Проект для старшего дошкольного возраста «Первые шаги к финансовой грамотности»
проект (старшая группа)
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк»
г. Соль-Илецка Оренбургской области
Проект для старшего дошкольного возраста
«Первые шаги к финансовой грамотности»
Автор проекта:
Новокрещенова И.Г., воспитатель
Актуальность проекта:
На современном этапе развития экономических отношений в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание дошкольников».
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Работу по обучению основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду потому, что в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, это заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Тип проекта: Познавательно - практический
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный проект.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники.
Цель: сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного
бюджета;
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
- Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги: Л.Стахович «Про капризного Артема», К.Д. Ушинский «Два плуга», «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой,Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», Т.В. Грековой «Клад», А. Романова «Чудеса в кошельке». Сказки: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Как коза избушку построила», «Лисичка со скалочкой», «Чудесная рубашка», С.Михалков «Как старик корову продавал», «Копилка», «Домашнее хозяйство».
Формы и методы:
Беседы о финансовой грамотности, использование ИКТ-технологий, мультфильмов, демонстрация наглядных пособий виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Планируемые результаты:
Для детей:
- Сформированы основы финансовой грамотности;
- Умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- Развитие представления о деньгах и статьях расхода семейного
бюджета;
- Сформированы представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
- Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, способствующая экономическому воспитанию детей.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах по формированию финансового опыта детей.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
В конце реализации программы я планирую сформировать у детей
следующие понятия и представления:
- Деньги зарабатываются, а не появляются сами собой;
- Сначала зарабатываем – потом тратим;
- Товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например,
сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов);
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные
ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
Знакомство с темой проекта: методическая и организационная подготовка проекта. Привлечение родителей к данной теме, с целью настроить детей и их родителей на совместную работу.
Создание предметно- развивающей среды для работы по теме проекта.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
3 этап – Заключительный:
Выступление на заседаниях методического совета МДБОУ.
Подведение итогов реализации проекта в форме игры- праздника «Русская ярмарка».
План работы с детьми
Месяц | Тема | Форма проведения | Задачи |
Сентябрь | «Знакомимся с темой проекта» | «Круглый стол» с участием родителей и воспитателей Оформление родительского уголка | Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта |
Октябрь | «Финансовая азбука» | Беседа с детьми «Что такое потребности?» Чтение и обсуждение сказки «Как коза избушку построила», Л. Стахович «Про капризного Артема» Словесная игра «Что мне нужно?» Просмотр м/ф «Смешарики» - финансовая грамотность Игра-обсуждение «Выбираем самое главное» | Формирование у детей элементарных экономических представлений. Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги». |
«Труд - основа жизни» | Беседа «Мои домашние обязанности» Папка-передвижка «Наша семья трудится» Раскраски на тему: «Как я помогаю близким» Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга», «Домашнее хозяйство» Игра «Кто как работает?» Дидактическая игра «Обязанности мои и членов семьи» | Дать представление, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Познакомить с видами домашнего труда. Закреплять понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | |
Ноябрь | «Почему взрослые работают?» «Труд и продукт труда» | Игра «Вот так заработали!» Фотовыставка «Профессии моих родителей» Поделка «Игрушка своими руками» Игра «Чей труд важнее?» Викторина «Угадай профессию» «Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата» (мультфильм) | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. |
«Что такое товар»» | Д/И «Кто что делает?» Игровая ситуация «Где можно взять товар?» Чтение и обсуждение сказки «Лисичка со скалочкой», «Чудесная рубашка». Игра «Угадай, где продаются» С/Р игра «Магазин игрушек», «Идем за покупками» | Познакомить с понятиями «товар» «полезность товара»; откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины. | |
Декабрь | «Что такое деньги?» | Беседа «В общем о деньгах» Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик», сказки К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха» Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы - Что такое деньги» Презентация «История возникновения денег» Иллюстрированный материал «Купюры монеты» Игра «Чего нельзя купить за деньги» | Дать представление о денежной единице. Учить понимать назначение денег. |
«Какие бывают деньги, как выглядят и откуда берутся» | Беседа «Как же производят деньги?» Игра «Нарисуем деньги для нашей группы» Чтение сказки «Трудовые деньги» Показ презентации «Путешествие в страну денег» | Познакомить с историей возникновения денег. Познакомить с видами денег (монеты, банкноты). Дать представление об изготовлении денег: печать, чеканка. | |
Январь | «Азбука доходов и расходов» | Беседа «Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» Игра «Какие бывают доходы» Чтение и обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад», А. Романова «Чудеса в кошельке», «Копилка». «Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности» (мультфильм) | Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»; Воспитывать правильное отношение к деньгам. |
«Экономика в сказках» | Игра «Трудолюбивый и ленивый герой сказки» Викторина «О какой сказке идёт речь?» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | |
«Как правильно беречь деньги?» | Беседа «Идем в магазин или как делать покупки с умом» Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет» | Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | |
Февраль | «Дом, где живут деньги» | Беседа «Зачем нужно хранить деньги» Презентация «Виртуальная экскурсия в банк» Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Банк» Игра «Банкомат- электронный кассир-робот» Сюжетно-ролевая игра — «Банк» | Познакомить детей с работой банка. Дать представления о работе банка, познакомить с новыми словами и профессиями: кассир, консультант, финансовый менеджер. Показать работу банкомата |
В гостях у сказки «Цветик- семицветик» | Чтение сказки «Цветик- семицветик» Проблемная ситуация «Хочу- надо» Игра «Что можно купить за деньги, а что нет» | Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. | |
Март | «Наша мастерская» | Творческо-трудовая деятельность | Учить изготавливать товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. |
«Стоимость и цена товара» | Беседа «Что такое цена»», «Наличный и безналичный расчет. Что такое пластиковая карта». Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» «Азбука денег тетушки Совы – Безналичные деньги» (мультфильм) Викторина «Путешествие в денежную страну» | Учить разбирать цепочку товар- стоимость- цена. Понятие стоимости продукта или труда. Закрепить у детей экономические знания. | |
Апрель | «Реклама в сказках» | Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой, С.Михалков «Как старик корову продавал» Дидактическая игра «Что быстрее купят?» Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» | Формировать правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении |
«Открываем свой бизнес» | Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно- невыгодно» Сюжетно-ролевая экономическая игра «Пиццерия для всей семьи» | Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий. Формировать экономическое мышление, проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить экономические знания в практической ситуации. | |
Май | «Русская ярмарка» | Игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся | Познакомить с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. |
План работы с родителями
Сентябрь | Круглый стол Опросник «Мой ребенок и финансовая грамотность». Анкетирование |
Октябрь | Консультация «Дошкольник и экономика» |
Ноябрь | Консультация «Как научить ребенка понимать стоимость денег?» Фотоальбом «Профессии наших родителей». |
Декабрь | «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка» |
Январь | Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности» |
Февраль | Практикум «Создание картотеки сказок по финансовой грамотности. |
Март | Выставка детских работ на тему «Друзья Копеечки» |
Апрель | Реклама для детей. Создание альбома |
Май | Деловая игра «В поисках сокровищ в стране финансов» Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности. |
Методические пособия:
- Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования для детей 5-7 лет
- Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014 — 80 с.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников: М, 2019
- Картотека дидактических игр по ФИНАнсовой грамотности от ФИНА для детей старшего дошкольного возраста / Сост. И.Н. Негробова, 2019г.
- Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах
деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63.
Интернет ресурсы: doshkolnik.ru.
Приложение № 1
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
- Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
- Положительно
- Отрицательно
2. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
3. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
4. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
5. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
- Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
- Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
- Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих
покупок?
- Да.
- Нет.
9. Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
- Да.
- Нет.
11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
12. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
-Да
-Нет
Приложение № 2
Консультация для родителей «Дошкольник и экономика»
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста.
Приложение № 3
Консультация для родителей «Как научить ребенка понимать стоимость денег?»
Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама
в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их
труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.
Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и
заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье.
Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное от второстепенного. Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.
Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. Обсудите, хватает ли у него денег на то, что он хочет купить.
Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.
Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его
непрактичностью – мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да
ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял
тебе – к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» –
реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и
поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки
нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что
я поделился с Васей – ему мама не дала денег».
Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка,
важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты
должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать
последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который
является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или
великодушным за чужой счет.Честное отношение к деньгам – это когда
каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои
пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку,
согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый
«семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то
один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и
срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он
ощутит свое бессилие, свою «второсортность».
Приложение № 4
Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка.
Результатом осмысления трудов отечественных педагогов, являются практические советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.
1. Рассказывайте детям о своей работе.
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.
2. Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы расту. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
3. Формируйте у детей разумные потребности.
Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.
4. Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжитель¬ное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Современные дети проявляют большой интерес к серьезным экономическим вопросам. Откуда берутся деньги? Почему они заканчиваются? Как можно заработать? Грамотному осуществлению экономического образовани...
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Тематическое планирование совместной деятельности с дет...
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов....
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...