Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Нарисую море я!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Реализуемая приоритетная образовательная область – художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями – познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепить у детей желание использовать нетрадиционные техники рисования, используя пену для бритья, в комбинации с техникой по мокрому листу бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_narisuyu_more_ya_.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме:

«Нарисую море я!»

(Реализуемая приоритетная образовательная область – художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями – познавательное развитие, речевое развитие)

       Цель: закрепить у детей желание использовать нетрадиционные техники рисования, используя пену для бритья, в комбинации с техникой по мокрому листу бумаги.

     

Задачи:

- познакомить  с  творчеством  художника–мариниста И.К. Айвазовского, продолжать формировать представление детей о пейзаже,   как жанре живописи, откликаться на переданное художником настроение;

- учить передавать выразительные особенности морского пейзажа, используя   комбинирование нетрадиционных техник рисования (по  мокрому листу бумаги –  небо, рисование пеной для бритья – море);      

- обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами: морской пейзаж, репродукция, марина, пейзажная живопись, художник-маринист;

- воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе  родного края. 

Оборудование для педагога: мультимедийный комплекс;  аудиозапись «Шум моря»; большая морская раковина – «Мурекс индивия»;  видео презентация «Сказка о волне»; пена для бритья; кораблики в технике оригами.            

Оборудование для детей:  листы бумаги формата А-4; плотная плоскость формата А-4; наборы инструментов и материалов для работы: гуашевые краски; поролоновые губки; тонкие кисточки; линейки; салфетки.

Предварительная работа:  Рассматривание карты Крыма. Чтение художественных произведений о море. Рассматривание картин И.К. Айвазовского. В рамках тематического дня «Черное море мое!», приуроченного  к Международному  дню Чёрного моря:  беседа  «Загадки Черного моря»; мини-проект «Подводный мир Черного моря»; фотоколлаж «Подружись с волной!». Опытно – исследовательская деятельность «Мир воды».

Ход НОД:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:  Ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу и прислушайтесь! Помогите мне определить, откуда доносится этот необычный завораживающий звук.

 (Звучит аудиозапись «Шум моря» (еле слышно). При правильном выборе направления,  шум моря усиливается. Дети находят источник издаваемого звука- красивую раковину)

Прием оживления детских эмоций «Ракушка»: Детям предлагается поднести раковину к ушку, послушать доносящийся из нее звук и о том, что услышали показать в движениях.

Воспитатель:  Что же вы представили, о чем нам хочет рассказать эта замечательная раковина?   (Ответы детей)

(Демонстрация слайда на мультимедийном экране:  пейзаж  «Море»)

2. Основная часть 

Воспитатель:   Сегодня нас ждет волшебное путешествие, плодотворная работа и еще много-много интересного и удивительного. Я вам желаю, чтобы у вас все получилось, и на протяжении всего путешествия вас не покидало хорошее настроение!

(Слайд:  карта «Наш Крым»)

…Крым, как и Солнце, один в этом мире.

Крым – это степи в шуршащем ковыле,

Крым – это пики вершин в поднебесье,

Крым – это море, поющее песни…

Л. Огурцова

(Дети рассматривают картины, называют цвет изображенного на них моря).

Воспитатель:  Что вы знаете о море? (Ответы детей) Какими морями омывается наш полуостров? (Ответы детей).

Воспитатель:  Как вы думаете наша раковина посланница, какого из морей Черного или Азовского? (Предположения детей)  

- Наша раковина мне сейчас сама подскажет! (Воспитатель подносит раковину и слушает шум моря) Раковина шепнула мне, что она посланница Черного моря.  

- А еще, раовина приготовила для вас сюрприз:

Аудиозапись стихотворения 

Звездочка в небе колышется кротко

В белом тумане качается лодка,

В лодке той – чудесные краски

Шепчутся в ней небылицы и сказки

Лодочку ветер тихонько качает.

В волшебное Царство он нас приглашает…

Видео презентация «Сказка о Волне»

Воспитатель:   Жила была Волна. Она жила в Черном море. На берегу моря стоял красивый город – Феодосия. В этом городе жил мальчик Ванечка. Он каждый день приходил на берег моря со своей маленькой скрипочкой и играл Волне. Волна тихо слушала музыку, которая лилась из скрипочки. Она то плакала, то смеялась. Когда мальчик уставал играть, он брал в руки то уголек, то карандаш и пробовал нарисовать Волну. Волна смеялась над Ваней. Она говорила: «Ванечка, ты никогда меня не нарисуешь. Посмотри, как я меняюсь?» Волна то перекатывалась, то бешено билась о берег. Так происходило всегда изо дня в день. А Ванечка все продолжал рисовать. И вот однажды он сказал Волне: «Я все-таки тебя нарисую!».

Прошло некоторое время. Мальчик исчез. Волна очень заскучала. Она не находила себе места: то перекатывалась, то бушевала. И вдруг в одно прекрасное время она подслушала разговор людей и узнала, что Ванечка уехал в далекий город Петербург учиться на художника.

Прошло много лет. Ваня - Иван Константинович Айвазовский стал замечательным художником-маринистом. Он снова появился на берегу Черного моря. Он опять сидел на берегу моря и рисовал. И вот однажды он принес картину и показал ее Волне: «Посмотри, а я тебя все-таки нарисовал!». Волна была довольна своим изображением. И поблагодарила художника.

Воспитатель:   Ребята, вы я думаю догадались, что эта сказка о великом художнике Иване Константиновиче Айвазовском.

(Слайд: Портрет И. К. Айвазовского)

Воспитатель:   Иван Константинович Айвазовский, жил и трудился в Крыму в городе Феодосия.  Именно Черное море и крымская природа стали источником его вдохновения. Мы с вами уже знакомы с некоторыми  репродукциями его картин. Что на них изображено?

(Дети делятся впечатлениями о любимой репродукции в сопровождении слайдов уже знакомых им  картин И.К. Айвазовского) 

Воспитатель:   Да, Айвазовский писал картины о море. Художников изображающих  морские пейзажи, называют маринистами. Представьте себе, что вы сейчас из окна нашей группы видите морской пейзаж:

Динамическая пауза:

Море видно из окна,              (смотрят в окно, сделанное из рук)

Лодка на море видна.            (показ из ладошек лодки)

Важно по морю плывет         (показ волн  руками)

Трехэтажный пароход.          (ладошки вместе и как рыбка плывет)

Из окна видна скала,              (показ из ладошек горы)

Над скалою – два орла.          ( показ птицы из ладошек)

Смотрит мишенька-медведь, (посмотреть влево, вправо)

Невозможно не глядеть -         (отрицательное покачивание головой)

Все в диковинку ему                (показ эмоции – удивление)

Он ведь первый раз в Крыму. (показать рукой  пространства перед собой)

Воспитатель:  Мне очень понравилось, как вы изображали скалы, горы, морскую гладь. И сейчас, мы с вами попадем в волшебное Царство красок, пены, используя которые будем рисовать море, свое море - свою «марину». Почувствуйте себя художниками-маринистами, пусть у каждого из вас будет свое море: у кого-то тихое и спокойное, это – штиль, у кого-то море будет волноваться рябью с белыми барашками пены, а кто-то нарисует шторм – морскую бурю.

Предлагаю вам закрыть глаза и представить, какое море вы будете рисовать. А наши волшебные краски будут вести себя не совсем обычно. Они будут расплываться, пузыриться и пениться. Восхитительная легкость красок, получение новых цветов, их смешивание прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно красивой и интересной.

Сегодня я предлагаю использовать разные, но уже знакомые вам способы изображения - это рисование по мокрому листу и рисование пеной для бритья.

Но прежде, чем приступить к работе вспомним некоторые технические приемы.  

(Дети озвучивают приемы рисования по мокрому листу и приемы рисования пеной для бритья:

3. Практическая часть  

(Дети рисуют море, используя выше озвученные нетрадиционные способы рисования: по мокрому листу бумаги и рисование пеной для бритья).

По ходу занятия воспитатель корректирует работу детей и сопровождает чтением стихотворения:

Я рисую море, голубые дали.

Вы такого моря просто невидали!

У меня такая краска голубая,

Что волна любая - просто как живая!

Я сижу тихонько около прибоя –

Окунаю кисточку в море голубое.

Море штормом раскачало,

И оно, как на врага, шло на сушу

И рычало, и крушило берега.

В ночь любую, в день любой

Море занято с собой:

По утрам оно одето
В платье розового цвета.

Днем одето – в голубое,

 С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье

Надевает на закате.

          По ночам на черной глади –
         Мягкий бархатный наряд...
         А на бархатном наряде
        Драгоценности горят.
- Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, Ответ:
Для чего тебе наряды?
- Чтобы люди были рады.

Воспитатель:  Молодцы! Вот вы и нарисовали море, и у каждого из вас получилось свое море. Пока ваши работы просохнут, я предлагаю вам рассказать о своем море, подчеркивая свое настроение, переживание, эмоциональное  состояние.  (Рассказы детей с описанием своего рисунка)

Воспитатель:  Наши работы подсохли, и сейчас я хочу обратить ваше внимание еще на один сюрприз:

Вода после шторма всегда в беспорядке:

Виднеются всюду морщины и складки.

Чтоб выровнять море вблизи и вдали,

Все время утюжат его корабли.

       (Детям предлагается  выбирать понравившийся кораблик и прикрепить его к своему рисунку, затем вместе с детьми оформляется  выставка)

       Воспитатель:   Теперь вы тоже маленькие художники - маринисты и в нашей группе мы с вами открываем вернисаж, который смогут посетить не только ваши родители, но и сотрудники и дети из других групп нашего детского сада.

Используемая литература:

- Региональная  парциальная программа  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в  Республике Крым «Крымский веночек» / Авт.-сост.: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Республики Крым от 01.03.2017 № 1/7);

- Познаем мир вместе. Методические рекомендации по реализации Региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в  Республике Крым «Крымский веночек» / Авт.-сост. Л.Г Мухоморина, М.А. Араджиони,  А.О. Горькая, Э.Ф. Кемилева, С.Н. Короткова, Л.М. Тригуб, М.В. Лопатина, Е.В. Феклистова

- Путешествие по Крыму /Ред.-сост. Л.Г Мухоморина, М.В. Лопатина – Симферополь

- «Сказки о художниках», М., издательство «Белый город»

-  Сорокин Ю. И. Чёрное море: Природа, ресурсы. — М.: Наука\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"

Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях,  формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....

Методическая разработка КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествиие с Капелькой" предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Целью является закрепление представлений детей о том, для чего челове...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию по теме: "ПТИЦЫ" Старшая группа..

Конспект (сценарий) непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Птицы" на старший возраст....

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осенний парк»

Данная методическая разработка направлена на формирование у детей развития воображения средствами художественного творчества, на создание условий для развития коллективной деятельности, речевому и игр...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Полезные продукты»

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности  в средней группе «Полезные продукты»Цель: Познакомить детей с понятием «витамины»...