Ритмические игры
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Ритмические игры
Предлагаемые игры помогают развить у детей чувство ритма.
«Потанцуем!»
Дети стоят по кругу парами, держась за руки. Под музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде» идут, гуляют по кругу (8 тактов). Потом кружатся парами (8 тактов). Затем идут налево по кругу и опять кружатся. Потом идут (четыре такта) к центру. Все, стоящие в паре справа, вертятся звездочкой, держась правой рукой (четыре такта).
Возвращаясь на свои места, опять кружатся со своей парой. Теперь идут в центр стоящие с левой стороны в паре и также кружатся звездочкой и т. д.
«Не ошибись»
Дети стоят по кругу, лицом к центру. Под веселую подвижную музыку по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, пружинку. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп.
Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.
«Калинка-малинка»
Дети сидят «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: «Калинка, малинка, малинка моя». Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке «путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.
«Паровозик»
«Паровозик» — это усложненный вариант предыдущей игры. Дети садятся на стульчики по кругу как можно ближе друг к другу. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вверх, это «станция». На ладошке лежит кубик-«вагончик». «Вагончики» начинают движения под текст: «Паровоз, паровоз, он вагоны повез». Текст произносится в таком ритме: два коротких звука, один длинный. В ритме текста дети 2 раза ударяют кубиком по левой ладошке, держа его сверху правой рукой, произнося: «Па-ро...», и на длинный слог — «воз» — перекладывают кубик на ладошку соседа справа, получая в это время кубик от соседа слева, и так на весь текст несколько раз. Кубики передвигаются в одном направлении, «паровозик» поехал. Чтобы не произошло «крушение», необходимо сначала прохлопать ритм не один раз всем вместе, по ладошкам, без кубиков. Когда он усвоен, можно «отправлять поезд». Взрослый (он сидит и общем кругу, а перед ним корзина с кубиками) берет но одному кубику из корзины и пускает их по кругу один за другим, пока у каждого ребенка в руках не окажется по кубику. Когда достигнута слаженность, движение паровозика можно ускорять и замедлять — менять темп, таким образом усложняя задания.
«Веселая четверка»
Движения выполняются под веселую музыку 4-дольного размера. Дети отмечают ритмическую пульсацию хлопками, шлепками по коленям или притопами.
Например:
на «раз-два» — хлопки,
на «три-четыре» — притопы.
Или:
на «раз-два» — пауза,
на «три-четыре» — шлепаем по коленям.
Или:
мальчики на «раз-два» — хлопают, девочки на «три- четыре» — шлепают по коленям, затем меняются ролями.
Или:
одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.
Темп может постепенно ускоряться.
«Дружные ребята»
Слова: «Я и мои друзья» дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.
На слово «Я» дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова «мои» и «друзья» выполняют два хлопка по коленям, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — «Я» и двух коротких «мои друзья».
Когда ритм освоен, дети хлопают «мои друзья» по коленям сидящих с двух сторон соседей. Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно украсить действия, играя мелодию польки или плясовой на фортепиано, металлофоне или добавить любой ударный инструмент.
«Хлопай — топай»
Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).
Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая, ритмическая игра «Мишка косолапый».
Развитие чувства ритма, координации речи и движения, воспитание просодии речи,развитие общей и мелкой моторики, развитие мимики, развитие воображения,развитие слухового и зрительного внимания, развити...
Музыкально - ритмические игры
Музыкально - ритмические игры для детей...
«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)
В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...
Буклет для родителей "Играем в словесно - ритмические игры вместе с детьми"
Многие родители задают вопросы о музыкальном развитии своего ребёнка, но музыкальное развитие тесно связано с речевым развитием. Развивается ребёнок не только в детском саду, но и дома. В помощь...
Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.
Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...
Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения
Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические песенки для запуска речи, пальчиковую гимн...