Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых
статья
В настоящее время существует огромное количество профессий. Постоянно появляются все новые и новые. Подрастающее поколение с трудом ориентируется в мире профессий. Ребята с трудом могут выбрать профессию своей жизни. Очень часто смутные представления о мире профессий взрослых имеют не только дошкольники, но и школьники. В большинстве случаев даже если ребенок и был на работе у папы или мамы, он так и не осознал суть их профессиональной деятельности. Необходимо создавать условия для социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Перед педагогами стоит сложная, но важная задача, с одной стороны,- необходимо заинтересовать, познакомить детей с профессиями, которые в будущем будут востребованы; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Для того чтобы, выстроить правильную систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо учитывать постепенность и последовательность в освоении этапов для ознакомления детей с профессией.
Во-первых воспитанников необходимо ознакомить с термином «профессия». Важно понять и осознать, что профессия – это дело, которым занимаются ежедневно, и оно является полезным для других людей. Разъяснить детям, что профессии необходимо специально обучаться, а так же, объяснить, что у каждой профессии есть свои инструменты. При ознакомлении с определенной профессией детям тяжело понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Можно представить данную проблему на основе конкретных ситуаций, наглядных образов и наблюдений. Поэтому необходимо создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, для того чтобы на основе полученного материала впоследствии дети могли анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослых.
В непосредственно образовательную деятельность необходимо включать предварительные беседы или рассказы по профессии.
Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, сказки и другие формы работы).
На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» мы строим работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста. По образовательному разделу «Социально-комуникативное развитие» (знакомство с трудом взрослых).
При формировании представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста важно учитывать реализацию трех направлений приближения детей к профессиям взрослых: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых.
К первому направлению «приближение детей к труду взрослых» относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассматриванием иллюстраций, беседами, чтением художественного слова, дидактическими играми. Это способствует более глубокому пониманию процесса трудовой деятельности взрослого, сути его профессии. В непосредственно образовательной деятельности главным методом является – наглядный метод, который важно правильно сочетать со словесным методом. При формировании представлений у детей о людях разных профессий важную роль играет чтение художественных произведений. Детская книга своей образностью и эмоциональностью побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям. Для того чтобы, закрепить полученные представления необходимо использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей одной профессии. После этого с целью определения уровня усвоенного материала обязательно включить беседу по рисунку.
Ко второму направлению форм работы с детьми «приближение работы взрослых к детям» относят экскурсии и наблюдения. Экскурсия детей в медицинский кабинет, на кухню детского сада и другие производства является действенным средством в формировании представлений дошкольников о мире профессий и труда. При организации и проведении необходимо учитывать ряд условий. Организуя экскурсию важно целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал, а именно стихи, загадки, пословицы, это делает экскурсию увлекательной, эмоционально насыщенной. Возвращаясь в группу с детьми необходимо обсудить увиденное. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. При планировании проведения экскурсии следует обратить внимание на те профессии, которые чаще всего встречаются в жизни ребёнка. В первую очередь это профессии людей из ближайшего окружения ребенка.
К третьему направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые можно реализовывать в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка. В процессе вышеперечисленных форм работы с детьми полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Таким образом, дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Изучить особенности различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. В основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Жимонова Анастасия Сергеевна
воспитатель
Губанова Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Д/С №67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ
Аннотация: в статье рассматривается представления о мире профессий взрослых. В заключение авторы приходят к выводу, что дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Ключевые слова: профессия, дошкольный период, образовательная деятельность, игра.
В настоящее время существует огромное количество профессий. Постоянно появляются все новые и новые. Подрастающее поколение с трудом ориентируется в мире профессий. Ребята с трудом могут выбрать профессию своей жизни. Очень часто смутные представления о мире профессий взрослых имеют не только дошкольники, но и школьники. В большинстве случаев даже если ребенок и был на работе у папы или мамы, он так и не осознал суть их профессиональной деятельности. Необходимо создавать условия для социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Перед педагогами стоит сложная, но важная задача, с одной стороны,- необходимо заинтересовать, познакомить детей с профессиями, которые в будущем будут востребованы; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Для того чтобы, выстроить правильную систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо учитывать постепенность и последовательность в освоении этапов для ознакомления детей с профессией.
Во-первых воспитанников необходимо ознакомить с термином «профессия». Важно понять и осознать, что профессия – это дело, которым занимаются ежедневно, и оно является полезным для других людей. Разъяснить детям, что профессии необходимо специально обучаться, а так же, объяснить, что у каждой профессии есть свои инструменты. При ознакомлении с определенной профессией детям тяжело понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Можно представить данную проблему на основе конкретных ситуаций, наглядных образов и наблюдений. Поэтому необходимо создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, для того чтобы на основе полученного материала впоследствии дети могли анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослых.
В непосредственно образовательную деятельность необходимо включать предварительные беседы или рассказы по профессии.
Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, сказки и другие формы работы).
На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» мы строим работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста. По образовательному разделу «Социально-комуникативное развитие» (знакомство с трудом взрослых).
При формировании представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста важно учитывать реализацию трех направлений приближения детей к профессиям взрослых: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых.
К первому направлению «приближение детей к труду взрослых» относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассматриванием иллюстраций, беседами, чтением художественного слова, дидактическими играми. Это способствует более глубокому пониманию процесса трудовой деятельности взрослого, сути его профессии. В непосредственно образовательной деятельности главным методом является – наглядный метод, который важно правильно сочетать со словесным методом. При формировании представлений у детей о людях разных профессий важную роль играет чтение художественных произведений. Детская книга своей образностью и эмоциональностью побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям. Для того чтобы, закрепить полученные представления необходимо использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей одной профессии. После этого с целью определения уровня усвоенного материала обязательно включить беседу по рисунку.
Ко второму направлению форм работы с детьми «приближение работы взрослых к детям» относят экскурсии и наблюдения. Экскурсия детей в медицинский кабинет, на кухню детского сада и другие производства является действенным средством в формировании представлений дошкольников о мире профессий и труда. При организации и проведении необходимо учитывать ряд условий. Организуя экскурсию важно целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал, а именно стихи, загадки, пословицы, это делает экскурсию увлекательной, эмоционально насыщенной. Возвращаясь в группу с детьми необходимо обсудить увиденное. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. При планировании проведения экскурсии следует обратить внимание на те профессии, которые чаще всего встречаются в жизни ребёнка. В первую очередь это профессии людей из ближайшего окружения ребенка.
К третьему направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые можно реализовывать в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка. В процессе вышеперечисленных форм работы с детьми полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Таким образом, дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Изучить особенности различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. В основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Список литературы
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н.Е. Теремкова. Альбом 4 «Профессии»; Издательство «Гном»2006.стр.1-4
- Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых...
«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»
История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилас...
«Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых»
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных ...
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых....
"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...
«Состояние работы в дошкольных группах по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями»
ПЛАН проведения тематического контроля...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»
Трудолюбие, как нравственное качество, формируется в сложном многогранном процессе, который требует от воспитателей не только большого терпения, но и определенных знаний возрастно...