Проект "Не обижайте муравья!"
презентация
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_insportala_na_festevale_proekt_ne_obizhayte_muravya.docx | 955.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация проекта
«Не обижайте муравья!»
Фестиваль – конкурс
исследовательских и творческих проектов
«Мы будущее России» в рамках проекта «Ключи мира»
29.03.2019 г
Подготовила: воспитатель – Григорьева Т. А.(ВКК)
(МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»)
Актуальность
«Трудись как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле».
Козьма Прутков
В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. Проблема воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют их в своей жизни. Поэтому важно с дошкольного детства сформировать у детей ценностные ориентации в окружающем мире.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Проект «Не обижайте муравья!» поможет расширить знания детей об удивительном мире и создать условия для поисковой деятельности, развитию личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Тема проекта: «Не обижайте муравья!».
Цели:
- формирование представлений о жизни насекомых;
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
- углубить и систематизировать знания и представления о муравьях;
- формировать познавательный интерес, мышление, творчество, навыки исследовательской деятельности;
- развивать речь детей, активизировать словарный запас;
- воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое;
- воспитывать у детей коммуникативные качества: умение договариваться, работать в подгруппах, помогать друг другу, делиться находками, коллективизм.
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой, краткосрочный (три месяца).
Методы решения задач:
- исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, мониторинг;
- практические методы: релаксационные упражнения, решение проблемных ситуаций, практическая деятельность;
- наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
- игровые методы: дидактические и подвижные игры, игровые действия, воображаемая ситуация;
- словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
Участники проекта: воспитатели, дети старше - подготовительной группы, родители.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Место проведения: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка».
Механизмы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
- педагогическая диагностика освоения ООП ДОУ;
- анализ предметно-развивающей среды;
- изучение литературы по проекту;
- подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
- составление конспектов ОД;
- подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения;
- составление плана деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников (тестирование, консультации, наглядная информация);
II этап. Основной:
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр презентаций;
- проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
- организованная образовательная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- художественно-продуктивная деятельность;
- выставка рисунков;
- чтение художественной литературы;
- взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, рекомендации, совместные мероприятия).
III этап. Заключительный:
- подведение итогов, оформление материалов проекта;
- презентация проекта «Не обижайте муравья!»;
- изготовление дидактической игры «Проведи муравьишку к муравейнику», настольной игры «Путешествие в муравейнике»;
- показ спектакля «Стрекоза и Муравей».
Ресурсы:
Интеллектуальные:
- воспитатели;
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители воспитанников.
Материальные:
- библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
- демонстрационный материал по данной теме;
- дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;
- материалы для художественного творчества;
- информационно-коммуникативное оборудование (ноутбук, музыкальный центр, мультимедийная установка, телевизор).
Предполагаемый результат:
У детей расширится кругозор. Они узнают о муравьях, о среде их обитания, видах питания, их качествах (трудолюбии). Сформируется осознанно-правильное отношение к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники, бережно относиться к другим обитателям живой природы. А также навыки исследовательской деятельности (делиться информацией, находками), элементарного экспериментирования по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар).
В ходе проекта будет развиваться связная выразительная речь, умение составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, коммуникативные качества (общение, умение договариваться, помощь друг другу).
Механизмы реализации проекта
Формы работы по проекту | |||
Деятельность педагога: - беседы; | Деятельность детей: - рассматривание иллюстраций; - просмотр презентаций, мультфильмов; - проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; - организованная образовательная деятельность; - театрализованная деятельность; - художественно-продуктивная деятельность; - выставка рисунков. | Взаимодействие с педагогами: - консультации; - рекомендации; - презентация проекта. | Взаимодействие с семьями воспитанников: - консультации, рекомендации, памятки; - анкетирование; |
Тематическое планирование работы по образовательным областям | |
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «В гости к муравьям», «Муравьи – санитары леса». Презентации: «Как Муравьишка домой спешил», «Муравьи», «Расскажи о себе, Муравей». ОД: «Правила поведения в природе». Тематическая прогулка на участке ДОУ «Муравьиною тропой». Фотовыставка «Как мы знакомились с муравьями» Мультфильм: «Стрекоза и Муравей», «Путешествие Муравья», «Муравьишка – хвастунишка», «Букашки. Приключение в долине муравьев». Игры и игровые упражнения, способствующие развитию дружеских отношений. Труд: ограждение муравейника на участке, уборка участка. Изучение экологических знаков «Чего не следует делать в лесу». |
Познавательное развитие | ОД: «Муравей», «Муравьи – жители земли». Д/и «Сделай муравья из геометрических фигур». Упражнение «Считай и называй». Экологическая познавательная игра «Муравьиная тропа». Схема муравейника. Опытно-исследовательская деятельность: «Незваные гости», «Муравьиная тропа», «Муравьи – следопыты», «Зимой и летом одним цветом» (опыты детей с хвоей), «Ароматная смолка», «Муравьиная дорожка». Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, фотографий по теме «Муравьи». |
Речевое развитие | Речевые игры: «О чем сегодня будем говорить?», «Угадай, кто это?», «Один – много», «Что делает, что делают?», «Подбери признак», «Назови ласково», «На полянке», «Кто, как передвигается?», «Насекомые – великаны», «Мой рассказ о насекомом». Художественные произведения о муравьях: «Как муравьишка домой спешил», «Самые сильные на земле» В. Бианки; «Ленивый муравей» В. Глазырина; «Падишах и муравей» ингушская народная сказка; «Муравей и муха», «Муравей и дерево» О. Емельянова; «О муравьях» В.А. Степанов; «Про муравья» Н.И. Сладков; «Жалейкин и муравьи» М. Пришвин; «Пень – муравей», «О муравьях» Л.Н. Толстой; «Муравьишки» Е. Набойкина; басня «Стрекоза и Муравей» И. Крылов. Стихи о муравьях. Загадки о муравьях. Пословицы и поговорки о муравьях. Приметы о муравьях. Рассматривание книжных иллюстраций о муравьях. |
Художественно-эстетическое развитие | ОД по рисованию: «Учимся рисовать муравья», «Не обижайте муравья». Упражнение «Раскрась запрещающие знаки». ОД по лепке «Муравей». Рассматривание иллюстраций о жизни муравьев. Спектакль «Стрекоза и Муравей» (для детей младшей группы). Ручной труд: «Муравейник» (коллективная работа); изготовление: экологических знаков «Чего не следует делать в лесу», дидактической игры «Проведи муравьишку к муравейнику», настольной игры «Путешествие в муравейнике». Д/и «Заштрихуй контур муравья». Русская народная песня «Как у наших у ворот». |
Физическое развитие | П/и: «Муравей и дождь», «Муравьи и слон», «Муравьи в муравейнике». Пальчиковая гимнастика: «Муравей», «Муравейник», «Муравьишка», «Дружная семья». Упражнение «Муравьиная тропа», «Кто быстрее соберет гусениц», «Кто скорее соберет тлю». Динамическая пауза и зарядка для глаз: «Муравьи». Речевая двигательная игра «Муравьи проснулись рано». Психогимнастика: «Игра с муравьем», «Муравьи». Физкультминутки: «Муравей» (1,2), «Танец насекомых», «Стрекоза и муравей. Утренняя гимнастика (с палками) «Муравьи». |
Игровая деятельность | Игровые упражнения: «Собери из частей целое», «Найди мою тень», «Помоги муравьишке пройти к муравейнику», «Найди выход из муравейника», «Назови части тела муравья», «Помоги муравью проложить дорожку», «Кто, где живет», «Помоги муравью выбраться из лабиринта», «Язык какого муравьеда поймал муравья?», «Помоги муравью добраться домой», «Какие насекомые спрятались на картинке?», «Четвертый лишний». Д/и: «Назови части тела», «Расставь картинки по порядку «Рождение муравья»». С/р игра «Веселый муравейник». |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Консультации: «Экологическое воспитание», «Если ребенок боится насекомых», «Правила поведения в природе». Анкетирование: «Экологическое воспитание» (1,2), «Природа и мы». Семейные рассказы и сказки о муравьях. Фотовыставка «Как мы знакомились с муравьями». Памятки, рекомендации. Спектакль «Стрекоза и Муравей». Презентация проекта «Не обижайте муравья!». |
Взаимодействие с педагогами | Консультации: «Азбука экологии на прогулках», «Формирование у дошкольников экологических начал». Рекомендация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни». Презентация проекта «Не обижайте муравья!». |
Заключение
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать, задавать вопросы познавательного характера и делать выводы. У детей повысился интерес к объектам живой и неживой природы, уровень экологической воспитанности, отношение к природе. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено: дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Литература:
1. ООП Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 28 «Ласточка».
2. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учеб. пособие для студ.выс.учеб.заведений [Текст] / С.Н.Николаева. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
4.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом-природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.:
5. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004.-№7. – с.21-28.
6. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.-1998г.
7. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
8. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
10. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
11. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
12. Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.
13. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
14. Раскраска Муравей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti-online.com/raskraski/nasekomy/2205/
15. http://www.mir-nasekomyh.ru
16.https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4528-pedagogicheskij-proekt-razrabotka-osushchestvlenie.html
Приложение
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
«Муравьи – жители земли»
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям;
- воспитывать любовь к природе.
Образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;
- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.
Оборудование и материал: презентация, иллюстрации для зрительной гимнастики, обручи для игры, ноутбук.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, отгадывание загадок, дидактические игры.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к…? А вот к кому, вы узнаете, отгадав загадку:
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Затем воспитатель спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Воспитатель показывает презентацию и обсуждает её с детьми.
Презентация «Муравьи – жители земли»
Вопросы для обсуждения:
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.
Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.
Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.
В хлебном складе муравьи хранят зерна.
В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.
В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Зрительная гимнастика «Муравьи»
Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту.
Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.
Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.
Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки.
Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.
Динамическая пауза «Муравьи».
Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети - «муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети - «муравейник» поднимают руки вверх, а дети - «муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети - «муравейник» медленно опускают руки, дети - «муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети - «муравейник» опустят руки вниз.
Продолжение презентации:
- Чем занимаются муравьи? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)
- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)
- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу в 10 раз превышает его собственный.) Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – «муравей», то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? (Нет). А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)
Рефлексия
- Что нового вы узнали о муравьях?
- Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные сегодня в ходе беседы?
- Если вам было сегодня интересно и полезно возьмите в руку солнышко и покажите мне.
Воспитатель: Вы отлично поработали сегодня. А сейчас давайте поиграем в игру «Муравьи и дождик».
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьи» сидят в домиках (обручи). В другой стороне
сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», «муравьи» бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
Спектакль «Стрекоза и Муравей»
Цель: Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля.
Задачи:
- развивать способность к творческому перевоплощению в сценический образ, мимическую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать речевые интонационные способности, внимание, мышление;
- воспитывать любовь, доброту, сочувствие к окружающим.
Оборудование и материал: декорация лесной полянки, ширма; фонограммы: шума леса, пения птиц, шума ветра, дождя; крупногабаритный мягкий напольный конструктор; костюмы: муравья, стрекозы, зайца, лисы, волка, медведя, ежа; молоток для муравья; интерактивная доска, ноутбук; билеты для зрителей.
Предварительная работа с детьми: беседа о героях басни их повадках, игры - импровизации, рассматривание иллюстраций насекомых, чтение художественной литературы: басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», просмотр мультфильма «Стрекоза и Муравей».
Действующие лица:
Сказочница (воспитатель)
Муравей
Стрекоза
Заяц
Лиса
Волк
Медведь
Ёж
Детям младших групп при входе в зал раздаются театральные билеты (это делают дети старше-подготовительной группы).
Сказочница. Ребята, вы любите сказки? Тогда мы все с вами отправляемся в сказку!
Сказка - это интересно!
Сказка - это так чудесно!
Мы спектакль начинаем "Стрекоза и Муравей"
В сказку - басню приглашаем
Всех и взрослых и детей.
Сочинил ее когда-то добрый дедушка Крылов.
А сегодня, мы ребята, вспомним эту сказку вновь.
Звучит веселая музыка. Выходит Муравей.
Муравей.
Я - Муравей, всем здравствуйте, привет!
Трудолюбивей существа на свете нет.
Я всех зверей собрал, всем дал работу.
В разгаре лето, всем гулять охота.
Но помнить мы должны
Не только о веселье,
Построим дом, и будет новоселье!
Из-за ширмы выходят лесные звери: Заяц, Медведь, Лиса, Волк, Ёж. Звери начинают строить дом из крупногабаритный конструктора. У центральной стены Муравей строит дом, постукивая молотком. Появляется Стрекоза. Стрекоза под музыку танцует.
Танец Стрекозы
Стрекоза:
Вы торопитесь напрасно,
Как тепло в лесу, прекрасно!
Мне не нужен летом дом,
Дом построю я потом.
Стать певицей я мечтаю,
Всё, пока, я улетаю!
Стрекоза убегает за ширму. Звери продолжают строить дом, стуча молотками. Стрекоза возвращается.
Стрекоза.
Ну, а вы зачем стучали?
Всех ворон перепугали.
Зайчик:
Звери строят новый дом,
Все звери:
Будем жить зимою в нём!
Стрекоза.
Вот нашли себе заботу-
Летом строить зимний дом
Не хочу сейчас работать,
Дом построю я потом!
Ну никак я не пойму,
Завтра ждёте вы зиму?
Время есть, куда спешить?
Хоть народ бы не смешить!
Стрекоза опять улетает.
Сказочница.
Летние денёчки быстро пролетели,
Желтые листочки на землю все слетели,
Льётся дождик частый, ветер задувает,
На дворе ненастье, ах, как холодает!
Звучит фонограмма шума ветра, дождя. Появляется Стрекоза. Она дрожит от холода.
Стрекоза.
Ой, как холодно кругом (оглядывается)
Вот так счастье, новый дом (подходит к Муравью).
Здравствуй добрый Муравей,
Пожалей меня скорей,
Покорми и обогрей.
Муравей.
Летом все зверьё трудилось,
Ты же только веселилась.
Лето целое пропела,
А работать не хотела.
Стрекоза.
Я все пела да гуляла,
Даже чуточку устала.
Муравей.
Нарезвилась от души?
А теперь иди, пляши!
Стрекоза.
Ой, пришла моя беда!
Ой, зимой погибну я. (плачет)
Стрекоза.
Вы, пожалуйста, простите,
В новый дом меня пустите.
Буду печку я топить,
Буду воду я носить.
Поняла я всё, друзья.
Мне без вас прожить нельзя!
Муравей.
Может нам её простить?
В дом пустить и угостить?
Все звери.
Конечно, мы её простим
И непременно угостим!
Ведущий:
Сказок много есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Сказки учат нас добру,
И прилежному труду.
Артисты кланяются зрителям.
Сказочница. А теперь наши герои приглашают всех детей встать в дружный хоровод.
Исполняется хоровод «Дружба».
Мастер-класс для родителей воспитанников
«Игра как метод экологического воспитания дошкольников»
Цели:
- повышение уровня экологической компетенции родителей;
- формирование правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;
- формирование отношения к себе как части природы;
- повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе;
- развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе.
Ход мастер – класса:
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего мастер - класса - «Игра как метод экологического воспитания дошкольников».
«Суть человеческой игры - в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир».
Игра – это, прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра обычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребёнку о нём самом педагогу. В игре всё как будто «понарошку». Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того не осознавая, дети играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Уважаемые родители! Я хочу представить вам игру - викторину «Знатоки природы». Я предлагаю вам принять на себя роль детей. Итак, мы начинаем!
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник.
И главный гость на нём – игра.
Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеет спор, весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Загадка
Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой
Снимет шубу с плеч долой.
(Лес)
- И сейчас мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и разными обитателями леса.
- Вы знаете, что каждая птица издаёт свой звук: воробей чирикает, ворона каркает и т. д.
- А, между прочим, каркают не только вороны, есть и слова каркающие. Знаете такие? Ну, например, слово КАРАБАС
- А вот отгадайте, какие рыбы каркают? Это речные рыбки. Одна небольшая, а другие и того меньше (карась, пескарь, карп).
КАР, КАР, КАР
- А какой овощ, со съедобными клубнями, тоже каркает? (картофель)
КАР
- Я думаю, вы согласитесь со мной, что лес, это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом и не могут жить друг без друга.
4. Составление пищевых цепочек
- Все звери необходимы в природе, т. е. являются друг другу питанием и необходимым образом жизни (охотятся, дружно соседствуют, помогают совместному существованию)
Грибы – белка – куница
Растения – лось - медведь
Растение – мышь – сова
Растения – гусеница – птица
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Найди неправильную цепь питания
5. Вы загадки отгадайте, про кого скажу, узнайте
1. Тому, кто найдёт мой хвост,
Оставьте его себе на память
Я успешно выращу новый (Ящерица)
2. Из птенцов за короткое время
Сделаю птиц высокого полёта
Прошу учесть, что занятия провожу ночью (Сова)
3. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье
Высиживайте моих птенцов, материнских чувств никогда не испытывала
И испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни (Кукушка)
6. «Из какой мы сказки?»
Птицы – это не только обитатели леса, но и источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Вам нужно ответить на следующие вопросы:
1. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; Сельма Лагерлёфт «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
2. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; Всеволод Гаршин «Лягушка-путешественница»).
3. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; Антоний Погорельский «Чёрная курица или подземные жители)»
4. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
5. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
6. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
7. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»).
8. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?» (Галчонок; Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
7. «Пословица, недаром молвится!»
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы их заканчивать.
1. Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
2. Цыплят по осени… (считают).
3. Слово не воробей (вылетит не поймаешь).
4. Рано пташечка запела (как бы кошечка не съела).
5. Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
6. Всякий кулик… (своё болото хвалит).
7. Гусь свинье (не товарищ).
8 «Найди сходство»
- В этом задании необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает её с объектом, указанном в вопросе.
1. Что общего между сорокой и ювелиром? (Оба любят блестящие вещи).
2. Что общего между иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки).
3. Что общего между птицами и конфетами? (Птичье молоко).
9. Игра «Лесные Айболиты»
- Какой цветок лечит сердце? (ландыш)
- Какое растение богато витамином «С»? (шиповник)
- Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- «Белая корзинка, золотое донце» используют для полоскания горла при ангине. Что это? (ромашка)
10. Блиц - вопросы.
Отвечаем быстро.
- Кто на себе носит дом? (Улитка)
- Не птичка, а с крыльями? (Бабочка)
- У какого зверя куст на голове? (Лось)
- Перечислите хвойные деревья? (сосна, ель, кедр, лиственница, пихта).
- Какие животные впадают в спячку? (барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк).
- Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка).
- Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка).
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла)
- Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций помогает выработать у детей основы экологических навыков, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Закончить нашу игру я хочу словами замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни!»
Уважаемые родители! Большое спасибо за активное участие в мастер-классе!
Мастер – класс для воспитателей
«Игра, как метод экологического воспитания дошкольников»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проведению игры, как метод экологического воспитания дошкольника.
Ход мастер – класса: Добрый день, уважаемые коллеги!
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Игра – это, прежде всего, эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и т.п.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.
Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вам игру - викторину «Знатоки природы». Приглашаю шесть человек для участия в игре - викторине.
Представление жюри.
Уважаемые коллеги, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
«Тонкий и толстый вопросы»
Данный метод вызывает интерес, привлекает внимание. Подбирая подобные загадки и познавательные вопросы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов. Даются элементарные знания об окружающем мире.
Вопросы к первой команде:
Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
Прибор для определения направления. (Компас.)
Что такое арбуз? (Ягода.)
Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
Январь год начинает, а декабрь (заканчивает) .
Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)
Как называется гнездо белки? (Гайно.)
Кто кукует: кукушка-самка или самец? (Самец.)
Какая птица не летает? (Пингвин.)
У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тыс. зубов.)
У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
Кто пьет ногой? (Лягушка.)
Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка — дневное животное, жаба — ночное.)
Вопросы ко второй команде:
Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими.)
Самая высокая трава. (Бамбук.)
Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
В воде родится, а воды боится? (Соль.)
Временное жилище в лесу. (Шалаш.)
Лесной заменитель кофе. (Цикорий.)
У кого детеныши рождаются голенькими? (Умедведя.)
Какое дерево весной плачет? (Береза.)
Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)
Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет — символ опасности.)
Тара для сбора грибов? (Корзина.)
Подобные задания развивают мышление, внимание, память. Благодаря этому у ребёнка вырабатывается усидчивость, самостоятельность, интерес к работе.
Конкурс капитанов
Аудиозапись. Голоса птиц.
Задание: прослушав фонограмму, вы должны определить, голоса каких птиц вы услышали. Участники поочерёдно прослушивают фонограмму с голосами разных птиц. Побеждает участник, определивший правильно большее количество голосов птиц.
Давая подобные задания, мы развиваем у детей память, наблюдательность, внимание, формируем умение слушать и узнавать голоса птиц.
Игра «Он – она».
Я называю самца или самку, какого – либо животного, а вы должны назвать пару.
Корова бык
Лиса лис
Конь кобыла
Гусь гусыня
Аист аист
Ворон ворониха
Воробьиха воробей
Павлин пава
Овца баран
Козёл коза
Скворец скворчиха
Журавль журавль
Осёл ослица
Лебедь лебёдушка
Грач грач
Данная игра обогащает словарный запас детей, их познавательную деятельность знание пар животных
Экологическая карусель
Подготовленный материал лист А3с написанными на них вопросами (Что такое экология). По сигналу лист передается по часовой стрелки . Каждый дает ответ на проблемный вопрос, не повторяясь.
Данный метод активизирует имеющие знания.
Изготовление экологического знака
Участвуют игроки все участники команд. Задание такое. У вас на столах находятся журналы, картинки про природу краски, карандаши фломастеры вам нужно изобразить экологический знак «Как вести себя в природе». На выполнение этой работы вам дается 3 минуты. Приступайте к работе.
Данный вид деятельности подразумевает совместную работу. Совместная работа сближает, укрепляет связь, позволяет развивать уверенность в себе, своих силах.
Уважаемое жюри прошу подвести итоги.
Заключение
Уважаемые коллеги! Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Уважаемые коллеги! Спасибо за активное участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развлечение "не обижайте муравья"
Конспект развлечения в старшей группе на тему: " не обижайте муравья"...
Детский проект "Не обижайте муравья"
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...
Итоговое развлечение к проекту "Не обижайте муравья"
Театрализованное развлечение...
Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)
Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....
Проект "Не обижайте муравья!"
Проект...
Конспект занятия «Не обижайте муравья»
laquo;Не обижайте муравья»Конспект занятия по теме «Насекомые»...
Экологическая сказка «Не обижайте муравья!»
Приключения Муравья на экологической тропинке детского сада...