Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Нарисую море я!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Реализуемая приоритетная образовательная область – художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями – познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепить у детей желание использовать нетрадиционные техники рисования, используя пену для бритья, в комбинации с техникой по мокрому листу бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_narisuyu_more_ya_.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме:
«Нарисую море я!»
(Реализуемая приоритетная образовательная область – художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями – познавательное развитие, речевое развитие)
Цель: закрепить у детей желание использовать нетрадиционные техники рисования, используя пену для бритья, в комбинации с техникой по мокрому листу бумаги.
Задачи:
- познакомить с творчеством художника–мариниста И.К. Айвазовского, продолжать формировать представление детей о пейзаже, как жанре живописи, откликаться на переданное художником настроение;
- учить передавать выразительные особенности морского пейзажа, используя комбинирование нетрадиционных техник рисования (по мокрому листу бумаги – небо, рисование пеной для бритья – море);
- обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами: морской пейзаж, репродукция, марина, пейзажная живопись, художник-маринист;
- воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе родного края.
Оборудование для педагога: мультимедийный комплекс; аудиозапись «Шум моря»; большая морская раковина – «Мурекс индивия»; видео презентация «Сказка о волне»; пена для бритья; кораблики в технике оригами.
Оборудование для детей: листы бумаги формата А-4; плотная плоскость формата А-4; наборы инструментов и материалов для работы: гуашевые краски; поролоновые губки; тонкие кисточки; линейки; салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание карты Крыма. Чтение художественных произведений о море. Рассматривание картин И.К. Айвазовского. В рамках тематического дня «Черное море мое!», приуроченного к Международному дню Чёрного моря: беседа «Загадки Черного моря»; мини-проект «Подводный мир Черного моря»; фотоколлаж «Подружись с волной!». Опытно – исследовательская деятельность «Мир воды».
Ход НОД:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу и прислушайтесь! Помогите мне определить, откуда доносится этот необычный завораживающий звук.
(Звучит аудиозапись «Шум моря» (еле слышно). При правильном выборе направления, шум моря усиливается. Дети находят источник издаваемого звука- красивую раковину)
Прием оживления детских эмоций «Ракушка»: Детям предлагается поднести раковину к ушку, послушать доносящийся из нее звук и о том, что услышали показать в движениях.
Воспитатель: Что же вы представили, о чем нам хочет рассказать эта замечательная раковина? (Ответы детей)
(Демонстрация слайда на мультимедийном экране: пейзаж «Море»)
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня нас ждет волшебное путешествие, плодотворная работа и еще много-много интересного и удивительного. Я вам желаю, чтобы у вас все получилось, и на протяжении всего путешествия вас не покидало хорошее настроение!
(Слайд: карта «Наш Крым»)
…Крым, как и Солнце, один в этом мире.
Крым – это степи в шуршащем ковыле,
Крым – это пики вершин в поднебесье,
Крым – это море, поющее песни…
Л. Огурцова
(Дети рассматривают картины, называют цвет изображенного на них моря).
Воспитатель: Что вы знаете о море? (Ответы детей) Какими морями омывается наш полуостров? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете наша раковина посланница, какого из морей Черного или Азовского? (Предположения детей)
- Наша раковина мне сейчас сама подскажет! (Воспитатель подносит раковину и слушает шум моря) Раковина шепнула мне, что она посланница Черного моря.
- А еще, раовина приготовила для вас сюрприз:
Аудиозапись стихотворения
Звездочка в небе колышется кротко
В белом тумане качается лодка,
В лодке той – чудесные краски
Шепчутся в ней небылицы и сказки
Лодочку ветер тихонько качает.
В волшебное Царство он нас приглашает…
Видео презентация «Сказка о Волне»
Воспитатель: Жила была Волна. Она жила в Черном море. На берегу моря стоял красивый город – Феодосия. В этом городе жил мальчик Ванечка. Он каждый день приходил на берег моря со своей маленькой скрипочкой и играл Волне. Волна тихо слушала музыку, которая лилась из скрипочки. Она то плакала, то смеялась. Когда мальчик уставал играть, он брал в руки то уголек, то карандаш и пробовал нарисовать Волну. Волна смеялась над Ваней. Она говорила: «Ванечка, ты никогда меня не нарисуешь. Посмотри, как я меняюсь?» Волна то перекатывалась, то бешено билась о берег. Так происходило всегда изо дня в день. А Ванечка все продолжал рисовать. И вот однажды он сказал Волне: «Я все-таки тебя нарисую!».
Прошло некоторое время. Мальчик исчез. Волна очень заскучала. Она не находила себе места: то перекатывалась, то бушевала. И вдруг в одно прекрасное время она подслушала разговор людей и узнала, что Ванечка уехал в далекий город Петербург учиться на художника.
Прошло много лет. Ваня - Иван Константинович Айвазовский стал замечательным художником-маринистом. Он снова появился на берегу Черного моря. Он опять сидел на берегу моря и рисовал. И вот однажды он принес картину и показал ее Волне: «Посмотри, а я тебя все-таки нарисовал!». Волна была довольна своим изображением. И поблагодарила художника.
Воспитатель: Ребята, вы я думаю догадались, что эта сказка о великом художнике Иване Константиновиче Айвазовском.
(Слайд: Портрет И. К. Айвазовского)
Воспитатель: Иван Константинович Айвазовский, жил и трудился в Крыму в городе Феодосия. Именно Черное море и крымская природа стали источником его вдохновения. Мы с вами уже знакомы с некоторыми репродукциями его картин. Что на них изображено?
(Дети делятся впечатлениями о любимой репродукции в сопровождении слайдов уже знакомых им картин И.К. Айвазовского)
Воспитатель: Да, Айвазовский писал картины о море. Художников изображающих морские пейзажи, называют маринистами. Представьте себе, что вы сейчас из окна нашей группы видите морской пейзаж:
Динамическая пауза:
Море видно из окна, (смотрят в окно, сделанное из рук)
Лодка на море видна. (показ из ладошек лодки)
Важно по морю плывет (показ волн руками)
Трехэтажный пароход. (ладошки вместе и как рыбка плывет)
Из окна видна скала, (показ из ладошек горы)
Над скалою – два орла. ( показ птицы из ладошек)
Смотрит мишенька-медведь, (посмотреть влево, вправо)
Невозможно не глядеть - (отрицательное покачивание головой)
Все в диковинку ему (показ эмоции – удивление)
Он ведь первый раз в Крыму. (показать рукой пространства перед собой)
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы изображали скалы, горы, морскую гладь. И сейчас, мы с вами попадем в волшебное Царство красок, пены, используя которые будем рисовать море, свое море - свою «марину». Почувствуйте себя художниками-маринистами, пусть у каждого из вас будет свое море: у кого-то тихое и спокойное, это – штиль, у кого-то море будет волноваться рябью с белыми барашками пены, а кто-то нарисует шторм – морскую бурю.
Предлагаю вам закрыть глаза и представить, какое море вы будете рисовать. А наши волшебные краски будут вести себя не совсем обычно. Они будут расплываться, пузыриться и пениться. Восхитительная легкость красок, получение новых цветов, их смешивание прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно красивой и интересной.
Сегодня я предлагаю использовать разные, но уже знакомые вам способы изображения - это рисование по мокрому листу и рисование пеной для бритья.
Но прежде, чем приступить к работе вспомним некоторые технические приемы.
(Дети озвучивают приемы рисования по мокрому листу и приемы рисования пеной для бритья:
3. Практическая часть
(Дети рисуют море, используя выше озвученные нетрадиционные способы рисования: по мокрому листу бумаги и рисование пеной для бритья).
По ходу занятия воспитатель корректирует работу детей и сопровождает чтением стихотворения:
Я рисую море, голубые дали.
Вы такого моря просто невидали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая - просто как живая!
Я сижу тихонько около прибоя –
Окунаю кисточку в море голубое.
Море штормом раскачало,
И оно, как на врага, шло на сушу
И рычало, и крушило берега.
В ночь любую, в день любой
Море занято с собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем одето – в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд...
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
- Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, Ответ:
Для чего тебе наряды?
- Чтобы люди были рады.
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нарисовали море, и у каждого из вас получилось свое море. Пока ваши работы просохнут, я предлагаю вам рассказать о своем море, подчеркивая свое настроение, переживание, эмоциональное состояние. (Рассказы детей с описанием своего рисунка)
Воспитатель: Наши работы подсохли, и сейчас я хочу обратить ваше внимание еще на один сюрприз:
Вода после шторма всегда в беспорядке:
Виднеются всюду морщины и складки.
Чтоб выровнять море вблизи и вдали,
Все время утюжат его корабли.
(Детям предлагается выбирать понравившийся кораблик и прикрепить его к своему рисунку, затем вместе с детьми оформляется выставка)
Воспитатель: Теперь вы тоже маленькие художники - маринисты и в нашей группе мы с вами открываем вернисаж, который смогут посетить не только ваши родители, но и сотрудники и дети из других групп нашего детского сада.
Используемая литература:
- Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» / Авт.-сост.: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Республики Крым от 01.03.2017 № 1/7);
- Познаем мир вместе. Методические рекомендации по реализации Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» / Авт.-сост. Л.Г Мухоморина, М.А. Араджиони, А.О. Горькая, Э.Ф. Кемилева, С.Н. Короткова, Л.М. Тригуб, М.В. Лопатина, Е.В. Феклистова
- Путешествие по Крыму /Ред.-сост. Л.Г Мухоморина, М.В. Лопатина – Симферополь
- «Сказки о художниках», М., издательство «Белый город»
- Сорокин Ю. И. Чёрное море: Природа, ресурсы. — М.: Наука\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"
Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....
Методическая разработка КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой"
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествиие с Капелькой" предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Целью является закрепление представлений детей о том, для чего челове...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию по теме: "ПТИЦЫ" Старшая группа..
Конспект (сценарий) непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Птицы" на старший возраст....
Методическая разработка "Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Полёт на Марс».
План - конспект занятия в старшей группе с использованием современных образовательных технологий...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ и игровых технологий "Осеннее дерево"
Конспект по бтсероплетению со старшими детьми....
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осенний парк»
Данная методическая разработка направлена на формирование у детей развития воображения средствами художественного творчества, на создание условий для развития коллективной деятельности, речевому и игр...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Полезные продукты»
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Полезные продукты»Цель: Познакомить детей с понятием «витамины»...