Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
материал

Корнилова Наталья Петровна

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад общеразвивающего вида №17»

с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников

                                       C:\Наши документы\работа Наташа\5 подготовиительная 2021-2022\безопасность\sm.png        

Формирование основ безопасности    жизнедеятельности дошкольников

                                                            Подготовила:

                                                        Корнилова Н.П. воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

Бугуруслан,2021

Слайд 1

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически.

Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности направлено на достижение цели формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 2,3

В работе с детьми используем разнообразные эффективные формы по данной теме:

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций, экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

Слайд 4,5,6,7

-образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;

Слайд 8,9,10

- самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;

Слайд 11

- взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

Обучая воспитанников, можно понять, что изобретательность должна быть в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

1. Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию.

  • "Опасно - не опасно"
  • «Что полезно, а что нет?»
  • «Что такое хорошо, а что такое плохо»

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

  • «Забытый пакет»
  • «Незнакомец»
  • «Дым в группе, что ты будешь делать?»

3. Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

4. Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

  • «Огонь дышит»
  • «Чем можно потушить огонь»
  • «Огонь горячий»
  • Игра – эксперимент  «Движение»
  • Игра – эксперимент «Что происходит при столкновении двух транспортных средств?»
  • игра-эксперимент «Подушка- безопасности»
  • игра-эксперимент «Я заметен на дороге»

5. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

  • «Опасно – не опасно»,
  • Игра-тренинг «Я потерялся…»,
  • "Знаешь ли ты?" Цель: Закрепление знания о телефонах служб спасения. 
  • «Если возник пожар»

6. Метод проектирования

Мы реализовали проекты

  • «Огонь — друг и враг»
  • «Дети и дорога»

7. Использование ИКТ

Просмотр обучающих мультфильмов по безопасности:

  •  «Уроки тетушки совы»
  • «Азбука безопасности Смешарики»
  • «Аркадий Паровозов»

Презентации: «Правила пожарной безопасности», «Азбука безопасности на дороге».

Слайд 12

В группах  организованы уголки ОБЖ, ПДД и пожарной безопасности.

Слайд 13

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе мы используем программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

• ребенок и другие люди;

• ребенок и природа;

• ребенок дома;

• здоровье ребенка;

• эмоциональное благополучие ребенка;

• ребенок на улицах города

Нами запланированы мероприятия на новый учебный год с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности:

- выставки творческих работ «Дети — за безопасность!», «Безопасность в нашей жизни», «Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя!»;

- участие в городских и всероссийских конкурсах;

- совместные развлечения и досуги «Страна Безопасности», «Безопасность на улицах города», «Азбука безопасности»;

- совместные прогулки;

- родительские собрания: "Безопасность детей - забота родителей"; "Дети, дорога, безопасность" «Безопасные новогодние праздники. Зимние игры и развлечения»;

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование: «Безопасность Вашего ребенка», «Безопасность ребенка в семье», «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе», "Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей";

- консультаций: «Расскажите детям о пожарной безопасности», «Соблюдайте правила дорожного движения!», «Безопасность детей наше общее дело!»;

- памятки: " Безопасность ребенка дома", «Наступили холода!», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!», «Правила поведения на воде», «Антитеррористическая безопасность»;

 - буклеты: «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Осторожно тонкий лёд» и др.

Слайд 14

Сотрудничество ДОУ ведётся согласно совместным планам работы с:

  • Отдел гос. Инспекции безопасности дорожного движения по г. Бугуруслану и Бугурусланского района;

Слайд 15

  • Отдел надзорной деятельности и профилактической работы, по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Таким образом систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасностиу дошкольников

расрываются формы работы по формированию основ безопасности у дошкольников...

Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...

Выступление на ГМО для педагогов-психологов ДОУ. Тема: "Влияние семейного воспитания на формирование основ личности дошкольника"

Семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновремен...

Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников

Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников...

Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)

     В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения....

Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи:      -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...