Краеведение в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть нацелено на воспитание культурного человека, любящего свою родину, свой край.
Узнать прошлое своего родного края, понять и осмыслить настоящее - всё это помогает человеку найти свое место в жизни, адаптироваться в окружающей действительности. Узнать, чем живет твой край, каковы его история, природа, проблемы - это возможность осмысленно воспринимать окружающий тебя мир и самоопределиться в нем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов.
«Краеведение в дошкольном возрасте»
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так воспитатель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.
В. А. Сухомлинский
В основе существования и развития любой исторической общности людей лежит духовный стержень, который базируется на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к предкам, долга перед Отечеством.
Анализ источников (причин) патриотизма, проявляемого россиянами, подтверждает, что первоосновой их патриотических поступков и дел является чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственности за ее судьбу. Патриотическое поведение человека становится возможным лишь в тех случаях, когда он глубоко сознает кровную связь со своей Отчизной, вследствие чего в его внутреннем мире рождается специфическое душевное состояние, своеобразное патриотическое настроение, утвердившееся в обыденном языке как чувство любви к Родине, Отчизне.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание.
Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Что же такое краеведение?
Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения:
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- Историческое краеведение
- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
- Семейное краеведение.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;
Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.
Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб»
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг»
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры:Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм»
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами?
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых - центров краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
Используемая литература:
1.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.
4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С- Пб.2000г.
6. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.
7. Алешина Н. В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г.
8. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г.
9. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.2007г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №16 города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
старшая группа «Буквоешки»
Познавательно-исследовательский проект
«Кладовая земли»
Автор проекта: Татьяна Васильевна Гриднева
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Воспитатель
Тел. 8-(383-49) 23-513
Вид проекта: познавательно-исследовательский проект
Тип проекта: групповой
По продолжительности проект: среднесрочный (с 15октября по 15ноября)
Участники: воспитатель, дети, родители.
Проблема: в ходе беседы о полезных ископаемых у детей возник вопрос: «Есть ли они в нашем районе? Ели есть, то какие? Где и как добывают? Где применяют?» Мы решили больше узнать о полезных ископаемых нашего района.
Актуальность:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой родного края. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Цель проекта: формирование знаний о полезных ископаемых родного края, их о месторождении, свойстве и применение.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
-Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (глины, камней.)
-Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
-Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер.
-Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
-Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
-Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Предполагаемые результаты: В ходе исследовательской работы выяснить совместно с детьми и родителями, где и как добывают глину и камни в нашем районе, узнать об их использовании в жизни человека. Повысить познавательный интерес детей, развить коммуникативные навыки, интерес ребят к опытно – экспериментальной деятельности.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, фольклора
-работа с родителями
-экскурсия в глиняный карьер
-просмотр презентаций, видеофильмов, мультфильмов
-экспериментирование
- создание картотеки опытов с глиной и камнями
-создание коллекции полезных ископаемых
План реализации проекта
Этап | Форма работы |
1 этап Подготовительный | Формулировка проблемы, постановка цели, введение в игровую ситуацию |
2 этап Основной | Решение задач проекта через реализацию образовательных областей, организация продуктивной деятельности |
3 этап Итоговый | Создание коллекции полезных ископаемых |
4 этап Рефлексия | Обмен впечатлениями |
Реализация проекта
1 этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о полезных ископаемых Болотнинского района; демонстрационного материала, видео, аудио материала, подбор игрового материала, создание картотеки опытов с глиной, песком и камнями.
2 этап: Основной
Речевое развитие:
Чтение:
Русские народные сказки: «Про деда Филимона и волшебную глину», «Как кусочек глины, стал красивой вазой»
Сказки, мифы и легенды о глине.
Автор И.Н.Рыжов «О чём шептались камешки?»
Автор Г. Люшнин «Песчанный дом»
Автор Феликс Кривин «Глиняная сказка»
Автор Сергей Шилов «Сказка о камне»
Автор Андрей Саломатов «В поисках волшебного камня»
Историческая энциклопедия Сибири.
Детская энциклопедия «Всё обо всём» сост. О.И.Перфильев.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Кладовая земли».
«Что такое полезные ископаемые, для чего они нужны?»
«Что мы хотим узнать о полезных ископаемых?»
«Какие полезные ископаемые есть в нашем районе?»
«Как образуется и как добывают глину, песок, камни
«Какого цвета бывает глина?»
«Кто такие Геологи»
«Техника, которая помогает людям при добыче полезных ископаемых»
«Применение глины, песка и камней в жизни человека»
Занятия:
«Мы геологи»
«Знакомство с мастерами – гончарами»
«Мир камней!»
«В мире полезных ископаемых»
Экспериментирование:
«Изучение свойств и качества песка, глины и камней»
«Сравнение песка, глины, камней»
«Сохраняет ли песок форму? Имеет ли запах?»
«Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий?»
«Сохраняет ли глина форму? Пропускает ли воду?»
Социально – коммуникативное развитие:
Рассказы о природных богатствах Болотнинского района их значимости для людей в древности и, в наше время, о разных способах добычи и использовании.
Рассматривание картинок на тему «Полезные ископаемые», «Техника, которая помогает», «Гончарное мастерство»
Экскурсия совместно с детьми и родителями в глиняный карьер поселок Ача Болотнинский район.
Экскурсия в музей Болотнинского Педагогического Колледжа.
Просмотр мультфильмов: «В гостях у гномов», «Легенда о гончаре» «В песках поющие китята», «В поисках Немо», «Камни должны дружить», «Каменные истории».
Просмотр презентаций: «Полезные ископаемые нашего района», «Что из чего», «Гончарное ремесло», «Добыча и использование полезных ископаемых». Дидактические игры:
«Что для чего?»
«Какой звук?»
«Где применяется?»
«Коробка ощущений»
«Собери картинку» (что нам нужно взять с собой в экспедицию)
«Помоги геологу»
Художественно-эстетическое развитие:
Нетрадиционное рисование песком разными способами, лепка глиняной посуды и игрушек, раскрашивание камней, выкладывание узоров из разноцветных камешков.
Конструирование «Замок из песка», «Башня из камней»
Слушание аудиозаписей:
«Камушки» Л. Сенчина и Детский хор
Физическое развитие:
Подвижная игра: «Царь горы», «Глина и песок», «Семь камней»
Пальчиковые игры: «Рыбки в озере плескались»
Физминутки: «Маленький гном», «Гора», «По тропинке шли, шли, много камушков нашли», «Мы геологами станем»
Работа с родителями:
Консультация «Учим детей любить природу»; анкетирование «Что мы знаем о полезных ископаемых нашей области»; рассказ папой воспитанника об использовании камней, глины и песка при строительстве домов, печей; привлечение родителей к сбору образцов глины, песка и камней (совместная поездка в глиняный карьер); помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома разнообразных предметов из глины, песка и камн.
3 этап: Итоговый: продукт проекта: коллекция образцов камней и глины, создание картотеки опытов с глиной, песком и камнями, открытое занятие «Мы геологи».
4 этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Форма защиты проекта
Публичное выступление на открытом занятии в форме описательного рассказа, с опорой на коллекцию полезных ископаемых.
Выводы.
-дети много знают о полезных ископаемых;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое полезные ископаемые и каким образом они добываются. Узнали много нового об свойствах, качествах и разновидностях полезных ископаемых нашего района. Самостоятельно добыли образцы и провели много интересных опытов. У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки. Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Заключение.
Работа над проектом нас увлекла. Вместе с воспитанниками группы, в реализации проекта участвовали:
- воспитатель;
- родители;
- библиотекарь школьной библиотеки;
-историк-работник музея Болотнинского педагогического колледжа.
Полученные результаты мы представили на открытом занятии для педагогов детского сада «Ромашка» - «Мы геологи».
Источники информации:
-научная литература
-интернет ресурсы
-библиотека
-видео, аудиозаписи
Список литературы
Детская энциклопедия «Всё обо всём», М.: 1999г.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
«Детская энциклопедия», изд. «ЭКСМО», М. 2003. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
№ 1 № 2 № 3
№ 1
№ 1 № 2 № 3 Под какой цифрой находится герб города Болотное?
№ 2
Укажите на памятник который есть в нашем городе. № 1 № 2 № 3
№ 3 Парк железнодорожников
На каком месте Болотного установлен этот памятник?
Возле здания Администрации города Болотное
На какой фотографии изображена первая улица Болотного ? 1 2
Улица Московский тракт
По велению какого императора было принято решение присоединить Сибирь к Москве 1 Петр первый 2 Павел 1
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения средней общеобразовательной школы №16 города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Подготовительная группа «Буквоешки»
Конспект НОД
" Геологи"
в подготовительной группе
образовательная область " Познание"
Провела воспитатель:
Гриднева Татьяна Васильевна
г. «Болотное»
2021 год
Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное.
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о труде геологов, химиков. Познакомить с полезными ископаемыми Болотнинского района.
Задачи:
Образовательная: Формировать положительное отношение и уважение к труду взрослых. Дать детям понять, что Болотнинский район богат полезными ископаемыми.
Развивающая: Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь; развивать способности к поисковой деятельности.
Воспитывающая: Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжить знакомить с богатствами родного края.
Оборудование и материалы: Камни; емкости с водой; книга в которой находятся игры, карта местности медали для каждого ребенка; ИКТ- проектор, компьютер; одноразовые ложки, лупы, пластиковая емкость для камней.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите по сторонам, вы ничего нового не замечаете в нашей группе? (дети находят взглядом большую, ярко оформленную книгу – энциклопедию сделанную воспитателем «Природные богатства родного края).
Воспитатель: Это волшебная книга, которая хранит в себе множество секретов и загадок. Ну, что будем ее открывать?
(Ответы детей)
Звучит волшебная музыка, воспитатель пытается открыть книгу, ничего не получается.
Воспитатель: Ребята, не возможно открыть, посоветуйте, что будем делать?
(Предложение детей)
Звучит аудиозапись от имени книги
Здравствуйте ребята, чтобы открыть меня вам нужно отгадать три моих загадки. Вы готовы?
(Ответы детей)
Тогда слушайте внимательно первую загадку
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
(Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень).
После того, как дети отгадали все загадки, под волшебную музыку воспитатель открывает книгу с яркими картинками и начинает беседу.
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, благодаря вашим знаниям теперь волшебная книга расскажет нам множество секретов.
И вот один из них (воспитатель листает страницы книги ,и ведет беседу с детьми демонстрируя при этом картинки)
Воспитатель: Наша страна очень богата, у нас есть много природных ископаемых, таких как: золото, железная руда, известняк, нефть и т.д.
Мы с вами живем в Болотнинском районе Новосибирской области, где тоже есть природные богатства такие как: глина, песок, камни и др. Все это находят люди.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется профессия людей, которые находят эти подземные богатства.
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто же такие геологи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте перевернем страницу и узнаем все подробнее.
Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых.
Воспитатель: Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных компаниях и концернах.
Воспитатель: Ребята, наверное, это очень интересно.
Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.
И так ребята, давайте с вами выберем начальника экспедиции.
(выбирают начальника экспедиции)
Как вы думаете, что нам нужно взять с собой в поход?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, надо знать точно, что брать с собой в экспедицию. Поэтому нам поможет наша книга, которая все знает и делится с нами своими секретами (воспитатель переворачивает страницу и проводится игра «Соберем рюкзак»)
Воспитатель: Вот теперь мы можем отправится в геологическую экспедицию, и почувствовать себя настоящими геологами, нам с вами нужна карта, правильно ребята?
Воспитатель открывает книгу на странице, которой изображена карта Болотнинского района.
(Ответ детей)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту и скажите, куда же мы с вами отправимся? Есть три дороги.
Первой дорогой пойдем, камни найдем.
Второй дорогой пойдем, глину найдем.
Третей дорогой пойдем, песок найдем.
(дети совместно с воспитателем смотрят маршрут карты и определяют дорогу)
Воспитатель: И так, вы выбрали первую дорогу.
Воспитатель: Ребята представьте, что мы с вами идем по узкой горной тропе, смотрите внимательно нам необходимо найти камни.
Игра ситуация с использованием средств ИКТ. Дети идут по дороге, где разложены различные по размеру, форме и цвету камни.
Воспитатель ведет рассказ по презентации на мультимедийной доске. Воспитатель: Щебень добывают открытым способом, путем взрыва в карьере. После чего полученный материал отвозят на заводы для обработки. После обработки щебень сортируют, просеивают с помощью специального строительного сита. Таким образом, крупный щебень отделяют от мелкого.
Воспитатель: И так, ребята мы нашли с вами множество камней. Давайте их рассмотрим (ребята рассматривают камешки, которые они нашли)
Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Польза-вред».
Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят камни?
(Ответы детей) используют для строительства дорог, зданий, делают украшения, предметы быта и т. д.
Воспитатель: Какой вред приносят камни?
( Ответы детей) перегораживают дорогу, ранят человека.
Воспитатель: А камни они, какие твердые или мягкие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какой величины бывают камни?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а дальше мы с вами отправиться к химику. А кто же такой химик? Давайте спросим у нашей волшебной книги.
Воспитатель знакомит ребят с видом деятельности химика и показывает картинки.
Воспитатель: Пойдемте ребята, химик нас уже ждет.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отдадим камни химику, и вместе с ним проведем опыты.
(Приходят к химику, отдают камни). Ребята надевают специальные костюмы и присаживаются за рабочие столы.
1. Опыт «Есть ли в камне воздух?»
Материалы:
Камень, прозрачная емкость наполненная водой.
Действия: Опустить камень в емкость и пронаблюдать, если есть пузырьки, значит, в камне есть воздух, а если нет, то в камне нет воздуха.
2. Опыт. «Может ли камень плавать?»
Материалы: камушек , 2 прозрачная емкость наполненная водой.
Действия: В 1 емкость наполненную водой бросить камень.
Понаблюдать остается ли камень на поверхности, или пойдет ко дну.
Химик: Можно ли сломать камень?
Как это можно сделать?
Попытайтесь.
Можно ли камень поцарапать? Чем?
Можно ли поцарапать ногтем?
Давайте проверим, правильно ли мы предположили. ---
Попробуйте сломать камень.
Легко ли это было сделать?
Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки?
Попробуйте поцарапать камень ногтем.
Остался ли след?
Воспитатель: Ребята, на этом наши опыты закончились. Давайте все дружно поделимся впечатлениями, скажем спасибо и отправимся обратно. (Дети делятся своими впечатлениями от экспериментирования в лаборатории химика)
Воспитатель: Ну, вот ребята и закончилась наша геологическая экспедиция, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? О чем бы вы еще хотели узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель: С какими профессиями вы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто же такие геологи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем же вы занимались под руководством химика?
(Ответы детей)
Воспитатель: На нашей карте, мы видели еще две дороги, по которым сегодня не успели пройти. Вы бы хотели пройти по этим дорогам и добыть оставшиеся полезные ископаемые, отнести их в лабораторию и провести с ними опыты?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто же в дороге был для нас самым главным помощником и не давал нам скучать?
(Ответы детей) Наша волшебная книга.
Воспитатель достает из книги сюрприз (медали для каждого ребенка «Участник геологической экспедиции»), награждает детей под музыку.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по краеведению с элементами кооперации.
по теме: «Прошлое, настоящее, будущее родного города Болотное».
Подготовила: Гриднева Татьяна Васильевна
воспитатель 1категоприи
«Прошлое, настоящее, будущее родного города Болотное».
Приоритетная область: познавательное, коммуникативное, художественно эстетическое развитие.
Программное содержание: Формирование знаний детей о городе, в котором мы живем, закреплять умения путем аппликации создавать варианты зданий жилищного, общественного характера, передавать видовые и характерные признаки зданий; учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях; способствовать умению детей понять общий замысел и участвовать в его осуществлении, проявляя активный познавательный интерес к прошлому города, его настоящему и будущему; дать понять, что результаты усилий каждого из детей могут принести радость, удовольствие всем желающим; воспитывать любовь и чувство гордости за свой город.
Предварительная работа:
- Знакомство с архитектурой города, изучение культуры и традиций
родного города. - Рассматривание фотографий старинных зданий.
- Беседа на тему, «Прошлое, настоящее, будущее города»
- Чтение и разучивание стихотворений местного поэта Евгения Острикова.
- Рисование и аппликация на тему «Улица города»;
- Экскурсия по городу;
- Посещение краеведческого музея.
Материал:
- Три дороги разного цвета.
- Цветные камешки по количеству детей.
- Ткань прямоугольной формы, квадратной формы, полоски разного
цвета. - Вырезанные силуэты (машины, солнца, самолетов и т.д.) из ткани.
5. Ножницы, салфетки, подставки, кисти, дощечки, тарелочки по количеству детей.
6.Разрезные картинки «Памятники архитектуры».
Ход занятия
Дети входят в актовый зал. Звучит музыка «Гимн города Болотное»
Много городов и селений раскинулись по всей земле Новосибирской области.
Каждый город по-своему прекрасен.
Ребята, а в каком городе мы живем? (В городе Болотное)
У каждого города есть своя история, прошлое, настоящее и будущее.
Вам известно, каким был наш город в далеком прошлом?
Дайте посмотрим (электронная книга)
-А сейчас какой наш город? (Большой, чистый, красивый, богатый, родной и любимый)
-Давайте посмотрим и сравним, какой был город Болотное, много лет назад и каской он сейчас. (Видеофильм о Болотном)
Интересно, каким будет наш город Болотное в будущем? Давайте пофантазируем (дети фантазируют и делятся с ребятами)
Все города и старые и новые соединяют дороги. На одной из таких дорог мы и оказались. Перед нами три дороги.
На полу макет дорог. (Красного, зеленого, синего цветов).
Каждая дорога приводит к столам для работы. Красная дорога ведет в «Город прошлого», зеленая - в «Город настоящего», синяя — ведет в «Город будущего».
Ребята, где мы с вами оказались? (Мы оказались на перекрестке трех дорог).
Что бы это могло обозначать? (ответы детей)
- Кто же из вас прав?.. Ребята, может быть, эти дороги волшебны?
-Ой, смотрите, камешки разноцветные, давайте их возьмем и поделим (дети делят камешки) какой-то указатель, подойдем к нему и посмотрим , что там написано.(Дети подходя к указателю, воспитатель читает надпись).
-Чтобы узнать, куда ведут эти дороги вам надо ответить на несколько вопросов и выполнить задания.
1 Что мы называем малой родиной?
2 Символ вашего города?
3. Почему ваш город называется «Болотное?»
4. Знаете ли вы достопримечательности родного города?
5.Соберите разрезные картинки и узнайте, что там зашифровано. (Памятники архитектуры)
После выполнения действия (звучит фонограмма)
- По красной дороге пойдешь в «Город прошлого» попадешь, по зеленой дороге пойдешь в «Город настоящего» попадешь, по синий дороге пойдешь в «Город будущего» попадешь. Если цвет вашего камешка совпадет с цветом дороги - это вам путь в город.
Дети согласно камешкам делятся на три подгруппы, проходят и садятся за столы.
подгруппа выполняет город настоящего.
подгруппа выполняет город прошлого.
подгруппа выполняет город будущего.
Для каждой подгруппы воспитатель предлагает дополнительные вырезанные из ткани детали. Дети по желанию наклеивают их на свои работы, дополняя картину города.
Анализ:
Дети из каждой подгруппы собирают работы в отдельную рамку. Получается три коллективные работы «Город прошлого», «Город
настоящего», «Город будущего».
Готовые работы выставляются на мольберты.
- Да, мы все любим свой город. И в этом году город отмечает свой день рождения. И мы с вами сделали картины города в разное время. Эти картины будут украшать стены детского сада, чтобы все дети детского сада смотрели и восхищались ими.
-Но это еще не все, я знаю, что многие из вас выучили стихотворения о нашем родном городе, которые написал поэт – песенник Евгени Остриков.
(Дети читают стихи).
Рефлексия:
-Ребята поделитесь своими впечатления (дети делятся впечатлениями) Вам понравилось? (Ответы). Что нового вы узнали?
Что бы вы хотели еще узнать о своем городе? (Ответы). Что было легко? В чем возникла сложность? (Коллективное обсуждение). На что стоит обратить внимание? (Ответы детей).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя старшей и подготовительной группы Гридневой Т.В.
Период 2019-2021 г
Тема: Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит, какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Хочу, чтоб ребятам, город, край в котором они живут, стал бы любимым!
Проблема
Большое значение для познавательного, социально личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые живут в городе, с историческим прошлым родного края.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель: совершенствование педагогического процесса по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.
Задачи:
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Сентябрь Календарное планирование 5- 6 лет Приложение 1
неделя | Тема | цель | содержание |
1 | Маленькая страна под названием - Семья | Формирование у детей чувств семейной принадлежности и уважительного отношения к своей семье | Беседы на тему: «Моя семья», «Никого дороже нет». Рассматривание семейных фотографий «Похож – не похож». Составление рассказа на тему моя семья» Рисование на тему «Семья» |
2 | Семейные традиции | Формирование у детей знаний о традициях и обычаях семьи. | Беседа: « Любимое занятие всей семьи», «Гостеприимство, почитание родителей – русские традиции». Участие в конкурсе мое счастливое детство». Создание семейной кулинарной книги. |
3 | История семьи | Формирование знаний детей об истории своей семьи. | Беседа «Кем были мои предки «Рассматривание фотографий бабушек дедушек и т.д. Художественное Творчество «Бабушка рядышком с дедушкой» |
4 | Моя родословная | Формирование элементарных представлений о том, что такое род и родословная. | Составление генеалогического (домашняя работа дети – родители) |
Октябрь
неделя | Тема | цель | содержание |
1 | Мой любимый детский сад | Формирование представлений о детском саде. | Беседы: «Что такое детский сад», «Правила поведения в детском саду» Презентация «Наши будни в детском саду». Рисуем воспитателей |
2 | Работники детского сада | Формирование знаний детей о профессиях взрослых, работающих в детском саду. | Рассматривание стенда, на котором размещены фотографии сотрудников. Беседа: « Кто заботится о нас в саду». Дидактическая игра «Профессии». |
3 | Экскурсия по детскому саду. | Формирование знаний детей о групповых помещениях и территории детского сада. | |
4 | Улица, на которой расположен детский сад. | Формирование элементарных представлений об улице, на которой расположен детский сад, ее истории. | Экскурсия по улице Титова, на которой расположен детский сад. Беседа: В честь кого названа улица», « История, как улица получила такое название» Рассматривание карты города. Рисование маршрута от сада до почты. |
Ноябрь
неделя | Тема | цель | содержание |
1 | Моя малая родина – город Болотное. | Формирование знаний о том, что такое Малая Родина. | Беседа «Мой городок Болотное» Рассматривание фотографий о родном городе. |
2 | Вот эта улица, вот этот дом. | Формирование знаний детей о родном городе, его улицах, своем месте жительства. | Рассматривание карты города Болотное. Беседа «История названия некоторых улиц». Экскурсия по городу |
3 | Достопримечательности | Формирование знаний детей о достопримечательностях родного города, их место расположения. | Виртуальная экскурсия по городу. Посещение школьного музея. |
4 | Памятники и памятники архитектуры. | Формирование знаний о памятниках и их местах расположения. | Рассматривание альбома «Памятники города Болотное». Беседа «Какие памятники и, кому установили в нашем городе. Художественное творчество (рисование) «Придумай памятник» |
Декабрь
неделя | Тема | цель | содержание |
| Дикие животные лесов родного края. | Формирование знаний о диких животных нашего края и о животных. | Рассматривание иллюстраций. Создание сюжетной композиции из силуэтов животных. Презентация «Животный мир Сибири». Художественное творчество (Лепка) «Животные». Д/игра «Где чей домик», «Животные и их детеныши» |
3-4 | Птицы нашего края | Формирование знаний о птицах нашего края, умении классифицировать по принципу «зимующие – перелетные» У | Мультимедийная презентация «Пернатые друзья», слушание звуков «Пение птиц». Рассматривание альбома «Птицы Сибирского края». Беседа «каких птиц мы встречаем чаще всего» |
неделя | Тема | цель | содержание |
2-3 | Реки, озера и их обитатели | Формирование знаний о реках, озерах родного края, и их обитателях, а так же водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу озер | Рассматривание фотоальбома» Водные объекты» Беседа с детьми по презентации «Пресмыкающиеся обитатели озер и рек, а так же водоплавающие птицы, гнездящиеся на берегу озер. Аппликация «Птичка – Синичка». Пальчиковая игра «Рыбки в озере плескались»
|
4 | Насекомые Болотнинского района | Знакомство детей с миром насекомых родного края. | Беседа: «Кто такие насекомые» Рассматривание сюжетных картинок. Дидактическая игра «Найди по описанию», «Кто, где живет» Фильм «Мир природы» |
Январь
Февраль
неделя | тема | цель | содержание |
| Деревья и кустарники | Знакомство с деревьями и кустарниками родного края | Рассматривание альбомов, дидактическая игра «С какой ветки детки», Аппликация « Белая береза Символ России», Презентация « Деревья и кустарники Сибирского края» Рисование «Белая береза»- символ России |
3- 4 | Сосновый бор | Знакомство детей с историей возникновения соснового бора в черте города. | Беседа: «Что же такое Сосновый бор» Виртуальная экскурсия по сосновому бору. Рассматривания фотографий «Сосновый бор в разное время года. «Командирская лыжня в сосновом бору» |
Март неделя | тема | цель | содержание |
1- 2 | Грибы, ягоды | Формирование знаний о съедобных и ядовитых грибах, ягодах, с внешним видом, условиями необходимыми для роста и развития | Беседа « Польза и особенности грибов» Рассматривание муляжей грибов. Игра «У медведя во бору». Чтение сказки Сутеева «Под грибом», презентация «Как мухомор вылечил лося», познавательный фильм « Разнообразие грибов Сибирского края» Беседа « Какие ягоды можно встретить в на нашей территории», «Съедобные и ядовитые ягоды». Игра «Съедобное - не съедобное». Рассматривание тематических картинок. Лепка ,я «Ягода для мишки» |
3-4 | Лекарственные растения. Цветы нашего леса | Знакомство детей с лекарственными растениями, цветами, внешним видом их разнообразием | Просмотр презентации «Лекарственные растения», Беседа «Чем лечились наши предки». Составление книги «Зеленая аптека». Сюжетно ролевая игра «Больница» «Букет» Беседа: « Какие бывают цветы», Фильм «Первоцветы», рассматривание тематических картинок, фотографий. Игра «Собери цветок», рисование луговые цветы. |
Апрель
неделя | тема | цель | содержание |
1-2 | Красная книга Новосибирской области | Знакомство детей с растениями и животными, занесенными в красную книгу. | Презентация «Красная книга Новосибирской области». Экскурсия в школьную библиотеку. |
3-4 |
| Формирование знаний о природе и ее охране в новосибирской области. | Познавательный фильм «Мануйловский заповедник» |
Май
неделя | тема | цель | содержание |
1 | Археология Болотнинского района | Формирование знаний детей о археологических находках, найденных на территории Болотнинского района. | Экскурсия в краеведческий музей |
2 | Природное богатство- полезные ископаемые. | Формирование знаний о природных богатствах родного края. | Беседа: «Наши помощники глобус и карта. Рассматривание карты Болотнинского района. Сотрудничество со школьной библиотекой. Экскурсия в глиняный карьер поселок Ача Болотнинского района (воспитатель, дети, родители) |
3 | Географическое положение и климатические условия Болотнинского района. | Формирование знаний детей о географическом положении родного края и климатических условиях родного края | Беседа: Особенности климата нашего района. Одежда людей походящая для наших климатических условий». |
4 | Памятник природы областного значения - «Болото сосновое» | Знакомство детей с памятником природы областного значения расположенного в северной части Болотнинского района Новосибирской области. | Рисования « Унты», «Валенки» Рассматривание карты Новосибирской области, Болотнинского района. |
Календарное планирование /6-7лет/
Сентябрь
неделя | тема | цель | содержание |
1-2 | Возникновение Болотного | Формирование знаний об истории возникновения села Болотное в 1805 году, о его название. | Посещение школьного музея. |
3 | Улица «Московский тракт» | Формирование знаний детей об первой улице Болотное, названии и месте расположения. | Экскурсия по первым улицам города. Фильм « Государева дорога на восток». Рассматривание старинных фотографий на которых изображена первая улица Болотного «Московскай тракт». Рассматривание карты города Болотное. |
4 | Развитие села. | Формирование знаний детей о ямщицкой стоянке на Московско –Иркутском тракте, где проходила смена лошадей и обмен почтой. | Беседы « Как развивалось село». Рассматривание старинных фотографий. |
Октябрь
неделя | тема | цель | содержание |
1-2 | Железнодорожная магистраль 1896 год. Строительство станции и железнодорожного вокзала. Первый паровоз, прибывший на станцию 5 ноября 1895 года | Формирование знаний детей, о дальнейшем развитии села благодаря железнодорожной магистрали. | Посещение Депо города Болотное. Рассказ сотрудника о железнодорожной магистрали. Фильм «Первый паровоз» Посещение парка железнодорожников. Совместное изготовления современного Болотнинского вокзала (воспитатель –дети) |
3-4 | Водонапорная башня «Гранд Дама» | Продолжать формировать знания детей о водонапорной башне, построенной в период с 1912 по 1915 год. Познакомить с внешним видом и функциями, которые она выполняла. Профессиями людей. | Фильм о водонапорной башне» Экскурсия к башне. Рисование «Гранд Дама». |
Ноябрь
неделя | тема | цель | содержание |
1-2 | Предприятия нашего города | Формирование знаний о предприятиях, фабриках, заводах нашего города. Познакомить с рабочими профессиями. | Фильм Рассматривание фотографий, презентаций о труде взрослых. Фильм о Гофротарном заводе «Тара» Выступление родителей, презент продукции производимой на заводе «Тара» и швейной фабрике «Шанс» Рисование «Станок будущего» |
3 | Клуб имени Октябрьской революции в родном поселке. Комсомольцы Болотнинского района. Пионеры.
| Формирование элементарных знаний детей о комсомоле, людях Болотного состоящих в комсомоле. О том, как проходили субботники, мероприятия в те далекие годы, как помогали строить очаг культуры. Познакомить с понятием пионеры. | Рассказ сотрудника Краеведческого музея о комсомольцах, октябрятах, пионерах. Рассматривание отрывков из фильма, фотографий. |
4 | Болотное в годы Колчака. Освобождение от колчаковцев в 1919 году. | Формировать элементарные знания детей о том, что Болотное, пережило не только ВОВ, но и гражданскую войну. Познакомить детей с жизнью людей во времена Колчака. | Рассказ библиотекаря Отрывок фильма «Болотное в года Колчака» |
Декабрь
неделя | тема | цель | содержание |
| Болотное возвращается на путь мирной жизни. | Формировать знания детей как после нескольких бурных лет революции и гражданской войны Болотнинский район возвратился на путь мирной жизни и получил статус города. | Рассказ ветерана . |
3 | Население города | Формировать знания детей о людях разных национальностей живущих в нашем городе | Беседа «Мы все такие разные» Рассматривание национальной одежды людей разных национальностей живущих в нашем городе. Рисование «Дружный хоровод» |
4-неделя декабря 2 - Неделя января | Ветераны труда, почетные жители, спортсмены «Гордость района» | Формировать знания детей о ветеранах труда: заслуженных работниках культуры, спортсменах их жизненном пути и вкладе в развитие Болотнинского района. | Фильм «Гордость района». Рассказ о почетных жителях спортсменах. Рассматривание фотографий. |
Январь
неделя | тема | цель | содержание |
3 | Литературное достояние родного края. Болотнинский район. | Знакомство детей с краткой биографией авторов, с яркими, интересными эпизодами из их жизни. | Рассматриванием портретов писателей родного края. Рассказ краткой биографии. |
4 | О книгах писателей земляков. | Знакомство с замечательными произведениями наших земляков. | Оформление выставки книг, чтение произведений, рисование «Природа родного края» |
Февраль
Неделя | тема | цель | содержание |
1-2 | Знакомство с книгой Народная летопись Болотнонского района» | Знакомство детей с книгой, которая проникнута любовью к своей Родине. | Рассматривание книги, чтение отрывков. |
3-4 | Знакомство с книгой Болотнинская быль. | Знакомство детей с книгой «Болотнинская быль» | Рассказ о том, как создавалась книга, какая информация в ней хранится. Рассматривание иллюстраций. |
Март
№ | тема | цель | содержание |
1 | Государственные символы города Болотное, Болотнинского района, города Новосибирска. (Герб, флаг, гимн) | Формирование знаний детей о символики родного города | Рассказ детям о символике, о здании администрации, рассматривание изображений, слушание гимна города Болотное, дидактическая игра «Символы» , «Что лишнее» |
2 | Глава города Болотное и глава Болотнинского района. Губернатор Новосибирской области | Знакомство детей с людьми стоящими во главе города. | Рассматривание фотографий. Рассказ «Благоустройство города болотное». Презентация «Наше государство» |
3 | Россия-Родина моя. | Формирование знаний о том, кто стоит во главе государства и правит такой большой и могучей страной. | Рассматривание портрета президента страны и В.В.Путина. Беседа, что значит быть самым главным. |
4 | Символы России | Знакомство детей с символикой Российской Федерации (гимн, флаг, герб). Помочь понять значение символов. | Прослушивание гимна России, рассматривание герба и флага, беседа « Значение символов». |
Апрель
№ | тема | цель | содержание |
1 | Развитие космической отрасли в Новосибирской области. | Формирование знания детей о том, что на сибирской земле учились летать четверо космонавтов. | Беседа о развитии космической отрасли в Новосибирской области, рассматривание фотографий. |
2 | Военные аэродромы в Новосибирской области | Формировать знание о том, что некоторые космонавты сделали свои первые шаги на военных аэродромах, расположенных в Коченевском районе и на военном аэродроме в Толмачева. | Презентация «Военные аэродромы, беседа по теме. Рассматривание картинок. |
3 | Кнопка старт на корабле «Восток» | Знакомство детей с земляком Алексеем Григорьевичем Гусеница, живущем на сибирской земле. Служившим после войны на Байконуре. Формировать знания о том, что именно он нажал кнопку старта на корабле Байконур с Юрием Гагариным. | Беседа о знаменитом земляке, чтения отрывка из книги, написанного самим Алексеем Григорьевичем Гусеница, рассматривание картинок |
4 | Улица Титова в городе Болотное | Формирование знаний детей о том, как улица получила свое название. | Экскурсия по улице Титова. Беседа «Кто такой Герман Титов», кто способствовал тому, чтоб улица носила такое назкание. |
Май
2 | «Госпиталь №3621» «Письма с фронта» | Формирование знаний детей о работе госпиталя расположенного в школе № 21 в годы войны. Донести до понимания детей глубокий смысл писем солдат с фронта | Рассказ о госпитале в школе №21 города Болотное в годы войны. Чтение писем солдат с фронта. |
3 | «Герои Советского Союза Болотнинского района» | Познакомить детей с Героями Советского Союза Болотнинского района, их подвигами. | Рассматривание фотоальбома Герои Советского Союза Болотнинского района. Презентация «Мы ими гордимся». Изучение книги с биографией каждого из героев. |
4 | «Монумент славы» | Формирование знаний о значении памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого. | Экскурсия к памятникам воинов погибших на войне. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района
Новосибирской области
Конспект НОД
"Геологи"
в подготовительной группе
образовательная область " Познание"
Провела воспитатель:
Гриднева Татьяна Васильевна
Болотное, 2021г.
Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о труде геологов, химиков. Познакомить с полезными ископаемыми Болотнинского района.
Задачи:
Образовательная: Формировать положительное отношение и уважение к труду взрослых. Дать детям понять, что Болотнинский район богат полезными ископаемыми.
Развивающая: Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь; развивать способности к поисковой деятельности.
Воспитывающая: Воспитание уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжить знакомить с богатствами родного края.
Оборудование и материалы: Камни; емкости с водой; книга в которой находятся игры, карта местности медали для каждого ребенка; ИКТ- проектор, компьютер; одноразовые ложки, лупы, пластиковая емкость для камней.
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите по сторонам, вы ничего нового не замечаете в нашей группе? (дети находят взглядом большую, ярко оформленную книгу – энциклопедию сделанную воспитателем «Природные богатства родного края).
Воспитатель: Это волшебная книга, которая хранит в себе множество секретов и загадок. Ну, что будем ее открывать?
(Ответы детей)
Звучит волшебная музыка, воспитатель пытается открыть книгу, ничего не получается.
Воспитатель: Ребята, не возможно открыть, посоветуйте, что будем делать?
(Предложение детей)
Звучит аудиозапись от имени книги
Здравствуйте ребята, чтобы открыть меня вам нужно отгадать три моих загадки. Вы готовы?
(Ответы детей)
Тогда слушайте внимательно первую загадку
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
(Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(Камень).
После того, как дети отгадали все загадки, под волшебную музыку воспитатель открывает книгу с яркими картинками и начинает беседу.
Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, благодаря вашим знаниям теперь волшебная книга расскажет нам множество секретов.
И вот один из них (воспитатель листает страницы книги ,и ведет беседу с детьми демонстрируя при этом картинки)
Воспитатель: Наша страна очень богата, у нас есть много природных ископаемых, таких как: золото, железная руда, известняк, нефть и т.д.
Мы с вами живем в Болотнинском районе Новосибирской области, где тоже есть природные богатства такие как: глина, песок, камни и др. Все это находят люди.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется профессия людей, которые находят эти подземные богатства.
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто же такие геологи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте перевернем страницу и узнаем все подробнее.
Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки, но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых.
Воспитатель: Геолог может уйти в науку и работать в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных компаниях и концернах.
Воспитатель: Ребята, наверное, это очень интересно.
Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь. И так ребята, давайте с вами выберем начальника экспедиции.
(Выбирают начальника экспедиции при помощи считалки)
Как вы думаете, что нам нужно взять с собой в поход?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, надо знать точно, что брать с собой в экспедицию. Поэтому нам поможет наша книга, которая все знает и делится с нами своими секретами (воспитатель переворачивает страницу и проводится игра «Соберем рюкзак»)
Воспитатель: Вот теперь мы можем отправится в геологическую экспедицию, и почувствовать себя настоящими геологами, нам с вами нужна карта, правильно ребята?
Воспитатель открывает книгу на странице, которой изображена карта Болотнинского района.
(Ответ детей)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту и скажите, куда же мы с вами отправимся? Есть три дороги.
Первой дорогой пойдем, камни найдем.
Второй дорогой пойдем, глину найдем.
Третей дорогой пойдем, песок найдем.
(дети совместно с воспитателем смотрят маршрут карты и определяют дорогу)
Воспитатель: И так, вы выбрали первую дорогу.
Воспитатель: Ребята представьте, что мы с вами идем по узкой горной тропе, смотрите внимательно нам необходимо найти камни.
Игра ситуация с использованием средств ИКТ. Дети идут по дороге, где разложены различные по размеру, форме и цвету камни.
Воспитатель ведет рассказ по презентации на мультимедийной доске. Воспитатель: Щебень добывают открытым способом, путем взрыва в карьере. После чего полученный материал отвозят на заводы для обработки. После обработки щебень сортируют, просеивают с помощью специального строительного сита. Таким образом, крупный щебень отделяют от мелкого.
Воспитатель: И так, ребята мы нашли с вами множество камней. Давайте их рассмотрим (ребята рассматривают камешки, которые они нашли)
Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Польза-вред».
Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят камни?
(Ответы детей) используют для строительства дорог, зданий, делают украшения, предметы быта и т. д.
Воспитатель: Какой вред приносят камни?
( Ответы детей) перегораживают дорогу, ранят человека.
Воспитатель: А камни они, какие твердые или мягкие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какой величины бывают камни?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а дальше мы с вами отправиться к химику. А кто же такой химик? Давайте спросим у нашей волшебной книги.
Воспитатель знакомит ребят с видом деятельности химика и показывает картинки.
Воспитатель: Пойдемте ребята, химик нас уже ждет.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отдадим камни химику, и вместе с ним проведем опыты.
(Приходят к химику, отдают камни). Ребята надевают специальные костюмы и присаживаются за рабочие столы.
1. Опыт «Есть ли в камне воздух?»
Материалы:
Камень, прозрачная емкость наполненная водой.
Действия: Опустить камень в емкость и пронаблюдать, если есть пузырьки, значит, в камне есть воздух, а если нет, то в камне нет воздуха.
2. Опыт. «Может ли камень плавать?»
Материалы: камушек , 2 прозрачная емкость наполненная водой.
Действия: В 1 емкость наполненную водой бросить камень.
Понаблюдать остается ли камень на поверхности, или пойдет ко дну.
Химик: Можно ли сломать камень?
Как это можно сделать?
Попытайтесь.
Можно ли камень поцарапать? Чем?
Можно ли поцарапать ногтем?
Давайте проверим, правильно ли мы предположили. ---
Попробуйте сломать камень.
Легко ли это было сделать?
Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки?
Попробуйте поцарапать камень ногтем.
Остался ли след?
Воспитатель: Ребята, на этом наши опыты закончились. Давайте все дружно поделимся впечатлениями, скажем спасибо и отправимся обратно. (Дети делятся своими впечатлениями от экспериментирования в лаборатории химика)
Воспитатель: Ну, вот ребята и закончилась наша геологическая экспедиция, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? О чем бы вы еще хотели узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель: С какими профессиями вы сегодня познакомились?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кто же такие геологи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем же вы занимались под руководством химика?
(Ответы детей)
Воспитатель: На нашей карте, мы видели еще две дороги, по которым сегодня не успели пройти. Вы бы хотели пройти по этим дорогам и добыть оставшиеся полезные ископаемые, отнести их в лабораторию и провести с ними опыты?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто же в дороги был для нас самым главным помощником и не давал нам скучать?
(Ответы детей) Наша волшебная книга.
Воспитатель достает из книги сюрприз (медали для каждого ребенка «Участник геологической экспедиции»), награждает детей под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....
Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"
Краеведение — предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...
Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....
Доклад для воспитателей "Краеведение"
Воспитателям на заметку....
Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)
Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...
Примерный план работы по краеведению для старшей группы
В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....
Краеведение для дошкольников
Родной край...