Актуальность развития патриотизма у дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Павлова Ирина Витальевна

Актуальность  развития патриотизма у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность  развития патриотизма у дошкольников

Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудится на её благо, беречь и умножать её богатства начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике [«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»]. Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,  семьи и общества».

В разные периоды исследованием проблемы патриотического развития занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский, С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко, О.Л. Князева, , Н.В. Алёшина, Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова и др.

 Педагогу принадлежит приоритетная роль в развитии, воспитании и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и общественному труду.  В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире [Алешина  Н.В.,стр67]. И очень важно чтобы для каждого ребёнка было грамотно организовано педагогическое сопровождение для возможности его патриотического развития, как одного из важнейших направлений работы в дошкольных учреждениях, чем обуславливается актуальность проблемы.

        Поэтому начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которой заложены общечеловеческие моральные принципы и культурное наследие, должно стать неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания будущих поколений и огромную роль в этом будет играть родной язык. Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых, многогранных, ярких языков мира, а былины можно назвать «бриллиантами» устного народного творчества. «Былины учат уважать труд человека и любить свою Родину. В них живёт гений русского народа».[Толстой с.4]

        Поэтому мы предлагаем качественно изменить своё отношение к использованию былинного эпоса в развитии патриотизма у старших дошкольников. Из опыта работы мы знаем, что былины, в лучшем случае, рассматривались как одно из дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры, причём на былины приходилась очень малая доля внимания педагогов – практиков.

        Новизна темы заключается в том, что  по новому используются былины, они являются средством для успешного развития патриотизма  детей старшего дошкольного возраста.

        Возникает противоречие между былинным эпосом и недостаточным использованием былин педагогами в практической работе по развитию патриотизма у старших дошкольников; между содержанием былин и педагогическим сопровождением использования былин в работе по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

        Противоречие выявило проблему исследования: в чём заключается педагогическое сопровождение развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с былинами.

        Цель: определение возможности и условий педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомлении с былинами, разработка методических рекомендаций для педагогов.

        Объект исследования: процесс развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с использованием былин.

        Предмет исследования: условия педагогического  сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии патриотизма при ознакомлении с былинами.

        Задачи:

  • Изучить психологические основы процесса развития патриотизма у старших дошкольников; определить условия педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста при развитии патриотизма.
  • Выявить уровень развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе.
  • Разработать и апробировать алгоритм по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
  • Выявить уровень развития патриотизма после формирующих мероприятий.

        Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию патриотизма, если работа проводится по алгоритму, в основе которого  положен личностный компонент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПАТРИОТИЗМ и ДОШКОЛЬНИК»

1.               Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и...

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:В статье представлен опыт работы по внедрению НИТ в образовательный процесс ДОУ на начальном этапе. Рассмотрены проблемы, с которыми пришлось столкнуться и возможные пути их решения. Ц...

"Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников".

Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе краеведческий компонент, добиться положительных результатов в нравственно-патриотиче...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Воспитание патриотизма у дошкольников

Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма....