Консультация для педагогов
консультация

Консультация для педагогов по познавательному развитию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_25_marta_doc.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Познавательное развитие дошкольника через использование современных технологий»

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО, в качестве одного из принципов дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учрежденииТехнология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств

 К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Личностно-ориентированные технологии

В ФГОС ДО используются три термина:«познавательные интересы»«познавательные действия» и «познавательное развитие».

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми современными педагогическими технологиями, которые можно использовать в работе с детьми для познавательного развития дошкольников.

1. Технология "Палочки Кюизенера".

Работа с палочками Кюизенера даёт детям возможность придумывать и выкладывать из палочек разные фигуры. Например, проводится Игра «Придумай необычный цветок».

Цельразвивать у детей фантазию раскладывая палочки по-разному, так чтобы получился какой-нибудь необычный цветок.

Проводя игру, предлагаю ребятам отправиться в лабораторию, где мы будем с ними выращивать необычные цветы. Но, делается акцент на то, что в лабораторию отправятся не все, а только те, кто пройдёт испытание. Превращаюсь в садовника и говорю о том, что хочу нарвать букет из разных цветов. Произносятся слова:

– Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

кроме "…"

Дети называют названия разных цветов, кто назвал, тот проходит в лабораторию (за столы, где лежат коробки с палочками Кюизенера).

Далее, предлагаю ребятам, вырастить из палочек разные, необычные цветы.

2. Игровая технология.

а)Игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

ЦельРазвитие пространственных представлений.

Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

На стол выкладываю картину с изображением лесной полянки и вырезанные из картона фигурки птичек, насекомых и животных.

Правила игры: ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял птичку, то он прикрепляет её вверху, а если он взял зайчика, то внизу.При этом он говорит«Птичка летает вверху, а зайчик скачет внизу». В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже.

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. В своей практической деятельности применяю следующие технологии:

3.«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению и заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно – воспитателями. Мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Ежедневно в своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Её можно провести как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Мы считаем, что пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.

2. Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз, проводится каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики используется наглядный материал.

3. Игровая оздоровительная гимнастика проводится 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс гимнастики входят упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки.

4.  Дыхательная гимнастика проводится так же ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

5.  Подвижные и спортивные игры (им уделяется много времени ежедневно). Подвижные игры проводятся и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

6.  Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);

- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);

- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.

Игровые технологии, направленные на развитие внимания. Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.

4. Использование технологии проблемного обучения в педагогическом процессе

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Например: Игра: «Кто где, живет?», «Что больше?», «Собери пирамидку»,  чтение загадок.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Закончить нашу встречу я хочу притчей. Притча: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.

А ведь все действительно, уважаемые коллеги, все в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.

Креативность - это умение создания интересных идей, предложение неожиданных решений проблем, отклонение от привычных алгоритмов мышления.

 Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством.

Творчество детей дошкольного возраста - это умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. умение не только копировать, но и реконструировать.

Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

 Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Творчество (Творческий подход) как качество личности –  способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей.  В отличии от творчества больше тяготеющего к искусству, эстетике, креативность всецело нацелена на область утилитарного, практического применения. Эти два качества человеческой личности могут проявляться одновременно, но не обязаны быть в купе, и не проистекают одно из другого.

Креативность как качество личности –  способность эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью; генерировать новые идеи, выходить за рамки стереотипов, находить новые, оптимальные пути решения поставленных задач, отличаться  конструктивным способом мышления, приносящим практическую пользу в различных видах деятельности.

Отличие креативности от творчества

Многие думают, что «творчество» и «креативность» - синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.

Можно ли научиться творчеству

Конечно, это возможно.Творческое мышление – это не какой-то врожденный талант. Всему этому люди учатся, развивают гибкость ума и стараются как можно чаще применять в жизни.

Если задаться целью и выполнять упражнения на развитие творчества, вы обязательно заметите перемены и сможете чаще использовать творческий подход в своей жизни. А уж для создания новой картины или оптимизации своих дел – зависит от вашего желания.

Родители редко поощряют творческое развитие ребенка. А если и позволяют этим заниматься, то только как хобби. «На жизнь творчеством не заработать, так что это пустая трата времени» – частая присказка родителей. Это накладывает блок на творческие порывы, и человек запрещает себе быть «творческой личностью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....