Методическая разработка конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: « Крахмал и его свойства».
методическая разработка (старшая группа)
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»
г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка
конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: « Крахмал и его свойства».
Воспитатель: Кузнецова Э.Р.
2021г.
Тема: «Крахмал и его свойства».
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала.
Задачи: - закрепить знания детей о ценных пищевых продуктах для организма человека, о значении витаминов в жизни человека;
- познакомить детей со свойствами крахмала ;
- изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
- продолжить исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы;
- развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение;
- формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,
- воспитывать правильное осознанное отношение к природе.
Предварительная работа:
- опытно-экспериментальная работа в групповом помещении,
- чтение энциклопедической литературы о витаминах и продуктах питания.
Оборудование: мольберт, мультимедийная система, картинки с изображением продуктов питания; продукты питания в тарелочках на каждого ребенка: мука, крахмал картофель, огурец, геркулес, лук, хлеб, банан, яблоко, рис, капуста непроливайки с раствором йода, пипетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло письмо от моего знакомого Химиши Пробиркина. Помните, я о нем вам рассказывала. Он любит загадывать загадки и рассказывать сказки. Но это не простые загадки и не обычные сказки. Они – о веществах.
(Техника безопасности.)
Эксперименты, которые мы будем с вами сегодня проводить, являются неопасными, однако ни в коем случае ничего нельзя
Дети:пробовать на вкус, не нужно во время работы трогать руками лицо, работать надо так, чтобы ничего не проливалось и не просыпалось.
Воспитатель:Наденьте защитную одежду (халаты либо фартуки с нарукавниками).
Давайте прочитаем письмо! (Берет листок, разворачивает его).
Да, ребята, это загадка. Значит, мы будем сегодня знакомиться с новым веществом.(читает загадку):
Очень странный порошок:
Он хрустящий, как снежок,
Как мука, он белый-белый,
Но не сахар, и не мел он.
В кипяток попал, и вот
Превратил компот в кисель.
Ты, конечно, угадал:
Этот порошок – … (крахмал)
Воспитатель: Пройдем за столы.
Дети могут отгадать или не отгадать загадку. Воспитатель действует в соответствии с ситуацией – хвалит детей за ответы или подсказывает им (пробовали ли они кисель, что нужно для варки киселя). В качестве последней подсказки можно показать пакет с крахмалом, если дети умеют читать.
Воспитатель: А почему в загадке говорится, что крахмал хрустит, как снежок? (Дает потрогать детям крахмал).
- Что вы ощущаете? ( Дети трогают, при желании описывают свои ощущения.)
- А теперь сравните с мукой, сахаром, с солью.( Рассматривают крахмал, обсуждают, на что он похож.)
Воспитатель: Итак, мы выяснили….(дети делают вывод)
что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличии от соли, сахара и муки , при трении скрипит.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что Химиша не случайно загадал загадку именно про крахмал. Дело в том, что к нему в гости собирается его приятель - жучок Жужик. А Жужик питается только тем, в чем есть крахмал. И Химиша просит нас помочь ему накормить Жужика. Может быть, сделаем ему самый простой кисель, смешаем крахмал и воду?
Перед вами стоят стаканчик с крахмалом и стаканчик с водой. Добавьте воду к крахмалу. И размешайте.
- Ну, что, получился у нас кисель?
Дети: Нет! ...Кисель густой, а у нас просто мутная вода….
Воспитатель: Что же мы сделали неправильно?
Дети, которые видели, как варят кисель, могут сами подсказать, что нужна горячая вода. Если они не предлагают этого, можно подсказать
–Воспитатель : может быть, вода нужна горячая? Как описанно в загадке?
Воспитатель в демонстрационном варианте добавляет горячую воду к смеси крахмала и небольшого количества холодной воды, интенсивно размешивая смесь. (Вода кипятится в чайнике заранее, к этому моменту должна оставаться достаточно горячей.) Загустевшая полупрозрачная смесь демонстрируется детям.
Воспитатель: Посмотрите, как изменилась наша «мутная водичка». Что с ней произошло?
Дети: Она стала густая. Больше не вытекает из стакана! (при большой густоте) Она стала не такая мутная!
Воспитатель: Прозрачная стала?
Дети: Нет… Немножко прозрачная и немножко мутная… Не как вода.
Воспитатель: А на крахмал похоже?
Дети: Нет, совсем не похоже. Крахмал твердый, белый. То, что получилось, не твердое и не жидкое. И не белое, а какое-то другое… мутное.
Воспитатель: Получился у нас кисель? Он густой теперь?
Дети: Густой. Но, наверное, он невкусный…
Воспитатель: Да, пожалуй, без сахара и ягод он и правда невкусный… Чтобы накормить Жужика, надо поискать крахмал в других продуктах. Только вот как? А вот у Химиши подсказка, как обычно, загадкой.
Он стоит на полке в склянке,
Лечит ссадины и ранки.
Только очень сильно жжет!
Догадались? — Это...
Дети: Йод!
Воспитатель: А как же нам йод поможет?
(Если дети сами не догадываются)
Воспитатель: предлагаю смешать крахмал и йод. При помощи пипетки добавьте раствор йода к смеси крахмала и холодной воды, которая находится у вас в стаканчиках.
(Аптечный спиртовой раствор нужно развести в воде до цвета чайной заварки, раствор Люголя тоже можно слегка разбавить, но не сильно). Также можно раздать им «кисель», разделив на порции – он к этому времени уже достаточно остыл. Старшие дети могут заметить разницу в окраске крахмала в смеси с холодной водой и в «киселе».
Воспитатель: Что же произошло?
Дети: Крахмал стал синим.
Воспитатель: Давайте, чтобы не забыть, раскрасим картинку, какого цвета были йод и крахмал, и что получилось, когда мы их смешали.
Детям выдается опорный лист с картинкой. Они раскрашивают картинки, используя цветные карандаши.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами сейчас узнали?
Дети отвечают на вопрос. Возможные варианты:
Узнали, что есть такое вещество – крахмал. Узнали, что он хрустит. Он похож на муку, но это не мука. Узнали, что от йода крахмал становится синим.
Воспитатель: Ребята, Жужик вот-вот приедет к Химише, а мы еще не нашли, чем его кормить. Помните, что ест Жужик?
Дети: То, в чем есть крахмал!
Воспитатель: Давайте при помощи йода поищем, в каких продуктах находится крахмал. Будем капать раствором йода на кусочки продуктов и наблюдать. Как мы узнаем, что нашли крахмал?
Дети: Если увидим синий цвет, значит, в этом продукте есть крахмал.
Детям раздаются плоские тарелки или досочки , на которые они поочередно выкладывают ломтики исследуемых продуктов. Они выдаются не сразу, а по очереди, с предварительной демонстрацией целого продукта. Например:
Воспитатель (показывая детям картофелину): Что это у меня?
Дети: Картошка!
Воспитатель: Давайте посмотрим, есть ли в ней крахмал.
Дети получают ломтики картофеля, капают на них раствор йода ,замечают синее окрашивание.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Картошка посинела!
Воспитатель: И что это значит, есть в ней крахмал?
Дети: Да!
Воспитатель: Будет ее естьЖужик?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, один продукт для Жужика нашли. Давайте искать дальше. Вот это у меня что? (Показывает следующий продукт, например, огурец.Действия повторяются). Что наблюдаем?
Дети: Огурец не синеет, капля йода просто желтая….
Воспитатель: И это значит…
Дети: В огурце нет крахмала… Жужик не будет его есть…
Так исследуются все имеющиеся продукты. Их набор может быть различным, но надо постараться, чтобы он включал и продукты, не содержащие крахмала. Можно воспользоваться сахаром, солью.
Воспитатель: Теперь давайте отметим на листочках, где мы нашли крахмал, а где нет. Вы свои листочки оставите себе, а я свой отправлю Химише, чтобы он не забыл, чем кормить Жужика.
Дети получают опорные листы с заданием:
"Закрасьте кружок таким цветом, какой получается при добавлении капельки раствора йода. Обведи продукты, в которых нашелся крахмал, большим кружком, как на образце".
Закрашивают кружки синим и оранжевым/коричневым цветом.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши листы и скажем, где нашелся крахмал и чем можно накормить Жужика?
Дети перечисляют продукты, в которых нашли крахмал.
Воспитатель: Ребята, понравились загадки от Химиши? Какое вещество мы сегодня рассматривали? Давайте сделаем вывод.
(Дети делают выводы, говорят что им понравилась.)
Воспитатель: В следующий раз мы с вами попробуем сами получить крахмал из продуктов.
Химиша еще приготовил для нас сказку, которую мы с вами прочитаем и проведем эксперименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"
Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Коли семья вместе, так и душа на месте»
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Коли семья вместе, так и душа на месте». окажет помощь в проведении совместного мероприятия ...
Методическая разработка "Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Полёт на Марс».
План - конспект занятия в старшей группе с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка конспекта НОД по лепке в старшей группе Тема: «Веточка рябины»
Конспект разработан для детей с задержкой психического развития....
Методическая разработка конспекта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.
Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию в старшей группе по теме "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат"....
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Нарисую море я!»
Реализуемая приоритетная образовательная область – художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями – познавательное развитие, речевое развитие.Цель: закрепи...
Педагогическая находка. Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Методическая обработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"....