Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)
календарно-тематическое планирование по обж (подготовительная группа)

       В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Социально-коммуникативное развитие дошкольников обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

     Данная программа представляет собой синтез двух парциальных проектов "Дорогою добра" и "Основы безопасности", и лежит в основе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dorogoyu_dobra.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №131 компенсирующего вида Невского района

Санкт-Петербурга

Перспективный план

по социальному воспитанию и

формированию основ безопасности

дошкольников

(подготовительная группа 6-7 лет)

                                                                                            Подготовила:

                                                                                                      Летовальцева Е.В.

                                                                                                              воспитатель

г. Санкт-Петербург

2019-2020 уч. г.

   1. Введение.

В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных  областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В основе работы по социальному воспитанию дошкольников ГБДОУ детский сад №131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга лежит парциальная программа социально-коммуникативного развития Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».

Также важным направлением деятельности в работе ДОУ является поиск целесообразного и верного способа формирования у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. При этом учитывается важность не только теоретических, но и практических знаний, умений и навыков для детей, которые реализуются  через игру - ведущий вид деятельности дошкольников.

Работа по формированию основ безопасности строится по следующим направлениям:

– здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;

– ребенок и другие люди;

– ребенок и природа;

– ребенок дома;

– ребенок на улицах города.

2. Цели и задачи, виды работы

- своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально-коммуникативное развитие дошкольников;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Реализация поставленных целей осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач. Задачи социального воспитания  представлены по трем сферам: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности) и поведенческой (способы взаимодействия).

Развитие и углубление знаний воспитанников, совершенствование их умений и навыков осуществляется в соответствии с принципом индивидуализации и дифференциации обучения.

Социально-коммуникативное развитие воспитанников осуществляется через такие формы работы, как этические беседы, конкурсы, викторины, семейные выставки.  Эффективным средством воздействия является коллективная творческая деятельность, которая ставит ребенка перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.

Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Для этого организовываются беседы, оформляются стенды, буклеты.

3. Планируемые  результаты

         - самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий (возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения задач);

- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и  чувства других и самого себя;  

- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать  знания  основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей, чувств и намерений других, в прогнозировании последствий общения;

- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия), проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации;

- формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры и к природе, уважительного – к  истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям);

-  осознанное отношение к своему здоровью, соблюдение основ культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире.

 

4. Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию в соответствии с лексическими темами в подготовительной группе на 2019-2020 уч. год

Социально-коммуникативное развитие

Лексические темы

Сро-ки

Итоговые мероприятия

Дорогою добра

Культура безопасности

Мониторинг

Мониторинг

Правила безопасного поведения по дороге в детский сад

Мониторинг

02.09-20.09

Чем занимаются в детском саду. Взаимосвязь труда взрослых в детском саду

Безопасность на игровой площадке

Профессии в детском саду

23.09-27.09

Альбом детских рисунков о детском саде

Что такое культурное наследие. О русской культуре

Потенциально опасные предметы

Народные промыслы, игрушки. Материалы, из которых они сделаны

30.09-04.10

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства

Труд людей в селе и в городе

Правила дорожного движения

Сельскохозяйственные работы. Профессии

07.10-11.10

Создание сборника загадок о профессиях

Жилища русских людей

Безопасный дом

Работы в саду. Садоводство. Профессии

14.10-18.10

Викторина «Что за чудо-дом?» Тематический альбом  «Дворцы России».

Выставка детских рисунков «Сказочный дворец».

Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки

Правила сбора растений и грибов

Лес. Деревья. Лесоводство. Профессии. Охрана

21.10-25.10

Работа с родителями: тематический альбом: «Необычные грибы».

Викторина: «Я знаю этот гриб»

Традиции и обряды в жизни русского народа

Сохрани свое здоровье сам

Осень. Золотая осень

28.10-01.11

Альбом  пословиц, поговорок, загадок и примет осени.

Презентация изготовления оберега «Кукла из ниток»

Славные люди России

Дружба – наше богатство

День народного единства

04.11-08.11

Работа с родителями:  тематический альбом о великих людях страны: «Я знаю – я горжусь»

Как  жили первобытные люди. Общение первобытных людей

Осторожно - дикие животные!

Бродячие животные на улице

Животные умеренных широт.  Защита диких животных

11.11-15.11

Тематический альбом: «Что нашли археологи»

История детского сада.

Дошкольники и старшие дети

Животные холодных стран

18.11-22.11

Создание сборника стихов о детском саде

Разные дома

Контакты с домашними животными

Профессии в птицеводстве и в животноводстве

25.11-29.11

Выставка детских рисунков «Дом будущего»

Во что верили русские люди

Безопасность у водоемов зимой

Зима. Зимние месяцы

02.12-06.12

Выставка работ из природного материала «Домовенок Кузя»

Одежда русских людей

Осторожно – гололед! Природные явления в зимний период и безопасность

Одежда. Головные уборы. Материалы. Профессии

09.12-13.12

Создание каталога нитей, тканей, пуговиц и др. материалов для изготовления одежды

Выставка детских аппликаций «Кокошник»

Предметы быта и утварь

Пожарная безопасность, пожароопасные предметы, правила эвакуации при пожаре

Обувь. Материалы. Профессии

16.12-20.12

Тематический альбом: «Образцы узоров и росписи русского декоративно-прикладного искусства»

Мини-музей «Дом ложки»

Традиции русской семьи

Осторожно – фейерверк!

История новогодних праздников

23.12-27.12

Выставка детских рисунков: «Любимое занятие моей семьи»

Работа с родителями: создание альбома «Что значит мое имя»

Всемирные праздники

Безопасность на транспорте и в общественных местах

Рождество. Зимние забавы. Зимние виды спорта

13.01-17.01

Выставка детских рисунков: «Мой любимый праздник»

О любви и дружбе

Осторожно – сосульки!

Зимующие птицы. Забота о птицах

20.01-24.01

Выставка декоративных работ «Валентинка для мамы»

Традиционная русская кухня

Кухня – не место для игр!

Продукты питания. Снятие блокады Ленинграда. Хлеб

27.01-31.01

Работа с родителями: Фотоальбом «Любимое блюдо нашей семьи»

Коллективная аппликация «Праздничный стол»

Забота о доме

Осторожно – электроприборы!

Мебель. Изготовление мебели. Профессии

03.02-07.02

Тематический альбом: «Дизайн интерьера дома»

Этикет и его история

Витамины и здоровый организм. Приятного аппетита!

Посуда: изготовление, материалы, история посуды.  Бытовая техника

10.02-14.02

Тематический альбом по книге    Г. Остера «Вредные советы».

Викторина «Правила поведения»

Слава великих городов России

Я ничего не боюсь. Что делать, если обнаружил неизвестный предмет на улице

День защитника Отечества. Военные профессии

17.02-21.02

Тематический альбом: «Форма российской армии». Работа с родителями: «Города воинской славы России»

Изобретения и достижения человека

Правила дорожного движения

Наземный транспорт. Правила дорожного движения. Профессии. История транспорта

25.02-28.02

Тематический альбом: «Опасные ситуации на дороге»

Профессии мужские и женские

Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Службы спасения

Весна. Приметы весны. Международный женский день. Профессии

02.03-06.03

Выставка детских рисунков: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Достоинство и благородство

Один дома

Воздушный и водный транспорт. История транспорта. Профессии

10.03-13.03

Тематический альбом: «Такие разные поступки»

Возрастная линия

Моя семья

Животные южных широт

16.03-20.03

Фотовыставка «Гордость моей семьи»

Права человека

Безопасность у водоемов весной

Вода и ее обитатели. Охрана

23.03-27.03

Спектакль-драматизация «Заюшкина избушка» для формирования основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей

Правила поведения

К кому можно обратиться, если ты потерялся

Перелетные птицы весной

30.03-03.04

Тематический альбом: «Хорошие и плохие поступки»

Что такое планета Земля

Планета Земля в опасности

Космос. Земля. Солнечная система

06.04-10.04

Коллективная аппликация «Наша планета Земля»

Развитие труда

Контакты с незнакомыми людьми на улице

Весенние сельскохозяйственные работы

13.04-17.04

Работа с родителями: тематический альбом изобретений человека «От кареты до ракеты».

Драматизация-импровизация по безопасности общения: «Приключения мышонка»

Кто такой культурный человек

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Школа. Школьные принадлежности

20.04-24.04

Работа с родителями: создание тематических альбомов: «Живопись», «Архитектура», «Достояние мирового искусства»

Настроением можно управлять

Правила безопасности на природе. Защита от клещей

Насекомые. Полезные и вредные

27.04-30.04

Игрушка со сменными частями лица для выражения разных эмоций.

Тематический альбом: «Разное настроение»

Государственные символы

Спорт – это здоровье!

Города России. Москва – столица России. Государственная символика

05.05-08.05

Выставка детских рисунков: «Герб и флаг нашего детского сада»

Презентация для родителей «Музей Гранд-макет Россия»

Что такое семья. Родословная

Правила катания на велосипеде, роликах и т.д.

Я и моя семья. История семьи. Семейные праздники

13.05-15.05

Выставка детских рисунков: «Наша дружная семья»

Родственные связи. Близкие люди

Безопасность в природе. Ядовитые растения

Полевые и садовые цветы. Флористика

18.05-22.05

Совместная работа с родителями: «Мое родословное дерево»

Достопримечательности нашего города

Безопасность у водоемов в летний период.

Солнце – полезное и опасное.

Мой город Санкт-Петербург. История города

25.05-29.05

Создание фотоальбома: «Город на Неве».

Викторина о Санкт-Петербурге: «Я знаю все»

6. Заключение

Доброта – это чувство. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к другому, порой и незнакомому ему человеку. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.

Посредством  данной программы можно будет  постепенно развивать такие  качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь дошкольный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные  принципы гуманной жизни. Когда воспитаны нравственные чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания, а оно - частью нравственного воспитания.

Также важное место в современном мире необходимо уделять вопросам безопасности жизни. Очень сложно оградить ребенка от опасностей, которые могут угрожать их здоровью и жизни, которые могут подстерегать их в любом месте и в любое время. Поэтому с ранних лет необходимо начинать формировать у детей умения анализировать и оценивать масштабы возможной опасности, а также по возможности предотвращать ее.

Детский сад – это основа безопасной личности, и дошкольники смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие и здоровье на долгие, долгие годы.

7. Литература, используемая для формирования конспектов НОД по социально-коммуникативному развитию

1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально - коммуникативному развитию». - «ТЦ Сфера», Москва. 2015 г.

2. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для  педагогов дошкольных учреждений и родителей». – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва. 2014 г.

3. Т.А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности». - «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.

4. Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». - «ТЦ Сфера». Москва, 2018 г.

5. О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации». – «Учитель», Волгоград, 2010 г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Список использованной литературы1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для     Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕ...

Конспект открытого занятия по социально - коммуникативному развитию. Формирование основ безопасности в подготовительной группе. Юные знатоки ПДД.

Закрепить знания детей о сигналах светофора, умение различать и понимать значение дорожных знаков.Активизировать значения детей о Правилах Дорожного Движения.Развивать речь, память,логическое мышление...

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе...

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:формирование представлений об опасных для ч...

Перспективный план работы: «Экологическое воспитание и формирование основ безопасности у дошкольников».

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и формированию основ безопасности у дошкольников....