"Дидактические принципы, учитываемые при выборе методов и форм работы по экологическому образованию в ДОО".
статья на тему
В статье освещаются вопросы об использовании современных образовательных технологий в ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические принципы, учитываемые при выборе методов
и форм работы по экологическому образованию в ДОО.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для школьных учреждений элементы элементы развивающей предметной среды. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они были задействованы в учебно-воспитательном процессе и абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробах и выкладываться по мере необходимости. Желательно создать в дошкольном учреждении комнату природы (специально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинет природы (экологии), в котором имеются необходимые условия для проведения занятий. Там можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох; помидоры, капусту, перец, огурцы; бархатки, астры (в экологически неблагоприятных условиях не следует высаживать рассаду в открытый грунт; попробывать выращенные овощи дети не смогут).
Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.). и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (сформулированы Рыжовой).
Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучения детей на положительных примерах. Так в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивания лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Задача знакомства с правилами – создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.
Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического образования педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи. Таким образом, принцип педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. И еще один важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно все!). Ответы на неожиданные вопросы детей (а таких сегодня становится все больше) он может совместно с ребенком найти в литературе.
Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста
Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы. Принцип безопасности подразумевает также, что воспитатель не забывает о призыве «Не навреди природе!». То есть в процессе организуемых им наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.
Принцип интеграции. Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество всех педагогов дошкольного учреждения.
Принцип деятельности. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Реализация проекта, как одна из форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Все меньше – ...
Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ
Наше время – время перемен. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новы...
"Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные т ехнологии, методы и формы работы"
консультация для педагогов...
Консультация: « Занятие как основная форма работы по экологическому образованию дошкольников»
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, &ndash...
Консультация «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ...
Консультация для педагогов: Методы и формы работы по экологическому воспитанию с дошкольниками.
Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к ...