Воспитание патриотизма у дошкольников
консультация на тему
Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov.doc | 367 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма у дошкольников.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном детстве.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитывая эти чувства, мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности.
Детям можно сообщить определенные знания о том, к чему они успели привязаться, что успели полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о городе, о стране.
Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны участвовать в них, принимать их. Привыкать к ним.
Взрослые стараются быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, дошкольному возрасту.
Наряду с задачей приобщения ребенка к своей национальной культуре, важно предусмотреть воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания. Термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.
Средства патриотического воспитания
- Художественная литература.
Прочитайте детям: А. Барто «Флажок», «Наши солдаты», «Самолет»; З. Александрова «Дозор»; А. Нехода «Летчики»; Е. Карасев «Город - герой»; А. Митяев «Почему армия всем родная?»; М. Чернявский «Огненная баллада»; С. Баруздин «Шел по улице солдат»; стихи о Победе, родном крае.
- Музыка.
Послушайте вместе с детьми: М. Старокадомский «Марш Победы»; Г. Свиридов «Военный марш»; В. Рупов «Праздничный марш»; Д. Тухманов «День Победы»; В. Агапкин «Прощание славянки» и др.
- Военные игры.
Играйте дома, на прогулке, на даче с детьми: «Полоса препятствий», «неприятель в море», «Мы моряки», «Космонавты», «МЧС», «Самолеты на защите мирного неба».
- Изобразительная деятельность.
Лепите, рисуйте, вырезайте и приклеивайте, конструируйте со своими детьми: «Ракета», «Парад», «Военные корабли», «Застава», «Звезда», «Вечный огонь», «Наша армия», «Корабли на рейде», «Памятники героям», «Парашютисты».
- Досуги и развлечения.
Почаще устраивайте дома праздники, не застолья, а именно праздники: досуги и развлечения для детей. Инсценируйте военные песни, устройте спортивные состязания между ребенком и папой, Слушайте песни военных лет, о родной природе и русской сторонке.
- Беседы.
Разговаривайте с детьми на разные темы: о героях Советского Союза – А. Матросове, А. Покрышкине, Л. Голикове, В. Котике, В. Дубинине, Н. Гастелло, панфиловцах; о городах-героях; «Что такое героизм?»; «Как армия охраняет нашу страну в мирное время?»; «Почему наш поселок называется Светлым?»; «Почему я люблю свой поселок?».
- Встречи.
Во время путешествий, поездок, походов к знакомым людям не забывайте рассказывать детям о людях труда, об их достижениях; о ветеранах ВОВ, Чеченской и Афганской войн; изготовьте небольшие сувениры им и пусть дети вручат их.
«Мальчик из села Поповки»
Уважаемые родители! Выберите время, когда ребенок настроен на спокойное времяпровождение, и прочитайте ему стихотворение С. Я. Маршака «Мальчик из села Поповки».
«Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя».
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
Дайте ребенку время «пережить» услышанное и предложите ему «поговорить по душам».
- Давай пофантазируем: кем мог стать Петя, когда кончилась война?
- Вспоминал ли он молодого солдата, который спас его?
- Что Петя и солдат могли бы сказать друг другу, если бы встретились через много лет?
- Что бы ты сказал солдату, в страшные годы войны защитившему нашу Родину и такого же маленького ребенка, как и ты?
Чтобы снять напряжение и вернуть ребенку спокойное состояние духа, предложите ему нарисовать салют, светлый майский день, цветы, радость победы и мирной жизни.
«Близко к сердцу»
Когда ребенку захочется поговорить о том, что скоро его ожидает новая жизнь (школа, уроки, домашние задания, дисциплина), прочитайте им отрывок из книги
Е. Воробьева «Москва. Близко к сердцу».
«Хочу рассказать о маленьком солдате, который начал военную жизнь, прожив всего только одиннадцать мирных лет. В разгар уличных боев в Наро – Фоминске он прибился к нам. Мальчика звали Витя Кусакин. Воуна осиротила его, лишила дома, родителей, школы, товарищей, игр и пустила, голодного, по миру…
Тринадцатилетнего героя наградили орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За отвагу», присвоили звание ефрейтора. Отважный боец Виктор Яковлевич Кусакин погиб в 1943 году в боях за Белоруссию».
Задайте ребенку такие вопросы:
- Как ты думаешь, было ли страшно Вите ходить на разведку в город и окрестные деревни, занятые фашистами?
- Что помогало мальчику преодолевать страх и воевать наравне с взрослыми?
- О чем мечтал он в редкие минуты отдыха?
- Кем бы он мог стать, если бы не погиб?
- Что ты сказал бы отважному бойцу Вите Кусакину, если бы встретился с ним?
Главное, к чему желательно подвести ребенка – ребенок должен почувствовать, понять, что счастье – это мир, когда можно играть, шалить, смотреть «мультики», ходить в детский сад, а потом в школу – учиться, подчиняться дисциплине, выполнять домашние задания, мечтать о будущем, готовиться к взрослой жизни…
Пусть пофантазирует: кем станет, когда вырастет? О чем будет рассказывать своим детям в светлый день 9 Мая, когда вместе с ним придет поклониться к могиле неизвестного солдата…
Знакомим детей с родной страной.
- Дайте первоначальные представления об истории цивилизации –
побеседуйте на тему «Как человек стал человеком», прочитайте главы из книги А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», составьте историю своей семьи, расскажите детям «Как создавались сказки», разыграйте сказку «Хаврошечка».
- Россия – моя Родина.
Страна, где мы живем, называется Россией. Найдите ее на глобусе. Столица – Москва. Это древний город. Есть в России и другие города и села, их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Расскажите ребенку о месте, где он родился и растет. Покажите ему флаг России, фотографии Кремля, Москвы. Прочитайте З. Александрова «Родина», нарисуйте Кремль, флаг.
- История возникновения Руси.
Сводите ребенка в краеведческий музей, расскажите «Откуда пошла земля русская?», слушайте с ребенком народную музыку, познакомьте с жизнью и деяниями Александра Невского, Петра - 1.
- Наши защитники.
Расскажите «Зачем солдату мундир?», читайте главы из энциклопедии «Я познаю мир», размышляйте вместе с ребенком «Как служат на заставе?».
- Освоение космоса.
Расскажите о том, что человечество с глубокой древности стремилось к звездам (миф об Икаре), о космонавтах, о выходах в открытый космос, о высадке на Луну.
- Русские народные праздники.
Наши предки умели и любили веселиться. Одни праздники были связаны с природными изменениями, другие – с религиозным календарем. Расскажите о славянских богах, почитайте мифы и легенды. Участвуйте в праздниках «Сожжение куклы Масленицы», Святой Пасхи, Святки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотизма у дошкольников
Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О РОДНОМ ГОРОДЕ ИШИМЕ КАК ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"
ИНФОРМАЦИЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ КАК ПУТЬ К ПАТРИОТИЗМУ...
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Воспитание патриотизма у дошкольников. Консультация для воспитателей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и б...