Формирование основ безопасностиу дошкольников
материал на тему

Панкова Марина Витальевна

расрываются формы работы по формированию основ безопасности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_konspekt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка»

Козловского района Чувашской Республики

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У  ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                 

                                                                           Панкова М.В., старший воспитатель

                                                                             первой квалификационной категории                                                                                                              

Козловка  2014

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Но главное - научить их быть счастливыми. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
           Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Главная цель педагогов нашего детского сада по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.

Важно  дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) сформировать умение действовать  в тех или иных ситуациях; помощь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Основное содержание воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми в нашем детском саду по реализации задач безопасности  представлено в 4 разделах:

1 раздел - «Безопасность собственной жизнедеятельности» куда входят тему для бесед (Взаимная забота и помощь в семье, Опасные предметы, Опасные ситуации дома, Один дома, Если ребенок потерялся, Огонь – наш друг, огонь – наш враг, О правилах пожарной безопасности, Правила поведения при пожаре, Правила поведения на воде, небезопасные зимние забавы, поведение ребенка на детской площадке, Психологическая безопасность или  Защити себя сам).

2 раздел – «Бережем свое здоровье» - темы для бесед ( Как устроен мой организм, Соблюдай режим дня, Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко, О правильном  питании и пользе витаминов, Правила первой помощи, Врачебная помощь).

3 раздел – «Безопасность на дорогах и улицах» темы для бесед (Правила безопасного поведения на улицах, Твои помощники на дорогах, Дорожные знаки, О правилах поведения в транспорте).

4 раздел – «Безопасный отдых на природе» - темы для бесед (Привила поведения на природе, Опасные насекомые, Ядовитые растения, Не все грибы съедобные, Правила поведения при грозе, Правила поведения при общении с животными, Помощь при укусах).
Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.

В работе  соблюдаем следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

В своей работе педагоги детского сада  используют  различные формы работы.
Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, педагоги используют:

- рассказы, беседы чтение детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев;

- отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций;

- игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами) - в игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки;

- наблюдения, экскурсии;

 В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Цель работы с родителями - создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Формы работы с семьей.

1. Традиционная форма работы с родителями это: родительские собрания, беседы на темы «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем» и др.

2. Просветительская работа с родителями, где используются:

-стенды для размещения информации различной направленности;

папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту, выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности.

.

Итак, педагоги нашего детского сада надеются, что работа проводимая ими  поможет сформировать у детей опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)

     В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения....

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи:      -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...

Доклад по формированию основ безопасности дошкольников.

Основы безопасности для деток старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье описана проблема формирования основ безопасности дошкольников. В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движ...