Формирование основ безопасностиу дошкольников
материал на тему
расрываются формы работы по формированию основ безопасности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_konspekt.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка»
Козловского района Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Панкова М.В., старший воспитатель
первой квалификационной категории
Козловка 2014
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Но главное - научить их быть счастливыми. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Главная цель педагогов нашего детского сада по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помощь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Основное содержание воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми в нашем детском саду по реализации задач безопасности представлено в 4 разделах:
1 раздел - «Безопасность собственной жизнедеятельности» куда входят тему для бесед (Взаимная забота и помощь в семье, Опасные предметы, Опасные ситуации дома, Один дома, Если ребенок потерялся, Огонь – наш друг, огонь – наш враг, О правилах пожарной безопасности, Правила поведения при пожаре, Правила поведения на воде, небезопасные зимние забавы, поведение ребенка на детской площадке, Психологическая безопасность или Защити себя сам).
2 раздел – «Бережем свое здоровье» - темы для бесед ( Как устроен мой организм, Соблюдай режим дня, Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко, О правильном питании и пользе витаминов, Правила первой помощи, Врачебная помощь).
3 раздел – «Безопасность на дорогах и улицах» темы для бесед (Правила безопасного поведения на улицах, Твои помощники на дорогах, Дорожные знаки, О правилах поведения в транспорте).
4 раздел – «Безопасный отдых на природе» - темы для бесед (Привила поведения на природе, Опасные насекомые, Ядовитые растения, Не все грибы съедобные, Правила поведения при грозе, Правила поведения при общении с животными, Помощь при укусах).
Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.
В работе соблюдаем следующие принципы организации работы.
• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.
• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
В своей работе педагоги детского сада используют различные формы работы.
Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, педагоги используют:
- рассказы, беседы чтение детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев;
- отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций;
- игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами) - в игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки;
- наблюдения, экскурсии;
В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Цель работы с родителями - создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Формы работы с семьей.
1. Традиционная форма работы с родителями это: родительские собрания, беседы на темы «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем» и др.
2. Просветительская работа с родителями, где используются:
-стенды для размещения информации различной направленности;
папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту, выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности.
.
Итак, педагоги нашего детского сада надеются, что работа проводимая ими поможет сформировать у детей опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)
В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения....
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности) Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...
Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи: -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...
Доклад по формированию основ безопасности дошкольников.
Основы безопасности для деток старшего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье описана проблема формирования основ безопасности дошкольников. В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движ...