Консультации для педагогов ДОО
консультация


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Консультация

для педагогов ДОУ

«Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой

 в развитии детского художественного творчества

 у старших дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Магомедова А.М.

   Известно, что детское творчество – явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, природного и бросового материала.

   Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы можно использовать для развития творческой деятельности детей?

  Аппликация– это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

   Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

    Бумагокручение (квилинг) - основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

       Торцевание – вид бумажного творчества, аппликативная мозаика, создаваемая из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. Торцевание на пластилине это разновидность мозаики, в результате которой получаются удивительные фигуры и формы.

   Также в аппликации можно использовать и другие материалы: солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу, пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы: гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и много другое, всё, на что у вас хватит фантазии.

   Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала - труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Консультация для педагогов ДОУ

"Нетрадиционные техники рисования с детьми

дошкольного возраста"

Подготовила:

воспитатель Магомедова А.М.

В одном мгновении видеть вечность,

                                                                      Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

  И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.

Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, - это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по- настоящему художественную задачу).

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много нетрадиционных техник рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой ;
  • монотипия пейзажная ;
  • печать по трафарету ;
  • монотипия предметная ;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

-эвристический;

- метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

- прием повтора;

- работа на черновиках;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками»

Подготовила: воспитатель Магомедова А.М.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик.  Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков :

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки  на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно.  Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.





Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологические проекты как способ вовлечения детей и их родителей в экологическую культуру окружающего мира»

слайд 2

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, и требуют переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.  Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.

слайд 3

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных и формирование предпосылок экологического сознания.

Ребёнка с самого рождения окружает мир живой природы:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдают за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями.

Формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения к природе, также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Педагог должен не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Создание нового  отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая,  но  и  нравственная.  Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру,  формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание подрастающего поколения.

слайд 4

Задачи экологического образования в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя. 

слайд 6

Дети - прирожденные исследователи.  Ежедневно они задают множество вопросов: «Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?»,  «Зачем черепахе панцирь?».

Педагогам нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. 

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. 

слайд 7

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать  непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

слайд 8

Работа с родителями – очень важный структурный компонент экологического проекта. Наряду с их педагогическим просвещением по вопросам экологического воспитания детей необходимо привлекать родителей к активному участию в проектах, совместной  с детьми деятельности. Положительный пример родителей является мощным стимулом для ребенка, именно поэтому работа в тандеме дает максимально положительный результат.

слайд 9

В целом экологический проект в ДОУ являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка.

Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы.

Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности.

В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

слайд 10

 При разработке проекта следует учитывать, что задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми  младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Что касается тематики проектов, то в младшем и среднем дошкольном возрасте она может перекликаться с художественными произведениями, а в старшем - расширяется, углубляется, и принимает естественнонаучный характер.

слайд 11

Практика работы в этом направлении показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, для того, чтобы экологический проект был эффективным, он не должен проводиться формально («проект ради проекта»). Прежде всего, он должен исходить от интересов детей, их вопросов, быть глубоким по содержанию (то есть включать задачи трудового, нравственного воспитания, познавательного развития, предусматривать различные виды деятельности детей, в том числе и продуктивные виды), интересным и доступным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....