Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)
В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.
Данная программа представляет собой синтез двух парциальных проектов "Дорогою добра" и "Основы безопасности", и лежит в основе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dorogoyu_dobra.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №131 компенсирующего вида Невского района
Санкт-Петербурга
Перспективный план
по социальному воспитанию и
формированию основ безопасности
дошкольников
(подготовительная группа 6-7 лет)
Подготовила:
Летовальцева Е.В.
воспитатель
г. Санкт-Петербург
2019-2020 уч. г.
1. Введение.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В основе работы по социальному воспитанию дошкольников ГБДОУ детский сад №131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга лежит парциальная программа социально-коммуникативного развития Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».
Также важным направлением деятельности в работе ДОУ является поиск целесообразного и верного способа формирования у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. При этом учитывается важность не только теоретических, но и практических знаний, умений и навыков для детей, которые реализуются через игру - ведущий вид деятельности дошкольников.
Работа по формированию основ безопасности строится по следующим направлениям:
– здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;
– ребенок и другие люди;
– ребенок и природа;
– ребенок дома;
– ребенок на улицах города.
2. Цели и задачи, виды работы
- своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Реализация поставленных целей осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач. Задачи социального воспитания представлены по трем сферам: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности) и поведенческой (способы взаимодействия).
Развитие и углубление знаний воспитанников, совершенствование их умений и навыков осуществляется в соответствии с принципом индивидуализации и дифференциации обучения.
Социально-коммуникативное развитие воспитанников осуществляется через такие формы работы, как этические беседы, конкурсы, викторины, семейные выставки. Эффективным средством воздействия является коллективная творческая деятельность, которая ставит ребенка перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.
Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Для этого организовываются беседы, оформляются стенды, буклеты.
3. Планируемые результаты
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий (возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения задач);
- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и самого себя;
- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств и намерений других, в прогнозировании последствий общения;
- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации;
- формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры и к природе, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям);
- осознанное отношение к своему здоровью, соблюдение основ культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире.
4. Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию в соответствии с лексическими темами в подготовительной группе на 2019-2020 уч. год
Социально-коммуникативное развитие | Лексические темы | Сро-ки | Итоговые мероприятия | |
Дорогою добра | Культура безопасности | |||
Мониторинг | Мониторинг Правила безопасного поведения по дороге в детский сад | Мониторинг | 02.09-20.09 | |
Чем занимаются в детском саду. Взаимосвязь труда взрослых в детском саду | Безопасность на игровой площадке | Профессии в детском саду | 23.09-27.09 | Альбом детских рисунков о детском саде |
Что такое культурное наследие. О русской культуре | Потенциально опасные предметы | Народные промыслы, игрушки. Материалы, из которых они сделаны | 30.09-04.10 | Выставка произведений декоративно-прикладного искусства |
Труд людей в селе и в городе | Правила дорожного движения | Сельскохозяйственные работы. Профессии | 07.10-11.10 | Создание сборника загадок о профессиях |
Жилища русских людей | Безопасный дом | Работы в саду. Садоводство. Профессии | 14.10-18.10 | Викторина «Что за чудо-дом?» Тематический альбом «Дворцы России». Выставка детских рисунков «Сказочный дворец». |
Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки | Правила сбора растений и грибов | Лес. Деревья. Лесоводство. Профессии. Охрана | 21.10-25.10 | Работа с родителями: тематический альбом: «Необычные грибы». Викторина: «Я знаю этот гриб» |
Традиции и обряды в жизни русского народа | Сохрани свое здоровье сам | Осень. Золотая осень | 28.10-01.11 | Альбом пословиц, поговорок, загадок и примет осени. Презентация изготовления оберега «Кукла из ниток» |
Славные люди России | Дружба – наше богатство | День народного единства | 04.11-08.11 | Работа с родителями: тематический альбом о великих людях страны: «Я знаю – я горжусь» |
Как жили первобытные люди. Общение первобытных людей | Осторожно - дикие животные! Бродячие животные на улице | Животные умеренных широт. Защита диких животных | 11.11-15.11 | Тематический альбом: «Что нашли археологи» |
История детского сада. | Дошкольники и старшие дети | Животные холодных стран | 18.11-22.11 | Создание сборника стихов о детском саде |
Разные дома | Контакты с домашними животными | Профессии в птицеводстве и в животноводстве | 25.11-29.11 | Выставка детских рисунков «Дом будущего» |
Во что верили русские люди | Безопасность у водоемов зимой | Зима. Зимние месяцы | 02.12-06.12 | Выставка работ из природного материала «Домовенок Кузя» |
Одежда русских людей | Осторожно – гололед! Природные явления в зимний период и безопасность | Одежда. Головные уборы. Материалы. Профессии | 09.12-13.12 | Создание каталога нитей, тканей, пуговиц и др. материалов для изготовления одежды Выставка детских аппликаций «Кокошник» |
Предметы быта и утварь | Пожарная безопасность, пожароопасные предметы, правила эвакуации при пожаре | Обувь. Материалы. Профессии | 16.12-20.12 | Тематический альбом: «Образцы узоров и росписи русского декоративно-прикладного искусства» Мини-музей «Дом ложки» |
Традиции русской семьи | Осторожно – фейерверк! | История новогодних праздников | 23.12-27.12 | Выставка детских рисунков: «Любимое занятие моей семьи» Работа с родителями: создание альбома «Что значит мое имя» |
Всемирные праздники | Безопасность на транспорте и в общественных местах | Рождество. Зимние забавы. Зимние виды спорта | 13.01-17.01 | Выставка детских рисунков: «Мой любимый праздник» |
О любви и дружбе | Осторожно – сосульки! | Зимующие птицы. Забота о птицах | 20.01-24.01 | Выставка декоративных работ «Валентинка для мамы» |
Традиционная русская кухня | Кухня – не место для игр! | Продукты питания. Снятие блокады Ленинграда. Хлеб | 27.01-31.01 | Работа с родителями: Фотоальбом «Любимое блюдо нашей семьи» Коллективная аппликация «Праздничный стол» |
Забота о доме | Осторожно – электроприборы! | Мебель. Изготовление мебели. Профессии | 03.02-07.02 | Тематический альбом: «Дизайн интерьера дома» |
Этикет и его история | Витамины и здоровый организм. Приятного аппетита! | Посуда: изготовление, материалы, история посуды. Бытовая техника | 10.02-14.02 | Тематический альбом по книге Г. Остера «Вредные советы». Викторина «Правила поведения» |
Слава великих городов России | Я ничего не боюсь. Что делать, если обнаружил неизвестный предмет на улице | День защитника Отечества. Военные профессии | 17.02-21.02 | Тематический альбом: «Форма российской армии». Работа с родителями: «Города воинской славы России» |
Изобретения и достижения человека | Правила дорожного движения | Наземный транспорт. Правила дорожного движения. Профессии. История транспорта | 25.02-28.02 | Тематический альбом: «Опасные ситуации на дороге» |
Профессии мужские и женские | Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Службы спасения | Весна. Приметы весны. Международный женский день. Профессии | 02.03-06.03 | Выставка детских рисунков: «Все профессии нужны, все профессии важны» |
Достоинство и благородство | Один дома | Воздушный и водный транспорт. История транспорта. Профессии | 10.03-13.03 | Тематический альбом: «Такие разные поступки» |
Возрастная линия | Моя семья | Животные южных широт | 16.03-20.03 | Фотовыставка «Гордость моей семьи» |
Права человека | Безопасность у водоемов весной | Вода и ее обитатели. Охрана | 23.03-27.03 | Спектакль-драматизация «Заюшкина избушка» для формирования основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей |
Правила поведения | К кому можно обратиться, если ты потерялся | Перелетные птицы весной | 30.03-03.04 | Тематический альбом: «Хорошие и плохие поступки» |
Что такое планета Земля | Планета Земля в опасности | Космос. Земля. Солнечная система | 06.04-10.04 | Коллективная аппликация «Наша планета Земля» |
Развитие труда | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Весенние сельскохозяйственные работы | 13.04-17.04 | Работа с родителями: тематический альбом изобретений человека «От кареты до ракеты». Драматизация-импровизация по безопасности общения: «Приключения мышонка» |
Кто такой культурный человек | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Школа. Школьные принадлежности | 20.04-24.04 | Работа с родителями: создание тематических альбомов: «Живопись», «Архитектура», «Достояние мирового искусства» |
Настроением можно управлять | Правила безопасности на природе. Защита от клещей | Насекомые. Полезные и вредные | 27.04-30.04 | Игрушка со сменными частями лица для выражения разных эмоций. Тематический альбом: «Разное настроение» |
Государственные символы | Спорт – это здоровье! | Города России. Москва – столица России. Государственная символика | 05.05-08.05 | Выставка детских рисунков: «Герб и флаг нашего детского сада» Презентация для родителей «Музей Гранд-макет Россия» |
Что такое семья. Родословная | Правила катания на велосипеде, роликах и т.д. | Я и моя семья. История семьи. Семейные праздники | 13.05-15.05 | Выставка детских рисунков: «Наша дружная семья» |
Родственные связи. Близкие люди | Безопасность в природе. Ядовитые растения | Полевые и садовые цветы. Флористика | 18.05-22.05 | Совместная работа с родителями: «Мое родословное дерево» |
Достопримечательности нашего города | Безопасность у водоемов в летний период. Солнце – полезное и опасное. | Мой город Санкт-Петербург. История города | 25.05-29.05 | Создание фотоальбома: «Город на Неве». Викторина о Санкт-Петербурге: «Я знаю все» |
6. Заключение
Доброта – это чувство. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к другому, порой и незнакомому ему человеку. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.
Посредством данной программы можно будет постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь дошкольный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Когда воспитаны нравственные чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания, а оно - частью нравственного воспитания.
Также важное место в современном мире необходимо уделять вопросам безопасности жизни. Очень сложно оградить ребенка от опасностей, которые могут угрожать их здоровью и жизни, которые могут подстерегать их в любом месте и в любое время. Поэтому с ранних лет необходимо начинать формировать у детей умения анализировать и оценивать масштабы возможной опасности, а также по возможности предотвращать ее.
Детский сад – это основа безопасной личности, и дошкольники смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие и здоровье на долгие, долгие годы.
7. Литература, используемая для формирования конспектов НОД по социально-коммуникативному развитию
1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально - коммуникативному развитию». - «ТЦ Сфера», Москва. 2015 г.
2. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей». – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва. 2014 г.
3. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности». - «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
4. Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». - «ТЦ Сфера». Москва, 2018 г.
5. О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации». – «Учитель», Волгоград, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Список использованной литературы1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕ...
Конспект открытого занятия по социально - коммуникативному развитию. Формирование основ безопасности в подготовительной группе. Юные знатоки ПДД.
Закрепить знания детей о сигналах светофора, умение различать и понимать значение дорожных знаков.Активизировать значения детей о Правилах Дорожного Движения.Развивать речь, память,логическое мышление...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:формирование представлений об опасных для ч...
Перспективный план работы: «Экологическое воспитание и формирование основ безопасности у дошкольников».
Перспективное планирование по экологическому воспитанию и формированию основ безопасности у дошкольников....