдений за работой учителя-дефектолога или анализа продуктов деятельности): целостное изображение /прямые, пересекающиеся, замкнутые линии / каракули / не сформирована.

Обучаемость при выполнении заданий: достаточная / неравномерная в разных заданиях /недостаточная / грубо нарушена.

Вывод: соответствует возрастной норме / приближено к возрастной норме / очевидно отстает от возрастной нормы / грубо отстает.

Психологическое заключение (выбирается нужное): уровень психического развития приближен к возрастной норме / уровень психического развития неравномерно отстает от возрастной нормы / уровень психического развития отстает от возрастной нормы / уровень психического развития существенно

отстает от возрастной нормы/ уровень психического развития грубо отстает от

возрастной нормы.

Обучаемость: достаточная / снижена / низкая / не определяется

Предположительный характер нарушения______________________________

Прогноз потребности в обучении по АООП: не нуждается / необходимо

динамическое наблюдение / нуждается в создании специальных условий

Рекомендации:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Педагог- психолог: _________ ______________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

советы для родителей как подготовить ребенка к ДОУ...

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Методика психологической диагностики детей раннего возраста

Раннее выявление и коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной, т.к. первые три года являются очень важным периодом в развитии дошкольника. В раннем возрасте необходим контр...