Конспект НОД по дополнительной образовательной программе "Шахматы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Занятие № 6 "Как пешка Королевой стала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty.docx213.72 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 92 Красносельского района Санкт-Петербурга Панкова Ольга Владимировна

Непрерывная образовательная деятельность по дополнительной образовательной программе «Шахматы» по теме «Пешка»

«Как пешка Королевой стала»

Подготовительный к школе возраст

Цель

Формирование представлений о шахматной фигуре Пешка.

Задачи

Образовательная:

  1. Познакомить детей с шахматной фигурой Пешка, её местом в начальном положении, тем, как она ходит, бьёт другие фигуры;

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к игре в шахматы;

Развивающая:

  1. Развивать познавательную активность;
  2. Развивать психические процессы – память, внимание, мышление.

Форма

Групповая (8 человек)

Методы. Приёмы. Технологии.

Показ способа действий и образца, демонстрация наглядных пособий, рассказ, вопрос, пояснение, упражнение, дидактическая игра, загадка, создание проблемной ситуации, решение шахматных задач, ИКТ, кинезиологическое упражнение.

Ресурсы

Макет пешки, шахматные доски, листы с заданиями, карандаши, интерактивная доска.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.  

Планируемые результаты

Обогащение словаря. Развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослым. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.  Развитие познавательного интереса, любознательности. Формирование представлений о шахматной фигуре пешка, её ходах.

Пояснение

Первый год обучения. Занятие № 6.

Этап

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

(4 минуты)

Организационный момент – приветствие

(1 минута)

Педагог приглашает детей встать в круг и поздороваться.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Дети входят в кабинет, встают в круг и повторяют слова за педагогом.

Загадка

(1 минута)

Ребята, сегодня мы ожидаем гостя. Но кто это будет – вы узнаете, отгадав загадку.

Она – маленький солдат,

Храбрый и отважный.

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

На столике размещается макет пешки.

белая пешка.jpg

Ответ: пешка

Введение в проблемную ситуацию

(2 минуты)

Наша гостья – самая маленькая фигурка, её обычно и фигурой то не называли, а только по имени – «пешка». Пешка – самая слабая фигура, но недооценивать её нельзя! Она может быть очень полезной, а если повезёт, способна превратиться в любую фигуру, кроме Короля. В руках умелого игрока в шахматах происходят самые настоящие чудеса. А наша пешка мечтает стать Королевой. И я предлагаю вам, ребята, помочь ей осуществить свою мечту.

Чем и как вы можете ей помочь?

Ответы детей: провести пешку до крайней горизонтали противника.

Основная часть

(24 минуты)

Дидактическое упражнение

(2 минуты)

Итак, мы отправляемся в королевство, где живёт наша пешка. Но нам необходимо попасть в «правильное » королевство, именно в то, в котором может жить наша гостья.

На экране интерактивной доски появляется изображение двух шахматных досок.

7.jpg

Как вы определили «правильное королевство»?

Дети определяют правильную доску, у которой верхняя левая клеточка – белая.

Дидактическое упражнение

(3 минуты)

А сейчас давайте определим адрес нашей пешки.  

Вот отсюда наша пешка и начала свой путь.

Дети вспоминают, что у каждой фигуры на доске есть свой адрес: «улица» - вертикаль, «номер дома» - горизонталь.

Затем дети выбирают на интерактивной доске дом для пешки на горизонтали 2.

Затем они рассаживаются за столы, пред каждым – шахматная доска, на которой они должны разместить белую пешку по образцу на интерактивной доске.

Пояснение

(2 минуты)

Ходит наша пешка вперёд и прямо, на один шаг. Правда, в начале партии, пока ещё фигуры не двигались, пешка может шагнуть со второй горизонтали сразу на четвёртую.

Дальнейшее продвижение только вперёд и прямо. Вперёд – значит в сторону соперника. Назад ни шагу! Пешки не умеют поворачивать назад, они самые храбрые, поэтому назад не ходят и не бьют.

Дети делают ход.

Ход фигурой с пояснением

(3 минуты)

Пешка может побить фигуру или пешку, конечно, только фигуру противника, которая стоит от неё на одно поле по диагонали – наискосок. Бьёт пешка только вперёд! Не забываем – она самая храбрая фигура.

На экране интерактивной доски появляется диаграмма, на которой отражена позиция возможного нападения пешки сразу на две фигуры.

3.jpg

Если под ударом пешки стоит фигура, то говорят, что пешка на неё нападает.

Давайте сделаем ход.

Дети копируют образец у себя на доске.

Дети выбирают, какую фигуру бить, и делают ход.

Физкультминутка

(2 минуты)

Мы одержали маленькую победу, побили фигуру противника. Необходимо отдохнуть.

Ну-ка, пешки, поиграем,

Головой мы повращаем:

Вправо, влево, а потом

Три, четыре, приседаем,

Наши ножки разминаем.

Раз, два, три – на месте шаг,

Встали пешки дружно в ряд.

Дети выходят из-за столов и выполняют движения из текста физкультминутки.

Решение шахматных задач

(7 минут)

Чтобы помочь пешке сделать ещё один ход, мы должны решить шахматные задачи.

Детям раздаются листы с заданиями и карандаши.

Задание 1: обведи фигуры, которые может побить белая пешка.

какие бьет.jpg

Задание 2: нарисуй стрелочкой, как чёрная пешка может пойти, чтобы напасть на фигуру соперника.

нападение.jpg

Задание 3: нарисуй стрелочкой, как белая пешка может пойти, чтобы напасть сразу на две фигуры противника, «нанести двойной удар».

двойной.jpg

Молодцы, сделайте ход пешкой.

Дети на листах выполняют задания.

Дети делают ход.

Кинезиологическое упражнение

(2 минуты)

Продолжает наша пешка продвигаться к своей цели. Бодро шагает, устали не знает.

Упражнение «Перекрёстный марш»: дети шагают на месте. Поднимая правую ногу, прикасаются к колену левым локтем. И наоборот.

Ну что ж, вот пешка делает ещё ход.

Дети встают из-за столов и маршируют.

Дети садятся за столы и передвигают пешку ещё на одно поле.

Задание

(1 минута)

Вот вам ещё одно задание: какая из пешек при ходе белых может превратиться в Королеву?

Детям раздаются листы с заданием.

королева.jpg

Дети обводят нужную пешку.

Пояснение

(1 минута)

И вот немного волшебства! Превращение  происходит мгновенно: как только пешка делает последний ход, она снимается с доски, а на её место ставится выбранная фигура. Самая сильная фигура – Королева или Ферзь. Чаще всего пешка превращается именно в Ферзя/Королеву.

Дети делают последний ход и меняют фигуру.

Игра «Верю – не верю»

(1 минута)

Давайте сыграем с нашей новой Королевой, пешкой, которая исполнила свою мечту, в игру.

- шахматная доска состоит из 64 полей?

- в шахматы обычно играют вдвоём?

- в шахматы играют только взрослые?

- у каждого игрока в начале игры есть два Слона?

- у каждого игрока в начале игры есть шесть коней?

- все поля диагонали одного цвета?

- в начальном положении по углам стоят Кони?

Дети встают из-за столов и отвечают на вопросы: «верю»/ «не верю» хором.

Заключительная часть

(2 минуты)

Подведение итогов. Рефлексия.

(2 минуты)

Мы помогли нашей гостье исполнить её мечту и нам пора прощаться с ней и её новым королевством. Мы ещё не раз навестим нашего нового друга.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, и поделимся друг с другом, что нам больше всего понравилось, запомнилось, о чём сегодня мы расскажем мамам и папам дома.

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Интеллектуальная игра «Счастливый случай». Конспект-отчет по дополнительной образовательной деятельности в рамках ФГОС (познание, социализация, коммуникация) с детьми старшего дошкольного возраста.

Интегрирование всех видов дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое/Экологическое/Логическое направление. Познавательно-социальное ...

Конспект занятия по дополнительной образовательной деятельности Тема: «Мифические существа»

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков....

Конспект НОД по дополнительной образовательной деятельности «занимательная математика» на тему: «Числа и цифры 1 и 2»

занемательная математика с  детьми 3-4 лет.изучение " Числа и цифрй 1 и 2" простое и интересное занятие...

Конспект занятия по дополнительной образовательной деятельности Лепка "Неваляшка"

Целью занятия :Научить детей лепить предмет состоящий из нескольких частей одинаковой формы....

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема: «В поисках электричества»

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема:   «В поисках электричества»...

Методическая разработка. Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Детский фитбол" для детей среднего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на чудо-остров".

Конспект занятия содержит игровые упражнения на совершенствование предметно-манипулятивных действий с фитболом. Музыкально-ритмический комплекс с фитболом "Чунга-чанга". Динамические упражнения из ра...